Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Макроэкономика"

Файлы: 1 файл

шпора макроэкономика.doc

— 721.50 Кб (Скачать)

 

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования  общественного продукта и национального  дохода. Их контрольная функция проявляется  во всем многообразии хозяйственной  деятельности предприятий.

Контроль  рублем ведется за производственными  и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

 

Он действует  на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом  контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

 

Регулирующая  функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налоги, кредиты) в процесс  воспроизводства.

В целях регулирования  экономики и социальных отношений  используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

 

54. ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 

 

Финансовая  система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

 

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета  и внебюджетных фондов.

 

Государственный бюджет – это годовой план доходов  и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству  выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время  и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

 

Внебюджетные  фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне  системы государственного бюджета  и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального  страхования и др.

 

Бюджет состоит  из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть  поступает от использования государственной  собственности, внешнеэкономической деятельности.

 

Структура расходной  части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное  управление.

 

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

 

Финансовые  фонды – важная составная часть  общей системы денежных фондов, функционирующая  в народном хозяйстве.

Фондовая  форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями  расширенного воспроизводства и  обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

– позволяет  теснее увязать потребности людей  с экономическими возможностями общества;

– обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

– дает возможность  полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

 

55. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ 

 

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

 

Структура бюджетной  системы той или иной страны зависит  прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное  устройство, бюджетная система имеет  двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.

Через бюджетную  систему в целом и государственный бюджет в частности реализуются распределительная и контрольная функции бюджета.

Распределительная функция предполагает концепцию  формирования денежных средств в  государстве через различные  каналы поступления и их использование  для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом  формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

 

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Бюджет имеет  свою структуру. Структура бюджета  по доходам выглядит следующим образом:

– налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.

– доходы от государственной собственности, государственных  предприятий;

– поступления  фондов социального страхования, пенсионного  и страхового фондов;

– прочие доходы.

 

Основные  направления расходов государственного бюджета: расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели; расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции, дотации, осуществление целевых программ и планов; расходы на оборону; расходы на обеспечение внешней политики, займы иностранным государствам; содержание аппарата государства, милиции, юстиции и др.; платежи по государственному долгу; прочие расходы.

Расходная часть  бюджета характеризует направление  и цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

 

Безвозвратное предоставление государственных средств  из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим  расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

 

56. МЕСТНЫЕ  БЮДЖЕТЫ 

 

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты  – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

– формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных  органов власти;

– распределение  и использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства;

– контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

 

Эти средства проходят через систему местных  бюджетов, включающих более 29 тыс. городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.

Осуществление государством социальной политики требует  больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы  заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты  путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Минимально  необходимые расходы местных  бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная  часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ.

57. НАЛОГИ  И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 

 

Налог – это  принудительно изымаемые государством или местными властями средства с  физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

 

В современных  условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

 

Фискальная  функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды.

 

Экономическая функция предполагает использование  налогов в качестве инструмента  перераспределения национального  дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Использую эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

 

Взимание  налогов основывается на использовании  различных ставок налогов.

 

Различают следующие  виды ставок:

– твердые  ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода;

– пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном соотношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

– прогрессивные  ставки предполагают прогрессивное  повышение ставки налога по мере возрастания  дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы;

– регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

 

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

 

Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

 

Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов. Принципы налоговой системы Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.

 

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у  различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего  интересов каждого плательщика  и в то же время обеспечивающего  достаточными средствами бюджетную систему.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"