Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Предприятие - основное структурное звено отрасли промышленности, где трудовой коллектив, используя средства производства, создает потребительские ценности в виде продукции, работ и услуг, характерными чертами которого являются производственно-технологическое, организационное и экономическое единство, хозяйственная самостоятельность и обособленность. В его хозяйственной деятельности выражается суть и характер развития экономической системы.

Оглавление

Введение
1. Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования……………………………………………………………………3
2. Типы предприятий………………………………………………………………6
3. Движущие мотивы развития экономики предприятия……………………16
4.Рассчитайте показатели, характеризующие уровень развития предприятия и его конкурентоспособность………………………………….19
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

osn_napr.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

При определении выбора производимых товаров считается желательным достижение положительного синэргического эффекта (условно он обозначается как 2+2=5). В этом случае совокупная результативность всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов производства каждого товара в отдельности. Это возможно, когда предприятие имеет дополнительный эффект за счет общности сырьевой базы (переработки доходов), технологии (в военной и гражданских отраслях), использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.

Традиционная теория фирмы исходит из того, что поведение фирм определяется единственным их желанием максимизировать прибыль, которое становится возможным при равенстве предельных издержек и предельного дохода. В связи с тем, что подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно затруднителен, нет 100% достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности по ценам и доходам, практически невозможно предугадать действия конкурентов и оценить последствия их активности, ибо нельзя считать, что традиционная теория лучшим образом объясняет поведение фирмы. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками.

Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономическое поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки.

Социологические исследования института стратегического планирования США показали, что в краткосрочном периоде фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном - их больше волнует максимизация прибыли.

Существуют теории, которые утверждают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно - максимизацию роста фирмы. Владельцы стремятся к увеличению капитала, преследуя цель личного обогащения, которая безгранична. Менеджеры желают повысить свой личный статус и жалованье. Экономический рост фирмы позволяет менеджеру расширить штат, внедрить новые проекты, что, в свою очередь, повышает его статус, ибо в его подчинении находится большее количество работников, растет его ранг в служебной иерархии. При этом менеджеры предпочитают растущую фирму просто крупной фирме. Рост фирмы возможен на основе концентрации производства и капитала и на основе централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель (прибыль, объем продаж, рост), а несколько. Сегодня фирма - сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы - повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость. Интерес акционеров - получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров - повысить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов. Интерес наемных рабочих - высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.

Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды (экономические, экологические, политические и социальные условия), в которой существует и функционирует фирма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассчитайте  показатели, характеризующие уровень  развития предприятия и его  конкурентоспособность

 

Показатели, характеризующие уровень развития можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.

Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности:

1. Коэффициент  абсолютной ликвидности рассчитывают  как отношение денежных средств  и быстрореализуемых краткосрочных  ценных бумаг к текущей - краткосрочной  задолженности. В мировой практике  достаточным считается значение  коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30% текущих обязательств.

2. Коэффициент  ликвидности определяют как отношение  денежных средств, краткосрочных  финансовых вложений и дебиторской  задолженности к текущим обязательствам. По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 - 1.

3. Общий  коэффициент покрытия, который часто  называют просто коэффициентом  покрытия, дает общую оценку платежеспособности  предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Он определяется как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5.

Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.

1. Коэффициент  автономии характеризует зависимость  предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств:

 

Коэффициент автономии = собственный капитал/валютобаланса.

Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то есть финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 50% из собственных источников.

2. Долю  заемных средств определяют по  формуле:

 

Доля заемных средств = суммарные заемные средства/валютобаланса

 

Данное отношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы.

3. Коэффициент  инвестирования - соотношение заемных  и собственных средств - является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости. Рекомендуемые значения: 0,25 - 1.

Коэффициенты рентабельности. Кроме уже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия:

1. Коэффициент  рентабельности продаж. Демонстрирует  долю чистой прибыли в объеме  продаж предприятия.

2. Коэффициент  рентабельности собственного капитала  позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании.

3. Коэффициент  рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия  в обеспечении достаточного объема  прибыли по отношению к используемым  оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

4. Коэффициент  рентабельности внеоборотных активов  демонстрирует способность предприятия  обеспечивать достаточный объем  прибыли по отношению к основным  средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:

5. Коэффициент  рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось  предприятию для получения одной  денежной единицы прибыли. Этот  показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:

 

Рентабельность инвестицций=чистая прибыль/ (собственный капитал+ Долгосрочные обяз-ва)

 

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала. 
Заключение

 

Проанализированные при подготовке работы материалы позволяют сделать следующие выводы.

Предприятие - основное производственное звено экономики, это любая организация, производящая товары, услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую деятельность в самых разнообразных формах. Предприятием можно называть завод, фабрику, строительный комбинат, автопарк, ремонтные мастерские, колхоз, магазин, ателье, биржи и т.д.

Предприятие создается для производства необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей.

Иначе говоря, заданием всех производственных, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития России предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, что ускорило развитие предприятий в нашей стране. И самое главное для правительства сейчас - это вести правильную политику управления предприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

      Список используемых источников

 

  1. Аграрный сектор России в XXI веке: реалии и прогноз./ А. Шутьков// АПК: экономика и управление.-2001 .-№4.-с.З-12.
  2. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. — М.: Дашков и К°, 2003.с.34-56.
  3. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы. Теория и практика: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003.с.204-243.
  4. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. — М.: Бусыгин, 2003.с.154-167.
  5. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр., доп. - М.: ИНФРА-М, 2003.с.56-78.
  6. Лапушинская Т.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. — М.: Дашков и К°, 2003.с.45-53.

 


Информация о работе Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования