– были внесены изменения в налоговую
систему (облегчалось налогообложение
мелких и средних предприятий и повышались
налоговые ставки с крупных доходов).
Усиление контроля государства над крупным
капиталом, расширение государственного
сектора и развитие госпредпринимательства
ослабляли власть монополий;
– был принят ряд законов, преобразующих
социальную сферу: о 40-часовой рабочей
неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных
договорах. Также были повышены зарплаты
и пенсии, расширен фронт общественных
работ для безработных. Это способствовало
снятию социальной напряженности и закладывало
основы дальнейшего реформирования
экономических отношений без применения
крайних форм социального противостояния.
В Англии
осуществляется план банкира Дж. Мэя, который
назывался план экономии,
предусматривавший сокращение расходной
части государственного бюджета и
временный отказ от выплаты долгов. В августе
1931 было сформировано новое английское
национальное правительство, в котором,
в отличие от прежнего лейбористского,
ключевые посты были заняты консерваторами.
В сентябре 1931 новому правительству американскими
и французскими банкирами был предоставлен
заем в 80 млн. ф. ст. Имея такой объем кредитных
средств, правительство приступило к реализации
плана экономии бюджетных средств и созданию
бездефицитного бюджета. Бюджетное равновесие
обеспечивалось как за счет увеличения
доходов, так и за счет сокращения расходов. Рост
доходов осуществлялся:
– повышением прямых и косвенных налогов;
– увеличением отчислений населения
на социальное страхование.
Сокращение
расходов обеспечивалось:
– уменьшением окладов государственных
служащих и учителей;
– сокращением выплат по социальному
страхованию;
– снижением расходов на имевшуюся программу
общественных работ;
– понижением на 10% пособий по безработице;
– введением закона «проверки нуждаемости»,
означавшего запрет на выдачу пособий
тем безработным, которые могли находиться
на иждивении семьи. Принятые меры в первую
очередь ухудшили и без того тяжелое экономическое
положение рабочих и неимущих слоев населения.
Но в то же время был получен определенный
стабилизирующий эффект. Бюджет стал сбалансирован,
небольшой его дефицит был только в 1932
и в 1933. Кроме политики экономии правительство
приняло ряд мер, направленных на восстановление
престижа английского фунта и перелом
неблагоприятной ситуации, складывавшейся
во внешнеторговой деятельности Англии
с 1925:
– был отменен золотой стандарт фунта
и была проведена его девальвация на
30%. Повысились цены внутри страны, но вместе
с тем благодаря девальвации усилились
экспортные возможности;
– были усилены меры протекционистского
характера, в том числе повышены таможенные
пошлины на ввозимую иностранную продукцию.
Это дало возможность английской промышленности
развиваться спокойно, не опасаясь внешнего
давления и соперничества, а сокращение
импорта способствовало повышению активности
торгового баланса, притоку валюты в страну.
Постепенно начались стабилизация цен
внутри страны и восстановление устойчивости
фунта. Опасность финансового кризиса
осталась позади. В 1934 вновь был достигнут
докризисный уровень пр-ва, что способствовало
ослаблению политики экономии: были восстановлены
сокращенные в 1931 пособия по безработице,
часть урезанной зарплаты, отменен
закон о «проверке нуждаемости».
Так, в США сформировалась модель,
построенная на системе всемерного поощрения
предпринимательской активности, обогащения
наиболее активной части населения. В
свою очередь, малообеспеченным группам
создается приемлемый уровень жизни за
счет частичных льгот и пособий. Задача
социального равенства здесь вообще не
ставится. Эта модель основана на высоком
уровне производительности труда и массовой
ориентации на достижение личного успеха.
В целом для американской модели характерно
государственное воздействие, направленное
на поддержание стабильной конъюнктуры
и экономического равновесия. ( подробнее
по теме: США - http://www.lighteconomic.ru/lijins-274-1.html , Франция , Великобритания -
http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-vo-frantsii-i-velikobritanii-2317 )
50. Особенности экономического
развития США и Великобритании в связи
с политикой «рейганомики» и «тэтчеризма».
Развитие экономики
и экономическая политика правительства
США (1980-1990-е). «Рейганомика»
РЕЙГАНОМИКА - курс экономической политики
американского правительства в 1980-1988гг.
в период президентства Р.Рейгана. Связан
с приходом к власти в США консервативно
настроенных сил республиканской партии,
подъемом так называемой неоконсервативной
волны во многих развитых странах Запада.
Теоретической основой рейганомики служила
экономическая теория предложения. Практическим
выводом из нее явился перенос акцентов
с регулирования спроса на товары и услуги
на стимулирование их производства. Необходимость
дать простор инвестиционным и инновационным
процессам, снижению издержек, увеличению
сбережений и накопления частного капитала
потребовала крупных налоговых реформ.
Основным направлением бюджетной политики
стало стремление радикально сократить
бюджетный дефицит. Так как около половины
государственных расходов составляли
социальные расходы, сокращение коснулось
их в первую очередь. Рационализация социального
бюджета привела к снижению темпов прироста
социальных расходов.
Рейганомика ставила пределы расширению
государственного вмешательства в экономику
и его материальной основы - государственных
финансов. Но она не означала отказа от
активной политики государственного регулирования.
Государство продолжало участвовать в
поощрении структурных сдвигов, финансировании
НИОКР. В особенности это относилось к
военнокосмическому сектору, который,
по некоторым оценкам, поглощал в 1987г.
85% всех государственных вложений в науку.
Усиление гонки вооружений вызвало в
1980-1989 гг. тенденцию к росту доли военных
расходов в валовом национальном продукте
(ВНП). Основная задача рейганомики - сокращение
бюджетного дефицита и доли государственных
расходов в ВНП - не была решена. Напротив,
бюджетный дефицит за годы президентства
Рейгана вырос более, чем в 2,5 раза, а государственный
долг увеличился с 34% ВНП в 1980г. до 54,4% в
1988г.
При всех провалах рейганомики механизмы,
запущенные ею, позволили США преодолеть
тупики стагфляции, они усилили гибкость
и динамизм американской экономики. Был
дан импульс новому этапу в ее развитии.
Вариант гос-ного регулирования 80-х получил
название «рейганомика». Среди важнейших
задач правительства выделялись: рационализация
пр-ва, структурная и технологическая
перестройка, усиление интернационализации
капитала. Предполагалось активно использовать
фискальную систему. Гос-ная программа
включала следующие основные положения:
– сокращение налогов на корпорации
и личных подоходных налогов;
– сокращение федеральных расходов и
дефицита бюджета;
– дерегулирование предпринимательской
деятельности;
– проведение жесткой кредитно-денежной
политики.
Первым шагом правительства было сокращение
подоходных налогов в течение трех
лет. Предполагалось, что это увеличит
инвестиции в пр-во, создаст новые рабочие
места, в результате чего возрастет национальный
продукт. В то же время подрывался принцип
прогрессивного налогообложения, при
котором лица с высокими доходами должны
платить по более высокой процентной ставке,
чем лица с низкими доходами. Новая налоговая
политика стимулировала инвестиционную
активность, инфляция упала до 4%, безработица
снизилась, наблюдался рост личного потребления.
Налоги повысили статус самых богатых
американцев, их доходы удвоились. Улучшение
материального положения среднего класса
было не столь значительным. Острой проблемой
начала 90-х стал дефицит гос. бюджета и
растущий гос-ный долг. Это привело к снижению
инвестиционной активности в стране. Программа
правительства по стабилизации экономики
середины 90-х включала следующие важные
направления:
– сокращение бюджетного дефицита;
– активизация инвестиционной деятельности
посредством льгот и стимулов для частных
инвесторов, привлечение иностранного
капитала;
– использование государственного регулирования
в поддержке НИОКР, развитии инфраструктуры,
малого бизнеса, решении социальных проблем.
Экономика
Великобритании (1980-1990-е). Реформы М. Тэтчер
На выборах в мае 1979
г, победу одержали консерваторы во главе
с Маргарет Тэтчер, которая около 12 лет
подряд была премьер-министром Великобритании.
Ее кабинет придерживался новой, свободнорыночной
стратегии, вошедшей в историю под названием
неоконсерватизма, тогда как предыдущие
программы, основанные в той или иной мере
на кейнсианстве, предполагали жесткое
государственное регулирование экономики.
В основу реформ Тэтчер были заложены
принципы Экономического либерализма.
Они предполагали:
- значительное сокращение регулирующей
роли государства в хозяйственной жизни
общества;
- отказ от гипертрофированного влияния
профсоюзов на социально-экономическую
политику страны;
- снижение инфляции;
- снижение чрезвычайно высоких налогов;
- сокращение расходов государственного
бюджета и денежной массы;
- уменьшение роли бюрократического аппарата
в экономике;
- отмену ограничения на экспорт капитала;
- поощрение иностранных инвестиций.
Одним из главных направлений экономической
политики правительства Тэтчер стала
денационализация экономики. Приватизировались
доходные предприятия, а затем и целые
отрасли, считавшиеся естественными монополиями
(телефонная связь, газодобыча, почта).
С августа 1984 по май 1987 гг. в частную собственность
были переданы девять важнейших концернов,
или около 1/3 всей собственности государства
в промышленности.
Особое внимание уделялось развитию
среднего и малого бизнеса, который стал
новой силой в структуре хозяйства.
Небольшие, оснащенные новейшей техникой
средние и мелкие фирмы оказались в состоянии
гибко реагировать на изменения хозяйственной
конъюнктуры и этим выгодно отличались
от многих Крупных производств. В целом
за 1980-е гг. правительство Тэтчер распродало
государственных предприятий на сумму
более 25 млрд долл. Масштабная приватизация
позволила стать акционерами широким
слоям населения. По числу акционеров
Великобритания заняла второе место в
мире после США.
Все государственные компании и предприятия
были выведены из системы искусственного
благоприятного климата, в котором они
раньше находились. Им были предоставлены
большая хозяйственная самостоятельность
и финансовая автономия, а отношения государства
с ними строились на основе контрактов.
В тоже время правительство Тэтчер всемерно
поддерживало и защищало транснациональные
корпорации, в которых британский капитал
играл ведущую роль. Сохранялись высокие
расходы государства на проведение научных
исследований, опытно-конструкторских
работ в военной сфере, осуществлялся
контроль за всеми разработками в области
ядерных исследований.
В результате активной деятельности
правительства Тэтчер были достигнуты
значительные успехи в экономике Великобритании.
За 1980-е гг. среднегодовой рост промышленного
производства составил 3–4 %, а производительность
труда в среднем увеличилась на 2,5 %, уступая
лишь Японии.
Государственные мероприятия предусматривали
стимулирование сельского хозяйства.
При этом особое внимание уделялось научным
исследованиям, связанным с выведением
новых пород скота, селекцией в растениеводстве,
совершенствованием сельскохозяйственной
техники.
Социальная политика Тэтчер была направлена
на изживание психологии иждивенчества
и перекладывание решения главных социальных
проблем на плечи трудоспособного населения.
В этой связи основную функцию государства
Тэтчер видела в том, чтобы создать максимально
благоприятные условия для каждого, кто
желает преуспеть, нажить и приумножить
свой собственный капитал.
Был значительно сокращен персонал государственного
аппарата, в результате существенно уменьшились
затраты на его содержание.
Реформы Тэтчер коснулись и
внешнеэкономических отношений. Так, в
октябре 1980 г. правительство ликвидировало
ограничения на вывоз капитала, существовавшие
на протяжении 40 лет. Примерно 80 % всех
вывозимых из страны i капиталов направлялось
в США, Канаду, страны ЕЭС. Уже в 1982 г. Великобритания
заняла первое место среди иностранных
государств, инвестировавших средства
в американскую экономику, потеснив Нидерланды
на второе место. Были достигнуты большие
успехи во внешней торговле: к 1983 г. превышение
доли экспорта над импортом составило
1,1 млрд ф. ст.
Таким образом, приход к власти правительства
консерваторов во главе с Тэтчер весной
1979 г. ознаменовал серию серьезных экономических
реформ, вызвал к жизни термин «тетчеризмом».
Основные его направления имели сходство
с «рейганомикой» в США. Однако британские
экономические преобразования этого периода
отличались беспрецедентной по масштабам
и продолжительности приватизацией. В
определенной мере она носила и Политический
характер: консерваторы сводили счеты
с лейбористами, которые в свое время проводили
энергичную национализацию.
Начало 1990-х гг. было логическим продолжением
экономической политики правительства
1980-х гг.: развивалось частное предпринимательство,
проводилась активная политика в области
финансирования наукоемких производств
и исследований, расширялись внешнеэкономические
связи с учетом нового миропорядка.
