Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Макроэкономика"

Файлы: 1 файл

шпора макроэкономика.doc

— 721.50 Кб (Скачать)

В таком широком  понимании эта категория характеризует  экономическое положение населения. В более узком смысле под уровнем  жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.

Уровень жизни  населения как социально-экономическая  категория в конечном счете определяется совокупностью большого количества факторов обусловленных культурными, геополитическими, историческими и  прочими особенностями государства.

Уровень жизни населения в конкретной стране находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня развития экономики в стране в целом. Статистическая оценка государством положения своих граждан представляется важнейшим элементом комплексного изучения проблем экономического развития.

Уровень жизни  определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о  какой-либо одной стороне жизнедеятельности  человека.

Существует  классификация показателей по отдельным  признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.

К общим показателям  относятся размеры национального  дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

К частным  показателям можно отнести условия  труда, обеспеченность жильем и благоустройство  быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую  сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести  показатели, характеризующие уровень  экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические  показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство  рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным  показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют  количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления  конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные  можно выделить показатели, характеризующие  пропорции и структуру распределения  благосостояния населения.

Важную роль при определении уровня жизни  играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.

67. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ 

 

 

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения.

 

Проходя через  семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения  иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные  доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса.

 

Главным же каналом  перераспределения доходов является государственное регулирование  этого процесса. Налоговые системы  и государственные трансферты, системы  социального обеспечения и страхования показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

 

Государственное регулирование складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Социальное регулирование  не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни.

 

Объектами социального  регулирования являются охрана окружающей среды и зашита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют деловые единицы, профсоюзы, церковь и прочие неправительственные организации.

 

Материальное  основание государственного регулирования  зависит от объема национального  производства и той его доли, которая  перераспределяется централизованно, через государственный бюджет.

 

Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью  соответствующих учреждений. Концептуальная основа государственного регулирования  – это теория, приобретающая статус правительственной доктрины.

 

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с  приоритетами социальной политики и  действующими специальными социальными  программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг.

 

Социальные  выплаты и услуги многообразны.

 

Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей.

 

Денежные  выплаты связаны с компенсацией потери дохода в результате полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным).

 

Денежные  социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени.

 

Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок.

 

Все социальные выплаты оформляются в систему  социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

68. СИСТЕМА  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 

 

Основными принципами проведения социальной защиты в условиях рынка являются:

 

1) защита уровня  жизни путем введения разных  форм компенсации при повышении  цен и проведения индексации;

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи  на случай безработицы;

4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы;

5) развитие  образования, охрана здоровья, окружающей  среды в основном за счет государства;

6) проведение  активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

Чем тяжелее  ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней  призывы к социальной защите населения. Сложность положения при таких  условиях заключена в том, что если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены.

Нагрузка  на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих.

Социально уязвимыми  считаются люди, обладающие доходом  ниже прожиточного минимума. При отнесении  тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следует учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый «имущественный ценз».

В сложившейся  практике социально уязвимыми считаются  семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери, воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования.

В ряде случаев  к социально уязвимым слоям относят  детей. Все эти люди нуждаются  в социальной поддержке со стороны  общества, правительства.

 

Социальная  поддержка может проявляться в нескольких формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике.

Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся  в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам».

Конечно, не легко  выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает  внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется  проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы.

Для того чтобы  рост цен на товары и услуги не приводил к снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

69. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 

 

Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

– регулирование  рыночных отношений;

– регулирование  товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т. е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

 

К ним относятся  законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п.

 

Это направление  государственного регулирования рынка  непосредственно с налогами не связано.

 

Основой регулирования  развития народного хозяйства, общественного  производства, когда основным объективным  экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

 

Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических  методах воздействия государства  на интересы людей, предпринимателей с  целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

 

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя.

 

Адекватной  рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей – система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег.

 

В рыночной экономике  отмирает привычное нам слово  «получка», там люди не получают, а  зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

 

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами –  путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

 

Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

 

Так, в настоящее  время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского  хозяйства, решение продовольственной  проблемы. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе  менее 25 %, то и они освобождаются от налогов, если более 25 %, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.

70. ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

 

Различают следующие  типы государственного регулирования:

– полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

 

– различные  варианты сочетания рыночных и государственных  регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;

– крайний  либерализм, признающий эффективным  только условия неограниченного  частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.

 

Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной  власти.

 

Институциональные структуры государственного регулирования  включают административные органы.

 

Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических  интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"