20 октября 1948 года по инициативе
Сталина было принято постановление
“О плане защитных лесонасаждений,
внедрении травопольных севооборотов,
строительстве прудов и водоемов
для обеспечения высоких и
устойчивых урожаев в степных
и лесостепных районов Европейской
части СССР”. Эта программа, рассчитанная
на 1950 – 1965 годы, была названа в
печати “Сталинским планом преобразования
природы”. Хотя после смерти Сталина
план был свернут, сооруженные
при его жизни полезащитные
полосы стали памятным и полезным
свидетельством усилий первых
послевоенных лет по увеличению
сельскохозяйственного производства
и охране окружающей среды.
Развернувшаяся гонка вооружений,
жесткое противостояние капитализма и
социализма, восстановление разрушенного
народного хозяйства СССР требовали, прежде
всего, колоссальных средств на развитие
индустрии, отсюда в послевоенные годы
гораздо меньше средств направлялось
на развитие легкой и пищевой промышленности
– производство потребительских товаров
росло медленно, ощущалась нехватка самого
необходимого. Продукция легкой промышленности
выросла по сравнению с 1940 г. лишь на 17
%.
Сложное положение было в сельском
хозяйстве. От общего объёма ассигнований
в четвёртой пятилетке на его развитие
направлялось всего 7%. Как и в годы первых
пятилеток, основная тяжесть восстановления
и дальнейшей индустриализации страны
легла на деревню. Государство вынуждено
было для развития индустрии изымать в
виде налогов и обязательных поставок
свыше 50% продукции колхозов и совхозов.
Закупочные цены на сельхозпродукции
не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную
продукцию выросли за это время в 20 раз.
По трудодням колхозник получал в год
меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц.
В конце 40-х гг. были обложены
высокими налогами приусадебные участки.
Крестьяне стали избавляться от скота,
вырубать фруктовые деревья, так как платить
налоги им были не по карману. Сельское
население в условиях ускоренного развития
индустрии сокращалось – крестьяне вербовались
на стройки, на заводы, на лесозаготовки.
В 1950 г. сельское население сократилось
по сравнению с 1940 г. вдвое.
Восстановленная промышленность
позволила получить средства для развития
сельского хозяйства. В 1953 г. была проведена
налоговая реформа и вдвое уменьшены налоги
с приусадебных участков. Налог взимался
только с земли, а не со скота и деревьев.
В сентябре 1953 г. прошел Пленум ЦК, посвященный
развитию сельского хозяйства, после которого
были значительно (в 3–6 раз) повышены закупочные
цены на сельскохозяйственную продукцию
и в 2,5 раза снижен налог с колхозников.
Государственные резервы хлеба выросли
по сравнению с довоенным уровнем в четыре
раза.
Параллельно росли и общие военные
расходы, начала возрастать численность
Советских Вооруженных Сил. После сокращения
армии с 11,4 млн человек в мае 1945 г. до 2,9
млн в 1948 г., к началу 50-х гг. она вновь увеличилась
почти до 6 млн чел. Прямые военные расходы
поглощали около 25 % годового бюджета страны.
Была развернута широкая программа
строительства как крупнотоннажных кораблей
ВМФ, так и значительного подводного флота.
Больших сил потребовало создание реактивной
авиации и ракетных систем для всех родов
войск. В короткие сроки были разработано
ракетное оружие тактического, затем стратегического
назначения и противовоздушной обороны.
Быстро создается атомная промышленность.
В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат
“Маяк” (Челябинск-40), на нем были сооружены
первые отечественные ядерные реакторы
– конверторы для получения плутония.
Комбинат “Маяк” стал первым ядерным
центром страны. Именно здесь были получены
первые килограммы плутония –239, из которого
были изготовлены заряды первых атомных
бомб. Первая советская атомная бомба
была испытана 29 августа 1949 г. на полигоне
под Семипалатинском. А в 1953 г. Советский
Союз впервые в мире создал водородную
(термоядерную) бомбу.
46. План Дж.Маршалла по
восстановлению хозяйства европейских
стран после Второй мировой
войны.
План Маршалла был выдвинут
5 июня 1947г. В середине июля 1947г. состоялась
Парижская конференция стран–участниц
плана Маршалла (16-ти европейских стран:
Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции,
Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга,
Нидерландов Норвегии, Португалии, Турции,
Франции, Швеции и позже ФРГ), на которой
был учрежден Комитет европейского экономического
сотрудничества, задача которого сводилась
к составлению на основе отчётов о состоянии
экономики, военных разрушений, валютных
резервов, восстановительных работах
сводной заявки на американскую помощь,
общая сумма которой составила 29 млрд.