Объем ВВП постепенно увеличивается: в
1993 г. его прирост составил 1,9 %, в 1994 г. –
3,4 %, в 1995 г. – 2,4 %, в 1996 г. – 2,2 %, в 1999 – 2000
гг. в среднем за год 2,45 %.
На рубеже XX-XXI вв. Великобритания
остается крупнейшей индустриальной державой
мира с хорошо развитой металлургией,
тяжелым машиностроением, угольной, нефтехимической
и легкой промышленностью. Она полностью
обеспечивает свои потребности в энергоносителях
и является десятым по величине поставщиком
нефти и газа в мире.
Великобритания располагает высокоразвитым
сельским хозяйством и всеми видами транспорта,
который в основном приватизирован.
В сфере услуг занято около 75 % экономически
активного населения страны, а удельный
вес отраслей услуг в ВВП достиг в 2005 г.
66 %. По этому показателю Великобритания
уступает лишь Соединенным Штатам Америки,
у Итоги экономического развития страны
в послевоенный период еще раз подтвердили
тезис о том, что рыночная экономика располагает
большими возможностями модернизации
и может успешно приспосабливаться к меняющимся
политическим и социальным условиям. Ныне
хозяйство Великобритании все теснее
интегрируется в мировое сообщество и
занимает в нем достойное место. Численность
населения Великобритании в 2005 г. составляла
60,2 млн человек.
51. «Застойный» период
в экономике СССР: сущность и
особенности.
Эпоха застоя (период застоя) – период
в развитии Советского Союза, характеризующийся
относительной стабильностью всех сфер
жизни государства, достаточно высоким
уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных
потрясений.
Период застоя, как и любой временной
отрезок в истории России, не имеет четких
границ, однако, чаще всего, историки имеют
в виду отрезок в двадцать лет между приходом
к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х годов) и началом перестройки
(начало 1980-х). Условно обозначается, что
период застоя длился с 1964 по 1986 годы.
План 9 пятилетки, принятый на период
1971-1975, еще не отражал некоторых принципиальных
изменений в первоочередных задачах, которые
решались в СССР в начале 1970-х годов. В
марте 1973 ЦК КПСС и Совет министров СССР
одобрили создание научно-производственных
объединений (НПО). Они стали промежуточным
звеном хоз-ного управления между министерствами
и предприятиями, объединив группы
предприятий, научно-исследовательских
институтов и проектных бюро одного министерства,
близкие по географическому расположению
и специализации. На НПО была возложена
ответственность за обеспечение планового
объема пр-ва, финансирования и отношений
с другими организациями. НПО должны были
обеспечить лучшее использование ресурсов
и более высокую производительность труда.
Таким образом, советское руководство
стремилось не утратить жесткого контроля
за первичными производственными единицами.
Предприятия, переведенные на новые условия
хоз-ния, постоянно сталкивались с проблемой
реализации финансовых средств из фондов
развития пр-ва при закупке оборудования
и материалов, так как рыночные фонды свободной
реализации были очень малы. Специфические
тенденции стали проявляться во внешнеэкономической
сфере. Экспорт все более стал приобретать
сырьевой характер. Получаемые СССР «нефтедоллары»
шли главным образом на развитие военного
пр-ва и укрепление «дружественных» режимов
в Эфиопии, Анголе, Афганистане, других
странах. Постоянный дефицит потребительских
товаров также требовал их закупки за
рубежом, поэтому обеспечивался теми же
«нефтедолларами». Хотя на Западе было
закуплено немало современного пром-ного
оборудования, должного усиления инвестиционный
процесс так и не полупил. В результате
в конце 1970-х эк-кий рост страны стал существенно
замедляться. За 10-15 лет (с 1970 до 1985) годовые
темпы роста основных показателей
национальной эк-ки снизились в 2-3 раза.
Зависимость эк-ки от сырьевого экспорта
определила и сложности с оплатой необходимого
стране импорта. Общий застой наблюдался
и в с/х. Многолетний дефицит потребительских
товаров, трудности обеспечения ресурсными
фондами даже установленных плановых
заданий привели к тому, что характерной
и всеобщей чертой советской эк-кой системы
стало развитие теневой эк-ки. Возникали
целые частные предприятия, работающие
на неучтенном сырье и продающие дефицитную
продукцию через гос-ную торговую сеть.