Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:06, реферат
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, основ государственной семейной политики.
Не могут не тревожить
негативные тенденции в социокультурной
сфере, системе воспитания, которые
наметились в последние полтора
десятилетия. Размыты идеалы и нравственные
ценности, резко сокращен выпуск отечественной
детской литературы и произведений
искусства, экраны телевидения и
кинотеатров заполнены
На мой взгляд, в качестве первоочередных
мер, стоящих перед теми, кто занимается
проблемами семейных отношений, являются
следующие: во-первых исследование вопросов
положения семьи в современном обществе,
её функций, образа жизни и разработка
конкретных рекомендаций по оказанию
помощи семье, совершенствованию семейных
отношений в целом; обеспечить выполнение
федерального закона РФ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
добиваться выполнения правительством
РФ и местными органами власти законодательства,
федеральных и местных программ, направленных
на оказание помощи семье, защиту прав
и интересов детей; добиваться полного
бюджетного финансирования на федеральном
и региональном местном уровнях всей социальной
инфраструктуры детства: образования,
здравоохранения, культуры и отдыха.
Модернизация государственной
семейной политики связана с модернизацией
семьи как социального
Значение семьи в общественной
жизни определяется такими ее основными
социальными функциями, как регулирование
отношений между полами и поколениями,
рождение детей, передача материальных
и духовных ценностей от поколения к поколению,
внутрисемейное перераспределение доходов,
формирование потребностей и совместное
потребление материальных и культурных
благ, организация и ведение домашнего
хозяйства, личного подсобного хозяйства
и семейного производства, восстановление
сил и здоровья, уход за малолетними детьми,
больными и престарелыми. Семья выполняет
функции эмоционального и духовного общения,
взаимной поддержки и сотрудничества.От
нормального функционирования семьи во
многом зависит личное счастье мужчин
и женщин, психическое, физическое и духовное
здоровье супругов и детей, удовлетворенность
человека жизнью.
Вот и получается, что здоровая,
благополучная, законопослушная семья
– это и опора государства, и основа общественного
согласия, а также политической и социальной
стабильности.
Наиболее развернутая
характеристика семьи как социального
института дана С.В.Дармодехиным: “Семья
как общность людей, связанных отношениями
супружества, родительства, родства, совместного
домохозяйства, как основная ячейка
общества, выполняет важнейшие социальные
функции, играет особую роль в жизни
человека, его защите, формировании
личности, удовлетворении духовных потребностей,
обеспечении первичной
В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик, типов и социальных функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций и противостоят социальному противоборству и напряженности в обществе и т.д. До сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи.
Однако очевидно, что основу семьи составляет супружеская пара с детьми или без детей, так называемая нуклеарная семья. Все остальные семьи можно рассматривать как модификации такой семьи на разных этапах ее развития: от генезиса до прекращения существования. В том числе могут образовываться некие “осколки” нуклеарной семьи, ее части без полного ядра - супружеской пары. Каждый тип семей требует адекватных подходов к обеспечению их жизнедеятельности, что закрепляется в государственной семейной политике. Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государства, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи. Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе исторического развития государства и общества.
Семейная политика - это
относительно обособленная часть социальной
политики, воздействующая на функционирование
семьи как одного из общественных
институтов и индивида как носителя
семейных ролей, которые он выполняет
наряду с другими социальными
ролями. Государственная семейная политика
дополняет другие, более значимые
для семьи области социальной
политики, специальными мерами, адресованными
непосредственно семье как
В процессе модернизации государственной
семейной политики в России, можно
отметить неадекватность концептуальных
подходов и политической практики этой
политики, популизм, недооценку со стороны
государства значения государственной
семейной политики и семьи как
основной опоры социально-политических
преобразований, незавершенность
Однако главной причиной
неэффективности современной
Принципы взаимодействия семьи и государства. В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике. Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности.
Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта». Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль. Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса. Проблема социальной адаптации (психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам.
Государство как партнер
семьи призвано активно участвовать
в процессе ее адаптации к новым
социально-экономическим
Важнейшим принципом идеологии
семейной политики является перенос
центра тяжести в системе социальной
помощи семьям с денежных выплат на
оказание прямых социальных услуг. В
связи с этим важно разграничить
понятия "социальное обслуживание"
и "социальная защита". Социальное
обслуживание предполагает новый для
нашей страны вид социальной помощи
семье, которая носит нематериальный
характер, предполагает индивидуальную
поддержку в решении социально-
Подходы к семейной политике в современном мире. Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств. К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей. Во второй группе — страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи. Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи. При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; "нейтральная" политика, ориентированная на поддержку всех типов семей.
Проблемы ответственности
государства за укрепление и развитие
семьи как общественного
В ООН предпринимаются
усилия систематизировать основные
положения, касающиеся семьи и содержащиеся
в международных документах, разработать
Декларацию о правах и ответственности
семьи. Для реализации поставленной
цели, под эгидой ООН, Венским комитетом
неправительственных
Информация о работе Семейная политика: сущность, цели, содержание и принципы