Шпаргалка по "История экономических учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:26, шпаргалка

Краткое описание

1Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель
2Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония)
3Экономическая мысль средневековья. Воззрения Августина и Ф. Аквинского
4Меркантилизм. Особенности раннего и позднего меркантилизма
5Историческое значение меркантилизма. Кольбертизм
6Общая характеристика классической политической экономии
7Теоретические положения У. Петти о богатстве, деньгах и торговом капитале
8Теоретические положения У. Петти о стоимости и доходах рабочих и собственников денежного капитала и земли
9Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»
10Теоретические положения Ф. Кенэ о производительном труде и капитале
11Экономическая таблица Ф. Кенэ и ее значение
12Предмет и метод изучения А. Смита
13Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, стоимости и доходах
14Теоретические положения А. Смита о производительном труде, капитале и воспроизводстве
15Теоретические положения Д. Рикардо о стоимости, заработной плате и прибыли
16Теоретические положения Д. Рикардо о ренте, деньгах и воспроизводстве
17Теоретические положения Ж.Б. Сэя о трех факторах производства, стоимости и доходах
18«Закон рынков» Ж.Б. Сэя
19Теоретические положения Т. Мальтуса о стоимости, «третьих лицах» и воспроизводстве
20Теория народонаселения Т. Мальтуса
21«Железный закон заработной платы» Т. Мальтуса
22Дж.С. Милль о законах производства и распределения, «нейтральности» денег, стоимости, «рабочем фонде»
23Доктрины Дж.С. Милля о сферах «бессилия рынка» и социальных реформах
24Предмет и метод изучения К. Маркса
25Теоретические положения К. Маркса о стоимости, цене производства и прибавочной стоимости
26Теоретические положения К. Маркса о производительном труде, капитале и воспроизводстве
27Теоретические положения К. Маркса о деньгах, заработной плате, прибыли, ренте
28К. Маркс о «баснословной догме Смита»
29Экономические воззрения Н.С. Мордвинова
30Экономические воззрения А.К. Шторха
31Экономические воззрения С. Сисмонди
32Концепция реформ С.Сисмонди
33Экономические воззрения П. Прудона
34Концепция реформ П. Прудона
35Экономические воззрения социалистов-утопистов начала XIX в.
36Предшественники исторической школы Германии
37Методологические особенности исторической школы Германии
38Экономические воззрения А.И. Бутовского
39Экономические воззрения И.В. Вернадского
40Сущность и этапы «маржинальной революции»
41Предшественники маржинализма. «Законы Госсена»
42К. Менгер о «хозяйстве Робинзона», экономических благах и их стоимости
43Концепция К. Менгера об обмене благ и его роли в экономической жизни
44«Теория ожидания» О. Бём-Баверка
45Принцип убывающей полезности в примере О. Бём-Баверка о хозяйстве одинокого поселенца
46Особенности способов определения суммарной полезности в трудах Ф. Визера и О. Бём-Баверка
47Маржинальные концепции Л. Вальраса
48Теоретические положения А. Маршалла о предмете и методе «экономикс», стоимости (рыночной цене) и эластичности спроса
49Теоретические положения А. Маршалла о предельных издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к накоплению (сбережению)
50Концепция Дж.Б. Кларка о статике и динамике
51«Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка
52Концепция общего экономического равновесия В. Парето. «Оптимум Парето».
53Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского
54Экономические воззрения П.Б. Струве
55Экономические воззрения В.К. Дмитриева
56Общая характеристика институционализма
57Концепция реформ Т. Веблена
58Концепция реформ Дж. Коммонса
59Концепция стоимости в трудах Т. Веблена («эффект Веблена») и Дж. Коммонса
60Концепция «измерения без теории» У. Митчелла
61 «Дифференциация продукта» и неценовые факторы конкуренции в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина
62Феномен избытка мощности в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина
63Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
64Предмет и метод изучения Дж.М. Кейнса
65Меры государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса
66Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики
67Чикагская школа неолиберализма. Монетарная концепция М. Фридмена
68Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм
69Предыстория и история экономической науки в «Экономикс» П. Самуэльсона
70Неоклассический синтез П. Самуэльсона

Файлы: 1 файл

История эконом.учений.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

2.возврат к условиям независимой деят ремесленников, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерских и цехов (вместо крупных фабрично-заводских структур, руководимых одним хозяином).

Для достиж  реформаторских положений рекоменд напр деят-ть гос-ва на реализацию след законодат воззваний:

-создать условия «городским» и «сель\хоз» рабочим для взаимодействия на принципах коалиции и свободной кооперации;

-не допускать снижения или фиксирования % ставки;

-запретить общественный труд в воскресные дни;

-ввести  возрастной ценз и сократить  продолжит раб дня взрослых рабочих;

-освободить от налогов «класс сель\хоз рабочих» и увеличить их размеры «праздным землевладельцам» и «крупным фермерам»;

-обязать нанимателей содержать рабочих на период их болезни, безработицы и старости;

-поощрять дробление наследств, а не их накопление и др.

34. Концепция реформ  Прудона

О необход реформ для решения соц вопроса речь идет в большинстве сочинений П. Прудона. В них, считая своим долгом обосновать концепцию социальной справедливости, он решительно отвергает всякую мысль о революции.

Реформат идеи П. Прудона содержат немало общего, сближающего его с С. Сисмонди:

-сочувственное отношение к положению в обществе так называемых «третьих лиц», т. е. крестьян, ремесленников, кустарей;

-признание приоритетной роли в экономике «мелкой соб-ти и мелкого пр-ва»;

-приверженность принципу соц справедливости, понимаемому как возможность «давать каждому равную часть благ…»;

-исключение из законодат принципа неравенства вознаграждения «под предлогом неравенства способностей»;

К числу же специфических реформ идей отн:

-ликвидация денег и введение вместо них бонов обращения (обмена);

-уничтожение % посредством орг-ции кредита;

-организация Банка народа;

-отмена правительства как итог осущ реформ.

35.Экономические  воззрения социалистов-утопистов начала 19 в

Утописты  – это школа, от слова утопия – место, к-рого нет. Гл. цель – построить совершенное общ-во, где гл. хар-ка – справедливость. В Европе у истоков был Томас Мор (16., англичанин). Суть взглядов: современное ему общ-во не справедливо и не эффективно, гл. причина этого – сущ-ние денег и частн. собств-ти и нарисовал портрет идеального общ-ва на основе утопии. Черты общ-ва: собств-ть только коллективная, нет бедных и богатых, продукты идут в «общий котел», затем распределяются, все трудятся, работа организована по плану: каждому поручен определенный вид труда, к-рый передается по наследству. Со времени Томаса Мора слово утопия становится нарицательным.

19в.  Роберт Оувен – продолжил теорию. Считал, худшие пороки – это:  частная собств-ть, религия, брак по расчету.

Во Франции  представитель – Клод Сенсимон. Суть идей: зол. век у человеч-ва не в прошлом, а в будущем, надо только правильно развиваться. План:

- отменить  право наследования, при этом  частн. собств-ть д.б. сохранена,  но только на рез-ты своего труда,

- предложил  выкупить землю у тех, кто  ее не обрабатывает,

- отстранить  от власти тех, кто не занят  трудом,

- власть  передать ученым,

- произв-во  развивать на ученой основе,

– изменить мораль общ-ва, т.е. в общ-ве д.б. принят принцип «все люди - братья».

Шарль Фурье – француз. В мире царят  анархия и разгул страстей, бедность одних порождена излишествами других. Работа для 9/10 населения не дает ничего, кроме скуки и ее причастности к прибылям => богатые оставляют  себе самый привлекат. труд по управлению. Общ-во в состоянии построить справедливый мир: основа – фаланга (группа людей, объединяющихся по профес. интересам), собств-ть принадлежит фаланге, нет ни гос-ной, ни личной собств-ти.

33. Экономические воззрения  Прудона

1. предметом изучения полит экономии не может явл сфера пр-ва, так как в этом случае из-за того, что «меновая ценность не поддается измерению», без внимания остаются проблемы соц сферы и прежде всего многообразные задачи орг-ции обмена и потребления. Последние по существу и явл предметом изуч этой науки в его представлении.

2. методы изучения : 1. отрицание целесообразности в экономике неограниченной свободной конкуренции; 2.выдвижение в процессе анализа хоз жизни на первый план не эк показателей и факторов, а категорий добра, морали, этики и соц справедливости.3. неприятие главенствующей роли в полит экономии каузального метода анализа

3. теория народонаселения. пауперизм возникает «вслед нарушения равновесия в распределении» и что «в некоторых странах, где большая часть семейств живут земледелием, производя почти все сами для себя и имея только незначительные внешние сношения, – это зло (пауперизм) сравнительно менее чувствительно».

4.теория  разделения труда. выражает нескрываемый пессимизм по поводу перманентного хар-ра разделения труда в обществе, пытается выстроить аргументацию против этого «экономического закона»,т.о. сведя суть закона разделения труда к абстрактной категории «не придумал ничего лучшего, как возвратить нас к состоянию средневекового мастера».

5. теория конституированной  стоимости. Суть его ответа такова: экономистам следует понять «синтетическую идею стоимости», в соответствии с которой ценность должна быть «конституирована», т. е. отрегулирована еще до продажи посредством установления заранее количества соответствующих затрат труда и времени.

6.Теория  доходов. Изложение этой теории построил, рассматривая содержание трех элементов – труда, капитала и земли, принятых полит эк в кач-ве осн источников доходов. Он утверждает, что «производство является результатом этих трех элементов, которые, взятые порознь, одинаково бесполезны

7. Теория воспроизводства хар-ся тем, насколько сбалансированы в обществе производство и потребление.

