Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на 47 вопросов по дисциплине "Экономика".
28)Предприятие (фирма) как основная экономическая единица и субъект рыночных отношений.
ФИРМА — самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Различают разновидности фирм: аффилированная — близкая, родственная фирма, присоединенная к более крупной материнской компании в виде филиала, дочерней фирмы; брокерская — посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению и за счет клиентов; венчурная — мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные исследования, инженерные разработки; инвестиционная — занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами; инжиниринговая, специализирующаяся на предоставлении инженерно-консультационных услуг; инновационная, созданная для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ фирмой, которая становится ее совладельцем; консалтинговая, сфера деятельности которой — консультации в различных сферах; производственная, занятая изготовлением конкретной продукции; торговая, занимающаяся торгово-посреднической деятельностью; риэлторская, занимающаяся операциями в сфере недвижимости.
ФИРМА [firm] — основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости. Деятельность Ф. тесно связана с получением прибыли, что отличает ее от экономических объектов — домашних хозяйств, правительств, бесприбыльных общественных институтов и т. п. Будучи элементом рынка, Ф. участвует в конкуренции, может обладать монопольной властью или монопсонической властью, быть прайс-тейкером или прайс-мейкером при решении вопросов определения цен на свою продукцию. Различается ряд форм собственности (государственная, акционерная, коллективная, семейная и др.) и форм организации управления Ф. (предпринимательская, менеджерская и др.), а также форм объединения Ф. в корпорации, холдинговые компании, концерны.
29)Механизм размещения ресурсов в рыночной экономике. Вмененные издержки и экономическая прибыль.
Вмененные затраты - альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ [economic profit] — разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержкам фирмы (включающими альтернативные издержки распределения капитала владельца) за определенный период. Ее важно отличать от фактической прибыли, которая измеряется разницей только между доходами и собственно издержками (включающими действительные издержки и амортизационные отчисления). При отрицательной Э. п. рационален уход фирмы с рынка. В условиях долговременного равновесия Э. п. всех фирм стремится к нулю, но эта тенденция означает не то, что фирмы в отрасли работают неэффективно, а то, что сама отрасль является конкурентной. Лишь те фирмы, которые имеют собственные технические патенты или иные преимущества, позволяющие выпускать продукцию с издержками более низкими, чем у других, на краткосрочном этапе получат повышенную Э. п.
30)Теория потребительского поведения.
Полезность блага – это способность блага удовлетворять потребности человека.
Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе.
В конце XIX в. У.Джевонс, К. Мангер, Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности (кардиналистский подход), в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную количественной порядковую теорию полезности (Ординалистский подход), не предполагающую не только возможности и необходимости соизмерения полезности благ для объяснения поведения потребителей, но и вообще какого-либо упоминания о полезности.
Функция общей полезности:
TU=F(Qa,Qb,…,Qn)
TU – общая полезность данного товарного набора; Qa, Qb,…,Qn – объемы потребления товаров A,B,…,N в единицу времени.
Бюджетное ограницение.
Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров.
Бюджетное ограничение может быть записано в виде p1x1+p2x2≤I.
Уравнение бюджетной линии может быть записано в виде p1x1+p2x2=I.
I - сумма денег, имеющаяся в распоряжении потребителя, p1- цена первого товара, x1 – количество первого товара, p2 – цена второго товара, x2 – количество второго товара.
Наклон бюджетной линии равен – p1/p2.
Если потребитель тратит весь доход на бутерброды, то сможет купить 3 бутербродов, но не купит ни одного стакана чая.
31)Принцип предельной полезности и его роль в ценообразовании.
Под предельной полезностью (MU) понимается прирост общей полезности (TU) товара при увеличении его потребления на одну единицу.
MU=∆TU/∆Q или MU=TU’(Q).
Условие оптимального распределения дохода потребителя между двумя имеющими благами: MUбут/Pбут=MUчая/Pчая.
Чтобы максимизировать общую полезность потребитель распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:
MU1/P1=MU2/P2=…=MUn/Pn
Где MU1,MU2,MUn – предельные полезности товаров 1,2,…,n; P1,P2,Pn – цены товаров 1,2,…,n соответственно. С повышением цены блага объем спроса на него сокращается при прочих равных условиях.
Функция полезности – убывание предельной полезности блага с увеличением его количества в одном непрерывном акте потребления. Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности): с увеличением количества блага общая полезность растет, но все в меньшей степени, а предельная полезность каждой дополнительной единицы данного блага снижается, то есть чем интенсивнее потребление блага, тем меньше прирост общей полезности от потребления каждой дополнительной единицы данного блага.
Поэтому кривая предельной полезности (зависимость количества утилей - ОY от количества товара – ОХ) является убывающей. Чтобы максимизировать совокупную полезность, удовлетворяющую бюджетному ограничению, отношение предельных полезностей любой пары благ (товаров А и В) должно равняться отношению их цен: MU(A)/MU(B)=P(A)/P(B)
32) Поведение потребителя и классификация спроса.
Поведение потребителя.
Полезность блага – это способность блага удовлетворять потребности человека.
Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе.
В конце XIX в. У.Джевонс, К. Мангер, Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности (кардиналистский подход), в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную количественной порядковую теорию полезности (Ординалистский подход), не предполагающую не только возможности и необходимости соизмерения полезности благ для объяснения поведения потребителей, но и вообще какого-либо упоминания о полезности.
Функция общей полезности:
TU=F(Qa,Qb,…,Qn)
TU – общая полезность данного товарного набора; Qa, Qb,…,Qn – объемы потребления товаров A,B,…,N в единицу времени.
Бюджетное ограницение.
Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров.
Бюджетное ограничение может быть записано в виде p1x1+p2x2≤I.
Уравнение бюджетной линии может быть записано в виде p1x1+p2x2=I.
I - сумма денег, имеющаяся в распоряжении потребителя, p1- цена первого товара, x1 – количество первого товара, p2 – цена второго товара, x2 – количество второго товара.
Наклон бюджетной линии равен – p1/p2.
Если потребитель тратит весь доход на бутерброды, то сможет купить 3 бутербродов, но не купит ни одного стакана чая.
Индивидуальный спрос - в экономической теории - кривая спроса одного покупателя на товар или услугу
Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.
33)Производственная функция.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.
Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:
Q = f(L,K,M),
где Q - максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;
L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.
Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.
Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.
Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства. Так, для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом случае производство считается технически эффективным в сравнении со вторым случаем. Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство. С другой стороны, имеется предел применения ручного труда без использования машин.
В графической форме каждый вид производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимально необходимые для выпуска данного объема продукции ресурсы, а производственная функция - линией изокванты.
Рассмотрев производственную функцию фирмы, перейдем к характеристике следующих трех важных понятий: общего (совокупного), среднего и предельного продукта.
На рис. 22.1, а показана кривая общего продукта (ТР), который изменяется в зависимости от величины переменного фактора X. На кривой ТР отмечены три точки: В - точка перегиба, С - точка, которая принадлежит касательной, совпадающей с линией, соединяющей данную точку с началом координат, D - точка максимального значения ТР. Точка А перемещается по кривой ТР. Соединив точку А с началом координат, получим линию ОА. Опустив перпендикуляр из точки А на ось абсцисс, получим треугольник ОАМ, где tg а есть отношение стороны AM к ОМ, т. е. выражение среднего продукта (АР).
Проведя через точку А касательную, получим угол Р, тангенс которого будет выражать предельный продукт МР. Сопоставляя треугольники LAM и ОАМ, находим, что до определенного момента тангенс Р по величине больше tg а. Таким образом, предельный продукт (МР) больше среднего продукта (АР). В том случае, когда точка А совпадает с точкой В, тангенс Р принимает максимальное значение и, следовательно, предельный продукт (МР) достигает наибольшего объема. Если точка А совпадает с точкой С, то значение среднего и предельного продукта равны. Предельный продукт (МР), достигнув максимального значения в точке В (рис. 22, б), начинает Сокращаться и в точке С пересечется с графиком среднего продукта (АР), который в этой точке достигает максимального значения. Затем и предельный, и средний продукт сокращаются, но предельный продукт уменьшается опережающими темпами. В точке максимума общего продукта (ТР) предельный продукт МР = 0.
Мы видим, что наиболее эффективное изменение переменного фактора X наблюдается на отрезке от точки В до точки С. Здесь предельный продукт (МР), достигнув своего максимального значения, начинает уменьшаться, средний продукт (АР) еще увеличивается, общий продукт (ТР) получает наибольший прирост.
34)Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Поведение предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.
Поэтому спрос на продукцию отдельного производителя является совершенно эластичным. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде располагает неизменным капиталом и пытается максимизировать прибыль путем изменения объемов производства, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).Равновесное положение фирмы – это позиция фирмы на рынке, при котором она достигает своей цели, т.е. максимизирует прибыль. Для нахождения равновесного положения проведем анализ доходов и расходов фирмы, выраженных в валовых показателях, при изменении объемов производства (табл.) Введем два показателя, характеризующие доход фирмы:
Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукцииПредельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции.Поскольку на рынке совершенной конкуренции цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком типе рынка средние и предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара:
35)Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Модель поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции представляет собой сочетание моделей монополии и совершенной конкурен-ции. Она основывается на следующих предположениях:
1) график спроса на продукцию фирмы является не горизонтальной ли-нией (как в условиях совершенной конкуренции), а имеет нисходящий харак-тер (как в условиях монополии). Но при этом график спроса на продукцию фирмы более эластичен, чем график отраслевого спроса, так как на рынке про-изводятся товары, являющиеся частичными субститутами;
2) благодаря небольшому размеру фирм отсутствуют ощутимые барьеры на входе, что способно запустить в действие механизм «парадокса прибыли». Но при этом, в отличие от совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, экономическая прибыль лишь стремится к нулю, а не достигает его;
3) благодаря достаточно большому числу фирм и дифференцированности товаров у разных фирм, каждая из фирм может осуществлять собственную це-новую политику, не опасаясь реакции конкурентов.
Итак, механизм ценообразования в условиях монополистической конку-ренции содержит элементы, присущие как рынку совершенной конкуренции, так и монополизированному рынку. Специфическим результатом взаимодейст-вия этих элементов является установление долгосрочного рыночного равнове-сия при цене, превышающей предельные издержки (свойство монополизиро-ванного рынка), но равной средним издержкам (свойство рынка совершенной конкуренции). Условия монополистической конкуренции не позволяют осуще-ствлять выпуск с минимально возможными при данной технологии затратами производства. Вследствие этого равновесная цена на продукцию монополисти-ческого конкурента содержит “плату за разнообразие”. Специфика положения монополистического конкурента проявляется также в том, что функция спроса на его продукцию зависит от его общих издержек, поскольку затраты на рекла-му, повышение качества продукции и обслуживания покупателей увеличивает спрос на продукцию фирмы.