Период 70-х-первой половины 80-х годов
отличает определенная противоречивость
в хоз-ном развитии. С одной стороны, приоритетными
отраслями пром-ти оставались атомная
и автомобилестроение, создана новая отрасль
– атомное машиностроение. Завершено
создание Единой энергосистемы СССР. Сформированы
крупные территориально-промышленные
комплексы, обеспечивавшие весь прирост
добычи нефти, газа и угля. Разрабатывались
крупномасштабные перспективные программы
по развитию энергетики и автодорожному
строительству. С другой стороны, стали
заметны явления отставания. Наша эк-ка
находилась на стадии индустриального
развития, в то время как эк-ка развитых
стран поднялась на стадию научно-индустриальную
или приблизилась к ней, все показатели
эк-кого роста с середины 60-х неуклонно
снижались. Замедлилось развитие НТП.
Усилилось отставание инфраструктурных
отраслей от основного пр-ва. Наметился
ресурсный кризис. Резко ухудшилась экологическая
обстановка, Обострилась жилищная проблема,
сократились государственные расходы
на здравоохранение, начался процесс снижения
продолжительности жизни и увеличения
смертности, в том числе детской. Нарастал
системный кризис. Все эти факторы заставили
руководство страны искать выходы из создавшегося
положения.
Именно в "период застоя" было проведено
огромное по масштабам жилищное и дорожное
строительство, было построено метро в
11 городах, быт людей в городе в основном
вышел на современный уровень, а на селе
сильно улучшился (была завершена полная
электрификация села и газификация большей
части). В этот период были сделаны большие
капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение
на долгую перспективу: созданы единые
энергетические и транспортные системы,
построена сеть птицефабрик, решившая
проблему белка в рационе питания, проведены
крупномасштабное улучшение почв и
обширные лесопосадки. Хоз-во и госаппарат
были насыщены квалифицированными кадрами,
стабильной стала демографическая обстановка
с постоянным приростом населения. СССР
стал единственной в мире самодостаточной
страной, надолго обеспеченной всеми основными
ресурсами.
52. Экономическое развитие
и результаты хозяйственного
реформирования СССР в годы
«перестройки» (вторая половина 1980-х
- 1991 гг.).
В начале 80-х падение темпов пр-ва стало
критическим: в промышленности –
с 8,4% в 60-х годах до 3,5% (по данным Конгресса
США – 1,5%) в 80-х; в сельском хозяйстве
– с 4,3% в 60-х годах до 1,4% в 80-х. Причем большую
роль в обеспечении населения продуктами
играли подсобные хоз-ва. Занимая 1% обрабатываемых
земель, они давали более 60% картофеля,
около 30% овощей и мяса, 34% яиц. Падение
темпов экономического развития до уровня
простого воспроизводства, низкая эффективность
использования всех факторов пр-ва (рабочей
силы, материальных ресурсов, основных
фондов) вынудили руководство страны пересмотреть
существующую экономическую политику.
Идея новой экономической политики состояла
в ускорении темпов и интенсификации общественного
пр-ва посредством научно-технического
прогресса, структурной перестройки, эффективной
системы управления, организации и стимулирования
труда. Курс на ускорение предусматривал
ежегодный прирост национального дохода
не менее чем на 4%. Для этого следовало
увеличить добычу топлива и сырья за пятилетие
на 15%, размер инвестиций на 30–40%, дополнительно
привлечь в пр-во 2 млн. человек. Такими
ресурсами страна не располагала. Поэтому
единственный путь – обеспечить существенный
рост производительности труда посредством
структурной перестройки – внедрения
прогрессивной техники, приоритетного
развития машиностроения. Однако очень
скоро стало ясно, что структурная перестройка
экономики невозможна без реорганизации
хозяйственного механизма. Поэтому понятие
«ускорение» было заменено на термин «перестройка».
С избранием в 1985 генсеком ЦК КПСС Горбачева,
в СССР наступает период реформ. На 1 этапе
с 85-91 шел процесс пересмотра тоталитарного
политического строя и планово-распределительной
экономической системы. Термин перестройка
означал осуществляемый сверху переход
к демократизации политического строя
и допуску рыночных отношений в экономике.
Это выражалось в снижении роли КПСС в
общ. жизни, в возрождении парламентаризма,
гласности, в ослаблении централизованного
руководства экономикой, в повышении прав
и ответственности региональных органов
власти. Главным результатом осуществления
реформ в России является формирование
системы рыночных отношений. В стране
появились все виды рынков: товаров, услуг,
труда, капиталов, кредитов, собственности
и т.д. Проведена массовая приватизация,
укрепились позиции частного сектора.
Однако проведение такой масштабной реформы
не могло не повлечь за собой множество
отрицательных социально-экономических
последствий.
С начала 90х годов по стране покатилась
волна забастовок рабочих, треб. повыш.
з\пл. Руководство СССР принимает решение
о подготовке нового союзного договора,
в котором д\б найти отражение расширение
прав республик, но в авг. 91 накануне подписания
этого договора, группа лиц из высшего
состава руководства гос-ва ввела в стране
чрезвычайное положение. 8 дек 91 президенты
РСФСР, Украины и Белоруссии (Ельцин, Кравчук
и Шушкевич) подписали соглашение, в котором
говорилось, что СССР как субъект международного
права прекращает свое сущ-ние -> на основе
союз республик были созданы самостоятельные
независимости гос-ва.
Т.о., милитаризация экономики, чрезмерная
гонка вооружений, ведение военных действий
в других странах, оказание военной и экономической
помощи государствам, недостаточно эффективное
ведение хоз-ва и бесхозяйственность привели
к истощению государства и расстройству
экономики страны, стали причиной экономического
и политического кризиса и распада СССР.
53. Экономическое развитие
России в 90-е годы XX в.
Россия в 90-х: – мировая форсированная приватизация;
– проблемная денежно-кредитная политика;
– разовое «открытие» эк-ки внешнему миру;
– жёсткий налоговый прессинг на пр-во;
– стремительная либерализация.
Самый глубокий и самый длительный кризис
в мировой экономической истории. Характерным
явлением перестроечного периода было
юридическое оформление возможности
организации индивидуально-трудовой деятельности.
Быстрое развитие индивидуального
и кооперативного пр-ва товаров и услуг
в 1987-1988 продемонстрировало, что рынок
может относительно быстро наполняться
товарами за счет негос-ных форм собственности.
На базе новых форм возникали предприятия
и пр-ва, создавая негос-ный сектор эк-ки.
В общественном питании, в сфере услуг,
мелком пр-ве с самого начала не предусматривалось
ограничений на цены реализации, не
были установлены нормативы налогообложения.
Естественно, в условиях острого дефицита
кооператоры завышали цены на свою продукцию
и услуги. Попытка регулирования сверхвысоких
доходов кооперативов оказалась запоздалой.
Квалифицированные и инициативные
работники стали покидать гос-ные предприятия
и переходить на предприятия новых форм
хоз-ния. Партийно-государственное руководство
опасалось неподконтрольного ему негосударственного
сектора, видя в нем конкурента. Под видом
борьбы с нетрудовыми доходами, был нанесен
серьезный удар по частному предпринимательству.
Она началась с наступления на личное
подсобное хоз-во. Местные власти ограничивали
пр-во продукции в личном хоз-ве сверх
потребностей семьи, запрещали вывозить
продукцию в другие области, устанавливали
нормы посадки овощей. Аналогичная ситуация
складывалась с развитием арендных отношений.
Весьма перспективным направлением было
развитие арендных отношений в с/х. Однако
эта форма пр-ва требовала реальной помощи
со стороны гос-ва. Сложившиеся в 1987–1990
благоприятные возможности для поэтапного
разгосударствления, восстановления рыночных
отношений были упущены. Вместо ожидаемой
финансовой стабилизации возрос дефицит
гос. бюджета, усилилась инфляция. Несмотря
на некоторый рост пр-ва после принятия
Закона о кооперации и законодательства
об арендных отношениях, среднегодовой
прирост национального дохода стал снижаться.
В то же время значительно увеличивались
денежные доходы населения. Либерализация
цен. Снижение пр-ва во всех отраслях, нарушение
хозяйственных связей в начале 90-х годов
приобрели обвальный характер. Полный
крах потерпела инвестиционная политика.
Резко сократилось жилищное строительство.
Отсутствие конкурентной среды не позволяло
действовать механизму спроса и предложения.
Продолжала ухудшаться социальная ситуация,
уровень жизни населения падал, росла
безработица. Была частично проведена
конфискационная денежная полуреформа,
повышены розничные цены. В результате
были существенно обесценены вклады населения
в СбербанкРазрушение плановой системы
хоз-ва в начале 90-х годов потребовало
изменений в системе ценообразования.
Первоначально ставка делалась на
постепенную частичную либерализацию
цен под контролем гос-ва. Однако освобождение
цен проводилось недостаточно продуманно,
что привело к разбалансированию товарного
рынка, тотальному дефициту, инфляции.
Таким образом, политику частичной
либерализации цен реализовать не удавалось.
В росте цен и развитии инфляции сыграли
свою роль многие факторы: высокий
уровень монополизации, резкое увеличение
з/платы, повышение цен на сырье, бегство
от денег. Одним из болезненных явлений
1991–1993 был распад рублевой зоны. Приватизация
собственности. Приватизация происходила
в два этапа. На первом
– этап ваучерной приватизации (1992–1994)
– закреплялись основные права акционеров,
коллективных и индивидуальных собственников,
создавались акционерные общества, формировался
рынок ценных бумаг. Все граждане России,
в том числе и дети, имели право на получение
одного чека номинальной стоимость
в 10 тыс. руб. Ваучеры не были персональными,
их можно было продавать, вкладывать в
акции приватизированных предприятий.
Предполагалось, что в будущем можно будет
получать проценты от прибыли этих предприятий.
Рынок ваучеров рассматривался правительством
как начальный этап функ- ционирования
рынка ценных бумаг. В результате первого
этапа приватизации было создано более
25 тыс. акционерных обществ, которые составили
основу корпоративного сектора. Количество
приватизированных предприятий превысило
число неприватизированных, негосударственный
сектор производил более половины ВВП. Второй этап
(с 1995) – денежная приватизация. Развернулась
борьба за реальную собственность. Убыточные
предприятия предполагалось продавать
таким образом, чтобы покупатели могли
и хотели делать крупные вложения в
них. Правительство рассчитывало, что
среди потенциальных инвесторов примерно
34% будет приходиться на иностранные компании,
25% – на российские банковские инвестиционные
структуры, 25% – на население, около 10%
– на инвестиционные компании (бывшие
чековые фонды). Предполагалось, что продажа
акций будет происходить по определенному
графику, а поступления от продаж пополнят
государственный бюджет. Однако в силу
неверия в стабильность правительственной
политики этот процесс не получил широкого
распространения. Попытки продать российские
госпредприятия продолжались до 1996,
когда развернулась широкомасштабная
акция по реализации Закона о банкротстве.
С 1997 начались прямые продажи госсобственности
с инвестиционных торгов и аукционов.
Однако по-прежнему остается не решенным земельный вопрос. Реформа
в сельском хозяйстве движется гораздо
медленнее, чем в других секторах. Россия
в настоящее время находится на очередном
этапе формирования программы осуществления
дальнейших экономических реформ. Главная
цель – подъем пр-ва, который возможен
лишь на основе сочетания дальнейшего
развития рыночных форм хозяйствования
с государственными федеральными и региональными
программами развития ключевых отраслей
экономики. ( подробнее http://raal100.narod.ru/index/0-465 )
54. Роль СССР в экономическом
сотрудничестве стран - членов СЭВ.
В то время как США приступали к реализации
«Плана Маршалла», СССР старался создать
симметричную организацию для стран, оказавшихся
в его сфере влияния. С этой целью в
январе 1949 учреждается Совет Экономической Взаимопомощи
(СЭВ), в который входят помимо Советского
Союза, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния,
Чехословакия. Немного позже к ним присоединились
Албания и ГДР. С созданием в 1935 Организации
Варшавского Договора как военно-политического
блоха социалистических стран в противовес
НАТО завершилась интеграция центрально-европейских
государств в рамках сплоченного социалистического
лагеря. На всем протяжении 50-х СЭВ не играл
сколько-нибудь заметной роли в жизни
социалистических стран. Прошло еще слишком
мало лет после окончания второй мировой
войны. Более того, объем торговли был
чрезвычайно ограничен, так как по логике
социализма экспорту и импорту отводилась
вспомогательная роль. Руководствуясь
логикой защиты национального рынка, страны
СЭВ не стремились развивать внешнюю торговлю,
полагая, что экспорт ведет к утрате
части национального богатства и представляет
собой «работу на чужого дядю». Совет Экономической
Взаимопомощи начал по-настоящему развиваться
только после принятия Устава СЭВ, в котором
были сформулированы основные принципы
международного социалистического разделения
труда (MCPT): специализация
и координация. В 1971 была принята Комплексная
программа сотрудничества, направленная
на углубление экономической интеграции,
долженствовавшая привести к равномерному
распределению пр-ва различных видов продукции
между партнерами, т.е. планы каждой страны
должны быть согласованы с планами других
стран. Но очень скоро эта деятельность
натолкнулась на некоторые препятствия,
связанные с ограниченными возможностями
международного социалистического разделения
труда и самим характером деятельности
СЭВ, призванного, в первую очередь, элементарно
обеспечивать платежи по экспортно-импортным
операциям. Поскольку интеграция в производственной
сфере осуществлялась лишь частично, слабая
взаимодополняемость экономики социалистических
стран не позволяла им компенсировать
за счет импорта дефицит товаров на внутреннем
рынке. Действительно, все страны располагали
примерно одинаковым набором товарных
ресурсов (изделия из металла, примитивные
станки и т.д.), хотя существовал хронический
дефицит высококачественных промышленных
товаров и отдельных видов сырья. Это объясняется
тем, что цены, применявшиеся странами
СЭВ во взаимной торговле, не выполняли
ни стимулирующую функцию, ни функцию
меры стоимости. Поэтому говорить всерьез
о значении СЭВа в плане создания в Европе
какого-то противовеса «Общему рынку»
и осуществления социалистической экономической
интеграции нельзя. Это была политизированная
группировка стран со сходными режимами,
объединенная не внутренними побудительными
мотивами, а чисто внешними факторами,
основанными на соображениях рекламы
преимуществ социалистического строя.
СЭВ был призван облегчить переориентацию
внешней торговли стран Восточной Европы,
главным партнером которых до 1939 была
Германия, и служил каналом экономической
помощи менее развитым в экономическом
отношении социалистическим странам со
стороны Советского Союза - в противовес
плану Маршалла.
Создание СЭВ мотивировалось и политическими
соображениями - он должен был цементировать
взаимозависимость стран Восточной Европы
и СССР. Планирование производства всех
стран-членов СЭВ и распределение продукции
осуществлялось центральным офисом этой
организации, находившимся в Москве. Таким
образом, Совет экономической взаимопомощи
являлся экономическим инструментом российского
империализма и обеспечивал Советскому
Союзу диктаторскую возможность внешнего
управления всеми коммунистическими странами
одновременно.
Главная задача заключалась в развитии разнообразных
форм сотрудничества: торговля; предоставление
кредитов на торговлю; координация народных
хоз. планов; кооперирование и специализация;
создание международной экономической
организации (нефтепровод дружба, энергосистема
МИР, общий парк грузовых вагонов).