8. Теория реформ. Идеи:

-сочувственное отношение к положению в обществе так называемых «третьих лиц», т.е. крестьян, ремесл;

-признание приоритетной роли в экономике «мелкой собственности и мелкого производства;

-приверженность принципу соц справедливости, понимаемому как возможность «давать каждому равную часть благ»;

-исключение из законод принципа неравенства вознаграждения «под предлогом неравенства способностей»;

-недопущение «никакой концентрации капитала или доходов в руках одного человека, никакой эксплуатации труда, никакого грабежа».

К числу  же специфических реформ идей отн:

-ликвид денег и введ вместо них бонов;

-уничтожение % посредством орг-ции дарового кредита;

-организация Банка народа;

-отмена правительства как итог осущ реформ.

36. Предшествинники  исторической школы  Германии 

О характерной особенности исторической школы Германии свидет то обстоятельство, что ее главные идеи были сформулир теорет предшественниками данного направления эк мысли – А. Мюллером и Ф. Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как:

-особая и значительная роль для эк науки исторического метода;

-хар-ка пол эк не как универсальной, а нац науки;

-учет влияния на нац хозяйство природно-геогр , нац -исторических и др неэконом предпосылок;

-признание общ интереса нации выше личного интереса индивидуума.

Экономические воззрения А. Мюллера и Ф. Листа  близки друг другу в тех аспектах, в которых оба они критикуют классиков за их абстракции и либерализм, ратуют за сохранение протекционизма в хоз пол-ке гос и явно преувеличивают роль исторического метода анализа в эконом науке. В то же время их взгляды существенно расходятся, когда речь идет об идеале общ устройства и роли экон науки в его достижении.

 А.  Мюллер склоняется к идеализации хозяйственных отношений времен средневековья, он убежден, что исключительно благодаря авторитету А.Смита на родине этого ученого – в островном гос-ве Англии смогли укорениться идеи ничем не ограниченной свободной торговли и конкуренции.

В свою очередь Ф. Лист принимает некоторые теорет положения классиков, особенно в части поступательного развития общества и целесообразности ускорения научно-техн прогресса. Однако подход классиков к эк науке, по его мнению, носит слишком узкий и поверхностный характер, поскольку они не учитывают важную роль гос-ва в нац экономике, а также влияние на хозяйство истор корней нации и ее культуры

37. Методологические особенности исторической школы Германии

1.учет влияния на экон развитие страны соц среды, в том числе «человеческого фактора»;(нац особ и традиции; своеобразие истор развития нации, ее менталитет; истор случайность; геогр условия страны; особенности нац культуры, психологии, религии и др.)

2. выявление взаимосвязи и взаимообусловленности эк и неэк факторов и категорий;

3.определение места и роли неклассовых критериев в исслед фаз и этапов развития общества. 

38. Экономические воззрения  Бутовского

Александр Иванович Бутовский – директор департамента министерства финансов России. В 1847 г. «Опыт о народном богатстве, или о началах политической экономии».

Свой  курс политэкономии А. И. Бутовский  построил по классической схеме Ж. Б. Сэя: в первом томе рассматривалось производство, во втором – обращение и распределение, в третьем – потребление. Предмет политэкономии  определял довольно расширительно – как «науку о народном богатстве, исключительно посвящающую себя изучению средств, с помощью которых люди, в обществе живущие, достигают возможного благосостояния...» Он относил политэкономию, наряду с философией, эстетикой, нравоучением (этикой) и правоведением, к нравственно-полити наукам и требовал внесения в нее морального начала.

Заслуживают внимания высказанные в книге А. И. Бутовского положения о благах внешних и внутренних; о капитале («самобытном, поземельном и нравственном»); о значении промыслов, производящих невещественные блага, к которым он относил здравоохранение, образование, художественные промыслы; о необходимости «применения производительных сил народных к наделению общества благами внутренними».

В конце  третьего тома А. И. Бутовский посвятил несколько страниц критике социализма и коммунизма, выступая против «водворения» равенства «путями искусственными и насильственными».

39. Экономические воззрения  Вернадского

Иван  Васильевич Вернадский родился в  Киеве, в семье небогатых дворян Черниговской губернии

В области  политэкономии И. Вернадский примыкал к англ классикам и школе Ж. Б. Сэя. Он был последовательным сторонником так называемой «манчестерской школы» в экон политике, основное положение которой требовало полного невмешательства гос-ва в хоз жизнь и распр принципов свободной конкуренции на все стороны хоз деят-ти, в том числе и на отношения между трудом и капиталом.

И. Вернадский был активным противником крепостничества, выступал против проектов освобождения крестьян посредством высоких выкупных платежей. Отрицательно относился к социализму и общинному земледелию.

Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"