долларов.
На совещании министров иностранных дел
Великобритании, Франции и СССР в 1947г.
Советский Союз подверг критике идею плана,
рассматрвая его в качестве механизма
вмешательства во внутренние дела европейских
стран, раскола Германии и раздела Европы
на 2 противостоящие группы государств.
Отказ от участия в плане Маршалла СССР
был поддержан и другими социалистическими
странами–Болгарией, Венгрией, Польшей,
Румынией, Чехословакией, Югославией,
Финляндией и Албанией.
Только в апреле 1948г. американский Конгресс
принял «Закон о помощи иностранным государствам».
Экономическая помощь осуществлялась
на основе двусторонних соглашений при
соблюдении жёстких условий, среди которых:
1) отказ от национализации промышленности;
2) предоставление полной свободы частного
предпринимательства;
3) торможение отраслей западноевропейской
индустрии конкурирующих с отраслями
США;
4) одностороннее снижение таможенных
тарифов на импорт американских товаров;
5) ограничение торговли с социалистическими
странами и др.
Контроль за реализацией плана Маршалла
осуществляла, созданная в США, Администрация
экономического сотрудничества.
За 4 года выполнения плана (с 1948 г. – по
1951 гг.) США оказали европейским странам
помощь в объёме 17 млрд. долларов и более
2/3 этой суммы приходилось на долю четырёх
ведущих европейских стран – Великобритании,
Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная
Германии из былого агрессора превратилась
в союзницу стран-победительниц, которой
США оказывали предпочтение, за первый
год реализации плана ФРГ получила от
США 2,422 млрд. долл.- это почти столько же,
сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13
млрд.) вместе.
Основную помощь (70 %) составляли поставки
продовольствия, топлива и удобрений.
Но главный смысл плана заключался в подпитывании
слабых европейских экономик и создании
условий для собственного возрождения,
а именно:
- для быстрого развития внутриевропейской
торговли;
- для активизации наиболее эффективных
производственных мощностей с целью достижения
ускоренного выпуска продукции через
межотраслевую кооперацию;
- для укрепления своих валют и восстановления
к ним доверия.
Формой обеспечения европейской кооперации
стала Организация Европейского Экономического
Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества
её стран-участниц по либерализации торговли
и платежей потребовалась координация
инвестиций в целях направления капиталовложений
на развитие ключевых отраслей и предотвращения
дублирования инвестиций.
Главным в реализации плана Маршалла стало
решение вопроса об источниках финансирования
отдельных элементов плана. Все поставки
были разделены на 3 основных вида:
1) первый объединял предметы жизненной
необходимости – продукты питания, топливо,
одежду. Ежегодный рост собственных ресурсов
европейских стран сопровождался соответствующим
сокращением американских ассигнований.,
а так как большинство стран Западной
Европы были не в состоянии оплатить поставки,
то основная их часть шла ввиде дотаций,
а не займов. Одновременно валюта, вырученная
от продаж ввозимых продуктов, использовалась
правительством европейских стран для
сокращения дефицита бюджета, а значит
и темпов инфляции.
2) второй вид поставок составляло промышленное
оборудование. В его финансировании преобладали
международные займы.
3) третий вид поставок составляло сырьё,
сельскохозяйственные машины, промышленные
товары и запасные части, которые финансировались
под гарантии американского правительства
через специально созданное отделение
экспортно-импортного банка США.
Таким образом, план Маршалла был ориентирован
на снабжение западноевропейского производства,
на импорт сырья и материалов, на восстановление
и обновление основных фондов.
Совместно с планом Маршалла применялись
собственные экономические программы
в странах Запада по возрождению послевоенных
экономик, что давало высокую результативность
развитию этих стран и проявлялось в росте
выпуска продукции в базовых отраслях
более, чем на половину за 1947-1950 гг., а по
отдельным видам продукции более того:
калийных удобрений – на 65 %, стали – на
70 %, цемента - на 75 %, транспортных средств
– на 150 %, нефтепродуктов – на 200 %.
Свидетельством успешного выполнения
программы экономического возрождения
западноевропейских стран является рост
экспорта, который за 1948-1952 гг. увеличился
на 49 пунктов. Прогрессивные изменения
затронули и структуру экспорта. Западноевропейский
вывоз продукции вырос на 40 %, а поставка
оборудования для традиционных отраслей
из США не только укрепляла базовые отрасли,
но и создавала ощутимые предпосылки для
повышения конкурентоспособности потребительских
секторов экономики, поворота к перспективным
технологиям и даже экспорту качественных
материалов для новейших отраслей из Европы
и США.
