Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:35, контрольная работа
Предприятие - основное структурное звено отрасли промышленности, где трудовой коллектив, используя средства производства, создает потребительские ценности в виде продукции, работ и услуг, характерными чертами которого являются производственно-технологическое, организационное и экономическое единство, хозяйственная самостоятельность и обособленность. В его хозяйственной деятельности выражается суть и характер развития экономической системы.
Введение
1. Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования……………………………………………………………………3
2. Типы предприятий………………………………………………………………6
3. Движущие мотивы развития экономики предприятия……………………16
4.Рассчитайте показатели, характеризующие уровень развития предприятия и его конкурентоспособность………………………………….19
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
1.
Предприятие как основное экономическое
звено в рыночной системе хозяйствования…………………………………………
2.
Типы предприятий…………………………………………………
3. Движущие мотивы развития экономики предприятия……………………16
4.Рассчитайте
показатели, характеризующие уровень
развития предприятия и его конкурентоспособность………………………
Заключение
Список используемых источников
Предприятие
- основное структурное звено отрасли
промышленности, где трудовой коллектив,
используя средства производства, создает
потребительские ценности в виде продукции,
работ и услуг, характерными чертами которого
являются производственно-технологическо
Предприятия являются основными источниками формирования бюджетов всех уровней, выступают связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений. Это тема всегда актуальна для экономики каждого государства.
По Закону РФ, предприятие - это самостоятельный субъект с правами юридического лица (юридическое лицо обладает самостоятельным балансом, имеет расчетный счет в банке, печать с наименованием предприятия, устав деятельности, несет имущественную ответственность). Основная цель предприятия в условиях рынка - получить максимальную прибыль за счет удовлетворения потребностей.
Важнейшие функции предприятия:
производственная - связана с изготовлением продукции или оказанием услуг;
хозяйственная и предпринимательская - призвана обеспечить производство необходимым сырьем, обеспечить сбыт продукции;
финансовая и учетно-бухгалтерская деятельность - учет и контроль в движении материальных ценностей, своевременная оплата счетов, создание благоприятных условий для бизнеса;
организационно-управленческая - координация перечисленных видов деятельности, создание лучших условий для экономического роста предприятия.
В зависимости от различных признаков, модели организационно-правовых форм можно классифицировать следующим образом:
По виду хозяйственной деятельности - промышленные, аграрные, строительные, транспортные, торговые и др.
По формам собственности - государственные, кооперативные, арендные, акционерные, частные, смешанные, совместные, трудовые хозяйства, коллективные предприятия, посреднические фирмы, коммерческие подразделения.
По организации хозяйственной структуры - отдельно функционирующие самостоятельные предприятия, общества, производственные объединения (картели, концерны, межотраслевые государственные объединения, хозяйственные ассоциации, консорциумы, тресты и др.).
Осуществление целенаправленных действий по изготовлению продукции по законам технологии, с одной стороны, и, с другой, - ее реализации по законам товарного обмена представляет собой хозяйствование.
По своим функция методы хозяйствования делятся:
по сфере применения: производство и реализация;
по характеру: экономические, административные, информационные;
по способу реализации: прямые, косвенные, текущие, перспективные;
по форме: имеющие и не имеющие правовое обеспечение.
Принципы хозяйственной политики сводятся к следующему:
самостоятельность;
самоокупаемость;
эквивалентный обмен, отношения взаимности, не навязанные извне;
субъективность и объективность, в свои отношения объект и субъект вступают сознательно;
самофинансирование (за счет прибыли);
экономия ресурсов;
формирование цены (на основе спроса и предложения, качества и уникальности продукта);
ориентация на максимально возможное удовлетворение спроса как условие функционирования предприятия;
обязательность накопления средств;
постоянное повышение конкурентоспособности продукции;
создание финансовых резервов как источника смягчения риска.
Сущность организации управления заключается в координации производственной, хозяйственной и предпринимательской, финансовой и учетно-бухгалтерской деятельности любого предприятия, создании лучших условий для экономического роста и для защиты интересов коллектива.
Как известно, государство регулирует функционирование рынка, а рынок - деятельность предприятия. Эти взаимоотношения регулируются экономическими инструментами промышленной и предпринимательской деятельности.
Новый вид деятельности, появившийся в практике российского предпринимательства - маркетинговая служба. Предприятие в условиях рынка, как известно, стремится к получению прибыли, и это предполагает, что в условиях конкуренции условия сбыта его продукции должны быть благоприятными и стабильными, и предприятие должно стремиться к выпуску товаров, пользующихся высоким спросом и находящихся по своему качеству на уровне требований рынка.
Оказывая воздействие на производство, маркетинг помогает избежать возникновения пробелов в удовлетворении спроса и предотвращает потери, которые влечет за собой производство продукции, не находящей сбыта на рынке.
Важной задачей службы маркетинга также является создание условий выхода на внешние рынки. Она сводится к тому, чтобы учитывать требования мирового рынка в качестве одного из критериев оценки развития собственного производства, бороться за конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятием с учетом вкусов и требований потребителей. Именно поэтому в обязанности отдела снабжения должно входить так называемое обслуживание потребителей (то ли в форме организации фирменной торговли, толи проведение консультаций по использованию и хранению продуктов и др.).
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
По формам собственности предприятия подразделяются на:
частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
государственные, под которыми понимаются как чисто государственные (в том числе муниципальные), где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития государственными следует считать предприятия, на которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).
Из этих двух категорий предприятий часто выделяют смешанные, т.е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. Такая категория предприятий иногда занимает существенное место в экономической жизни страны, например в России в конце 90-х гг., когда в результате приватизации государство сохранило пакет акций на многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых работников).
По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров - численности занятых и объема производства (продаж).
По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около половины общего числа предприятий).
В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве - 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности - 100 человек
Классификация фирм по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.
Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.
По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.
Частный предприниматель.
Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.
Партнерство (товарищество).
Партнерство - это форма организации бизнеса естественным развитием единоличного владения.
Закон о партнерстве 1890г. определил партнерство (товарищество), как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтера, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.
По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлению ею.
Корпорация (компании с ограниченной ответственностью).
Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством "юридические лица" могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.
Малое предприятие.
Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной. Во-первых, оно может быть "одноклетчатым" и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.
К малым предприятиям относятся вновь создаваемые им действующие предприятия численностью работающих до 200 человек в промышленности или строительстве, до 100 человек в науке и научном обслуживании, до 50 человек в других отраслях производственной сферы, до 25 человек в отраслях непроизводственной сферы, до 15 человек в розничной торговле.
Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
Уставом малого предприятия устанавливаются цели его деятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления, возможности выкупа, распределение прибыли, условиями реорганизации и прекращения деятельности и другие важнейшие вопросы.
Предприятия самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Малые предприятия отчитываются о результатах своей хозяйственной деятельности перед учредителями в порядке, определенном учредительным договором.
Информация о работе Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования