Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Экономика".
Перспективный – исследует поведение факторов и результативных показателей в будущем.
Основные задачи ФА:
Отбор факторов для анализа исследуемых показателей
Классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода
Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями
Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами)
10.Типы факторных
1. Аддитивные модели:
Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.
2. Мультипликативные модели:
Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.
3. Кратные модели:
Они применяются тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.
4. Смешанные (комбинированные) модели - это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:
11.Способы преобразования
функциональных факторных
Аддитивные факторные системы за счет расчленения одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.
К классу кратных моделей применяют следующие способы их преобразования: удлинения, формального разложения, расширения и сокращения.
1. предусматривает удлинение числителя исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей. Например, себестоимость единицы продукции можно представить в качестве функции двух факторов: изменения суммы затрат (3) и объема выпуска продукции (VBП). Исходная модель этой факторной системы будет иметь вид
Если общую сумму затрат (3) заменить отдельными их элементами, такими, как заработная плата (3П), сырье и материалы (СМ), амортизация основных средств (А), накладные расходы (HP) и др., то детерминированная факторная модель будет иметь вид аддитивной модели с новым набором факторов:
где Х1 — трудоемкость продукции; Х2 - материалоемкость продукции; Х3 - фондоемкость продукции; Х4 - уровень накладных расходов.
В смешанных моделях
12.Понятие элиминирования и правила составления модели (рабочей формулы).
2 Если имеется неск колич
показат , то на 1 место ставится
количественный независимый
13.Способ цепных подстановок (на примере модели).
Он наиболее универсален, т. к. использ-ся во всех типах факторн. моделей (аддитивн., мультипликативн.,...). С целью опр-я влияния факторов на рез-тативн. пок-тель опр-ют ряд условн. значений рез-тативн. пок-теля, кот-е учитывают изменение одного, затем двух, трёх и послед. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение значений рез-тативн. пок-теля до и после измен-я ур-ня того или др. фактора позволяет элиминировать (нейтрализовать) влияние всех факторов, кроме одного, и определить его влияние на прирост рез-тативн. пок-теля.
Используя способ цепной подстановки,
необходимо знать правила последоват-
14.Способ абсолютных разниц (на примере модели).
Данный способ применяется для
расчёта влияния факторов на прирост
рез-тативн. пок-теля в мультипликативн.
моделях и моделях мультиплик-
15.Методика анализа
производства и реализации
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Поэтому анализ работы промышленных
предприятий начинают с изучения
показателей выпуска продукции,
который предполагает следующие этапы:
1. Анализ формирования и выполнения производственной
программы;
1.1.Анализ объема продукции 1.2. Анализ ассортимента
продукции; 1.3. Анализ структуры продукции;
2. Анализ качества продукции;
3. Анализ ритмичности
4. Анализ выполнения договорных
обязательств и реализации
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
1. Анализ объема продукции
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции: Т ср = Тпр = Тср – 100 .
2. Анализ ассортимента продукции
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Кассортимента =
3. Анализ структуры продукции
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
4. Анализ качества продукции
Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества
относят:
- удельный и качественный вес продукции
в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции, соответствующей
мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции,
в том числе в высокоразвитые промышленные
страны;
- удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
Используется коэффициент
16.Анализ выполнения договорных обязательств.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВП0 - ВПн) : ВП0 ,
где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Оценка выполнения договорных обязательств производится нарастающим итогом с начала в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При оперативном анализе (внутри года или квартала) выполнение договоров поставки продукции следует учитывать ближайшие перспективы выполнения договорных обязательств. С этой целью помимо фактических поставок по договорам необходимо учитывать реальные возможности по выпуску продукции (наличие на складе готовых изделий, имеющиеся заделы, подготовка к запуску в производство) и в общей сумме сопоставлять с обязательствами по договорам на соответствующий период. Причины невыполнения договорных обязательств целесообразно подразделять на зависящие от предприятия (несоответствие объема выпуска продукции объему поставок, неудовлетворительная ритмичность производства и др.) и не зависящие от предприятия (срыв поставок материальных ресурсов, сбои в транспортном обеспечении и т.д.).
17.Анализ ассортимента продукции.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Больш. влияние на рез-таты хоз-венной деят-ности оказ. ассортимент и структура пр-ва и реализации пр-ции. Своеврем. обновл-е ассортимента пр-ции с учет. измен-я конъюктуры рынка явл. индикатором деловой активн-ти и его конкурентоспособ-ти. При формир-и ассортимента и структуры выпуска пр-ции предпр.е д-но учитыв. спрос на данн. виды пр-ции с одн. стор., а с др. стор. наиболее эффективн. использ-е всех имеющ-ся в его распоряж-и ресурсов. Система формир-я ассортимента вкл. след. осн. моменты:
1) опр-е текущ. и перспективн. потребностей покупателей;
2) оценка ур-ня конкурентоспособ-ти выпускаемой или планируемой к выпуску пр-ции;
3) изуч-е жизнен. цикла изделий на рынках;
4) оценка экон. эффектив-ти и степени риска изменений в ассортименте пр-ции. Анализ ассортимента пр-ции базир-ся на изучении динамики и вып-я плана по всему перечню изделий, производимых на предпр. Обобщающ. хар-ку изменений в ассортименте пр-ции дает коэфф. ассортимента. Он опр-ся так: Касс-та= (объем пр-ции, зачтенной в выполн-и плана по ассортименту)/ планов. объем пр-ва (реализац.) пр-ции. В выполнении плана по ассортименту засчитыв-ся фактич. выпуск пр-ции кажд. вида, но не более запланир-ного. По ур-ню дан. коэф. м-но судить об измен-ях в ассортим. политике предпр. Также рассчит-ся коэфф. обновления ассортимента пр-ции: Кобн = объем выпуска нов. изделий / общ. объем выпуска пр-ции.
18.Анализ структуры продукции.
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
Структура продукции – это соотношение
отдельных видов изделий в
общем объеме ее выпуска. Выполнить
план по структуре – значит сохранить
в фактическом выпуске
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле
D ВПс = ВП1 – ВП1, 0 ,
где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;
ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;
ВП1,0 – фактический выпуск
продукции при плановой
Фактический выпуск продукции при
плановой структуре рассчитывается
путем умножения планового
19.Анализ качества продукции.
Под качеством продукции понимается совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, определяющих его способность удовлетворить определенные потребности человека и общества.
Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества относят:
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции,
соответствующей мировым
- удельный вес экспортируемой
продукции, в том числе в
высокоразвитые промышленные
- удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.