Вместе с тем на фоне обострения послевоенной
международной обстановки план Маршалла
с 1951г. стал превращаться в программу оказания
странам-участницам американской военной
помощи, способствуя послевоенному расколу Западных
государств и усилению «холодной войны»
против социалистических стран, а также
зависимости западноевропейских государств
от США.
На это был нацелен принятый в 1951г. закон
о взаимном обеспечении безопасности,
который действуя на основе двусторонних
соглашений содействовал внешней политике
через безвозмездные субсидии и поставки
американских товаров и материалов. Страны-получатели
вынуждены были предоставлять свою территорию
для американских венных баз и прекратить
торговлю стратегическими товарами с
социалистическими странами, то есть экономическая
помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения,
а не на дальнейшее общее расширение экономики.
47. «Экономическое чудо» в ФРГ:
сущность и особенности.
Довоенный уровень промышленного производства
в ФРГ был восстановлен несколько позже,
чем в других европейских странах, только
в 1951 г. И не только из-за больших военных
разрушений. Восстановление хозяйства
задерживали проводимые в стране реформы
по ликвидации военной промышленности,
по разукрупнению монополий, задерживали
финансовое истощение страны и наложенные
на Германию репарации.
Разрушенные города, уничтоженные заводы,
отброшенное на десятки лет назад аграрное
производство. Наличие 12-ти миллионной
армии переселенцев. В 5 раз возросло количество
денег, находящихся в обращении и не имеющих
товарного покрытия. Введение карточной
системы стимулировало рассвет «черного
рынка». Возрождаются товарообменные
сделки времен «натурального хозяйства».
Западные оккупационные власти вынуждены
были ежегодно завозить продукты питания
и самые необходимые предметы потребления
на 1 млрд. долларов. Они же в 1947 г. предлагали
эвакуировать до 20 млн. немцев как обреченных
на голодную смерть. Во второй половине
40-х гг. XX в. народ Германии получил жестокий
урок всеобщего финансового, экономического
и нравственно-духовного истощения. Оздоровление
экономики Германии требовало решительных
мер, и на них пошли члены правящей с 1949
г. партии ХДС. Главным архитектором хозяйственных
реформ послевоенной Германии стал профессор
Людвиг Эрхард (1897 – 1977 гг.) – директор
управления хозяйства объединенных западных
зон оккупации в 1948 г., министр народного
хозяйства ФРГ (1949 -1963 гг.), заместитель
федерального канцлера (с 1957 г.) и федеральный
канцлер в 1963 – 1966 гг. Именно под его руководством
и состоялось «экономическое чудо», хронологические
рамки которого 1948 – 1960 гг. К его предпосылкам
можно отнести:
1) внутренние капиталовложения
в промышленность;
2) помощь из США по «плану
Маршалла» – около 3 млрд. долларов;
3) чрезвычайные усиления немцев
– в 50-е гг. в ФРГ была самая
продолжительная рабочая неделя
в Западной Европе;
4) до 1956 г. ФРГ не имела значительных
военных расходов;
5) протекционистская политика государства
и др.
В книге «Благосостояние для всех», опубликованной
в ФРГ в 1957 г.
Л.Эрхард отмечает, что основную цель
экономических реформ он видел в:
а) создании «социального рыночного хозяйства»;
6) повышении покупательной способности
всех слоев населения;
в) сосредоточении всех усилий народного
хозяйства на увеличение государственного
дохода.
Рычагами экономического возрождения
ФРГ Эрхард считал свободную частную инициативу
и конкуренцию в сочетании с активной
ролью государства в хозяйственной жизни.
Планы Л.Эрхарда опирались на денежную
реформу, свободные цены, конкуренцию
частных предпринимателей, регулирующую
роль государства с помощью гибкой кредитной
и налоговой политики, ставки на мелкий
и средний бизнес.
Весь ход «немецкого экономического
чуда» можно разбить, на этапы:
1-й прошел в 1948 – 1949 гг. под знаком
денежной и цено30й реформ, началом
повышения ставок реальной зарплаты
с учётом роста производительности
труда, значительного роста производства;
2-й – 1950 – 1951 гг. – время наибольшего
напряжения в истории поствоенного
немецкого рыночного развития, поднимается
среднегодовой уровень занятости;
3-й – 1952 г. – прекращение роста
цен и проверка создаваемой
экономической системы на прочность
и пригодность;
4-й – 1953 – 1955 гг. – начало эры
«благосостояния для всех». В 1954
г. был вдвое превышен уровень
общегерманского производства 1936 г.;
5-й – 1955 – 1960 гг. – период торможения
экономического подъема и переход
к спокойному прогрессу.
