Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Национальная экономика РБ"

Файлы: 1 файл

shpory_neb_doc.docx

— 299.51 Кб (Скачать)

 

73.Условия и  проблемы развития предпринимательства  в Беларуси

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам или используются для собственного потребления.

Предприниматель – это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг). Результатом предпринимательства является коммерческий эффект, воплощенный в деньгах (прибыль).

Частное предпринимательство – это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства. Частным предпринимательством могут заниматься как отдельные граждане, так и их коллективы (предприятия, фирмы).

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Малый бизнес – предприятия и организации со среднесписочной численностью работников в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек; строительстве и оптовой торговле – до 50 человек; других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек; других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Государственная программа поддержки предпринимательства:

  • разработка нормативно-законодательные актов, определяющих правовой статус субъектов малого и среднего бизнеса, их критериальные признаки, процедуру образования, регистрации, основные права и обязанности;
  • упрощенное налогообложение для малого и среднего бизнеса в сфере производства и инноваций;
  • развитие инфраструктуры для обслуживания и поддержки предпринимательских структур на республиканском и местном уровнях; оказание им консалтинговой, протекционистской и материальной помощи;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию разнообразных связей с иностранными юридическими и физическими лицами; содействие производству экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;
  • расширение возможности эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • стимулирование развития малого бизнеса в сельской местности и малых городах;
  • расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур;
  • оказание помощи государственным фондам, содействующим развитию предпринимательства;
  • создание механизма заинтересованности местных органов власти в развитии малого и среднего предпринимательства;
  • повышение эффективности государственной защиты предпринимательских структур от преступных посягательств;
  • предоставление на конкурсной основе государственных и местных заказов, частично обеспеченных дефицитным сырьем и материалами;
  • разработка программ государственной поддержки малого предпринимательства.

 

74.Структурная  трансформация экономики

Структурная трансформация экономики предусматривает:

  • поддержание производства на жизнеспособных действующих предприятиях при одновременном регулируемом свертывании заведомо бесперспективных производств;
  • обеспечение поддерживающих инвестиций, необходимых для бесперебойного функционирования основных систем жизнеобеспечения, предотвращения технологических и экологических катастроф;
  • социальная поддержка работников, высвобождаемых с ликвидируемых или реорганизуемых предприятий;
  • антимонопольное регулирование и содействие предпринимательству;
  • стимулирование экономически прогрессивных структурных сдвигов с использованием методов бюджетно-налоговой политики;
  • поддержка частных инвестиций;
  • содействие формированию институциональных инвесторов и иных учреждений, оказывающих услуги предприятиям в сфере инвестиций, реорганизации и перепрофилировании;
  • организация эффективного использования иностранных кредитов и создание благоприятного законодательства для иностранных прямых инвестиций;
  • постепенное сближение структуры мировых и внутренних цен, активная поддержка продвижению на внешний рынок продукции национальных производителей;
  • сохранение научно-технического потенциала страны;
  • использование мер административного вмешательства в чрезвычайных ситуациях для поддержания хозяйственных связей в экономике.

Цели структурной трансформации экономики:

  • создание развитого потребительского комплекса экономики как необходимого условия повышения благосостояния населения, мобилизации социальных резервов экономического роста;
  • преодоление структурно-технологической несбалансированности отраслей народного хозяйства, регионов страны;
  • развитие наукоемких и экспортных производств, неэнергоемких, нематериалоемких, но высокорентабельных отраслей;
  • обеспечение интеграции экономики республики в мировое хозяйство.

Принципы структурных преобразований экономики:

  • учет многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;
  • концентрация ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
  • постепенная трансформация отношений собственности, развитие предпринимательства, либерализация всех видов экономической деятельности;
  • переход на инновационный путь развития экономики;
  • социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развития сферы услуг;
  • приоритетность развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;
  • учет факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;
  • гармонизация развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
  • обеспечение рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
  • комплексное развитие производительных сил страны и ее регионов;
  • экологизация экономики, сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
  • рациональное сочетание системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств

 

76.Инвестиционная  политика: сущность и формы ее  реализации в экономике страны

Инвестиции - финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

По цели инвестирования выделяют прямые и портфельные (непрямые) инвестиции.

Прямые инвестиции выступают как вложения в уставные капиталы предприятий (фирм, компаний) с целью установления непосредственного контроля и управления объектом инвестирования. Они направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущих финансовых интересов, а не только на получение дохода.

Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков

Основные задачи и направления инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочный период:

  • повышение инвестиционного рейтинга Беларуси путем улучшения инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков;
  • выделение и концентрация инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
  • разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику страны посредством дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;
  • усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;
  • расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;
  • стимулирование роста объемов прямых иностранных инвестиций и долгосрочных кредитов;
  • развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.

77.Цели и функции  государственного регулирования  экономики.

Цели.Во-первых это регламентация хоз жизнтформирующая с-му правил и кодексов поведения эконом.агентов определяющие их права и обязанности а также возможности и меру взаимной ответственности . во-вторых:формир-е с-мы гос и негос институтов кот призваны обеспечить контроль за соблюдением общипринятых норм касающихся поведения хоз субъектов. В-третьих разработка соц-эконом политики и определение результативности применения организационных и эконом механизмов ее реализации.осн ф-ии гос-ва в рыночной эк-ке:1.эмиссия денег, налогово-бюджетное и денежно-кредитное регулир-е, 2.обеспечение гарантий, прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования, 3.формирование устойчивой макроэкономической ситуации включая также эффективное функционирование финансовых учреждений, 4.обемпечение минимальных соц стандартовпо предоставлению благ и услуг общего пользования, 5.реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды, 6.развитие науки, инновационной деят-ти и ИТ, 7.проведение внешнеэкономической политики и развитие интеграционных связей с соседними странами, 8.формирование производственной, социальной, экологической инфраструктур имеющих общегосударственное значение и создающих условия для роста эк-ки и улучшение условий жизнедеятельности населения, 9.охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов и международное сотрудничество в области решений экологических проблем, 11. Формирование эффективной структуры народного хоз-ва и регулирование территориального размещения производств, 12.обеспечение нац безопасности страны, 13.создание правовой базы для регулирования рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов а также создание необходимых для этого институтов, 14.разработка и реализация стратегий соц-эконом развития.

 

78.Структура органов  государственного управления в  Республике Беларусь.

Государственная власть - это полномочия, которыми наделены госорганы для управления делами государства общества, а также организации и деятельности государства.

Принципы государственной власти:

  • законность
  • властный характер
  • легитимность
  • разделение властей

Разделение властей является основополагающим принципом государственной власти и предполагает разделение государственной власти на 3 ветви, каждая из которых независима и не вправе вмешиваться в деятельность друг друга:

  • Законодательная
  • Исполнительная
  • Судебная

Законодательная власть – это одна из ветвей государственной власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В РБ органом законодательной власти является парламент – национальное собрание: разделенный на 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.

Исполнительная власть – это одна из ветвей государственной власти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.

Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:

  • центральная – на всю территорию
  • местная

Органы центральной исполнительной власти:

  1. Совет Министров Республики Беларусь

Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь:

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"