Итоги «немецкого экономического чуда»:
Важнейший итог чуда – возрождение экономического
потенциала страны, в результате которого
ФРГ превращается в передовую страну Западной
Европы, обгоняя в хозяйственном отношении
своих былых победителей. К середине 50-х
гг. она вышла на второе место после США
по объему золотых запасов;
48. «Экономическое чудо» в Японии:
сущность и особенности.
Японское экономическое чудо возникло
в 50-60 гг. двадцатого столетия и заключалось
оно в невероятном росте экономических
позиций страны в весьма сложных послевоенных
условиях. Данное явление кажется невероятным,
ведь потерпев в войне жесткое поражение,
Япония понесла значительный ущерб как
в моральном, так и в материальном плане,
и несмотря на это смогла вырваться в экономические
лидеры за короткий промежуток времени
среди прочих стран мира. Японское экономическое
чудо сформировалось в результате определенных
действий государства, которые до сих
пор изучаются и оцениваются экономистами.
Сразу после войны темпы роста японской
экономики имели весьма скромные значения
и уступали показателям западноевропейских
стран. Однако ситуация изменилась в конце
40-х годов, когда были предприняты меры
так называемой «шоковой терапии», которые
заключались в следующем:
1. Был предпринят тотальный контроль
над экспортно-импортными процессами,
запрещался ввоз зарубежной готовой
продукции, способной заглушить
японскую промышленность, однако
поощрялся импорт современных
технологий западного производства,
что в конечном итоге было
нацелено на развитие технологической
отрасли Японии.
2. На государственном уровне
поддерживались производители новых
продуктов, а торговцы-перекупщики
находились в мене завидном
положении, давление в их сторону
делало данный вид деятельности
не выгодным. В результате росло
число первичных производителей
и таким образом быстрее увеличивалось
национальное богатство.
3. В сфере банковских и финансовых
услуг пресекалась деятельность
спекулятивного характера, т.к. она
способствовала лишь обогащению
узкого круга лиц и не содействовала
экономическому прогрессу. В банковской
сфере только предприятия-производители
получали самые благоприятные
условия для получения капитала
(процентная ставка для них
являлась самой низкой).
4. Введена система пожизненного
найма, которая поддерживала конкуренцию
не за рабочие места в разных
фирмах (что приводило к возникновению
больших финансовых вливаний
в профессиональное обучение
сотрудников), а содействовала конкуренции
между работниками одной фирмы,
в результате чего мощь компании
росла ввиду высокой эффективности
рабочего персонала.
Таким образом, в течение всего одного
поколения экономика страны прирастала
больше, чем такие экономические гиганты
(на тот момент) как США, Франция, Канада,
ФРГ и Италия. Отсюда возникло понятие
японское экономическое чудо, характеризующее
головокружительный взлет страны с заурядными
территориальными и человеческими ресурсами.
Однако в 90-х гг. данное явление сменилось
недугом, известным как Потерянное десятилетие, случившееся
после коллапса финансовой отрасли страны.
49. Особенности государственного
регулирования экономики в США, Франции,
Великобритании.
Во Франции программа
Народного фронта, направлена на
поддержание основной массы населения,
сокращения рабочей недели при сохранении
средней зарплаты, введён каталог обязательных
цен на жизненно важные товары, регулирование
закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию и др. Проведение в жизнь этих
мероприятий потребовало больших затрат.
Правительство Народного фронта вскоре
столкнулось с проблемой нарастающего
дефицита бюджета. Для его сокращения
оно пошло на девальвацию франка, что,
в свою очередь, вызвало инфляцию и рост
цен. Кроме того, принятая политика способствовала
усилению оттока капитала из страны, процессу
сокращения пр-ва. Народный фронт столкнулся
также с сильным противодействием
реализации своей программы со стороны
монополистического капитала и крупной
французской буржуазии. Сложности и неудачи
в исполнении принятого курса усилили
противоречия в самом Народном фронте
и привели его к расколу. Правительство
постепенно стало отходить от программы,
а в 1938 оно окончательно отказалось
от политики Народного фронта. Однако
все же удалось провести ряд мер, направленных
на реформирование экономики в интересах
широких слоев общества:
– был установлен государственный контроль
над Французским банком и проведена частичная
национализация военной промышленности.
Государство участвовало в создании Национального
общества ж/дорог, где его доля капитала
была преобладающей, а также в организации
Национального зернового бюро, закупавшего
продукцию у крестьян по твердым ценам,
но учитывающим интересы производителей.
Это вело к сужению сферы деятельности
перекупщиков, спекулянтов;