Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:06, реферат
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, основ государственной семейной политики.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра региональной экономики и предпринимательства
Реферат
по дисциплине «Демография и экономика
народонаселения»
Выполнила: студентка
Чебоксары 2012
Семья является важнейшим
общественным институтом, имеющим решающее
значение как для индивидуальной
жизни человека, так и для социального,
экономического, культурологического
развития общества. Семья - уникальная
подсистема государства, способная успешно
решать специфические функции по воспроизводству
населения и социализации новых поколений.
Именно по этим причинам актуализируется
задача профессионального изучения семьи
как социальной системы, отношений семьи
и государства, основ государственной
семейной политики.
Семья
как социальная общность во всех цивилизациях
выступала важнейшим элементом глобального
развития. Идеология приоритета семьи,
ее непреходящая ценность для жизни и
развития человека и общества закреплена
во многих нормативных актах. Одно из основных
положений этих документов — укрепление
и защита института семьи со стороны общества,
разработка всеми государствами национальной
семейной политики. Но острота существующих сегодня
проблем российских семей вызывает тревогу.
Больно ударяют по семье демографический
кризис, сопровождающийся ростом смертности,
падением рождаемости, постарением населения,
снижением продолжительности жизни, ухудшением
здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся
падение уровня жизни большинства населения
России; рост безработицы, алкоголизма,
наркомании, преступности, неуверенность
в завтрашнем дне.
Государственная семейная политика,
объектом которой является семья, формируется
на основе закономерностей
Преодоление сложившихся в
обществе негативных тенденций потребовало
от государства новых подходов к решению
многочисленных проблем социально-семейных
отношений. Результатом целенаправленных
усилий правительства стало появление
семейной политики, нацеленной непосредственно
на изменение и сохранение уровня жизни
семей, повышения благосостояния и улучшения
их социального самочувствия.
Цели и задачи
семейной политики. Традиционно семейная политика
была подчинена экономическим целям и
её ресурсная реализация обеспечивалась
по остаточному принципу, как и вся социальная
сфера. Целью семейной политики является
благополучие семьи, укрепление и развитие
семейного образа жизни. При этом намеренно
используется понятие "благополучие",
которое в отличие от понятия "благосостояние"
выражает не только "материальную обеспеченность",
"имущественное благополучие", но
и "счастливую жизнь".
Следует отметить, что при определении
цели семейной политики нередко допускается
отождествление цели со средствами ее
достижения. В Концепции государственной
семейной политики цели семейной политики
сформулированы следующим образом:
1. Обеспечение необходимых
условий для выполнения семьей
экономической, репродуктивной, воспитательной,
психологической,
2. Обеспечение условий для совмещения
трудовой деятельности и семейных обязанностей
с личными интересами самого человека.
3. Создание благоприятных условий для
рождения и воспитания здоровых детей,
охраны материнства и детства. Имеются следующие замечания
в связи цитируемым положением.
Во-первых, все три предполагаемые
цели сводятся к одной, сформулированной
в пункте 1. Это аргументируется
тем, что позиция совмещения трудовых
и семейных обязанностей, а также "рождения
и воспитания здоровых детей" предусматриваются
в пункте 1 в части обеспечения необходимых
условий для выполнения семьей соответствующих
функций. Во-вторых, "обеспечение необходимых
условий" для выполнения семьей ее функций
является не целью семейной политики,
а ее средством.
Исходя из общего понимания
цели семейной политики, ее интегральными
задачами являются:
— обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
— создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;
— содействие адаптации
семей различных типов к
— формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;
— решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;
— предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.
Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций. В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:
- развитие законодательной базы государственной семейной политики;
- демографическая политика в отношении семьи;
- экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;
- социокультурная политика в отношении семьи;
- развитие социального обслуживания семьи;
- государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;
- региональная семейная политика;
- взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики;
- разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.
Эти ключевые направления
социальной политики в отношении
семьи нуждаются в
Проблемы современной семьи и семейной политики в России. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения "демографическая катастрофа", "семья скоро отомрет", призывы "спасите семью". Правда, есть и успокаивающие суждения, что ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.
И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут за собой расшатывание "семейных устоев". Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др. За последние полтора-два десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Число супружеских пар на 2010 год составило 33 миллиона (в 2002 г. – 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. – 3,3 миллиона, или 9,7%). Увеличивается доля браков, регистрация которых откладывается на какое-то время после фактического начала супружеских отношений, и удлиняется интервал между вступлением в брак и его регистрацией. Кроме того, 1,8 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек – в незарегистрированном. Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. – 1350), а в селе – 1876 (в 2002 г. – 1993). Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет – 54%, в возрасте 25-29 лет – 19%, в возрасте 30-34 лет – 5,3%, в возрасте 35 лет и более – 1,9% женщин. Статистика разводов в России в 2010 году – составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2010 год составил 80%.
Основными причинами разводов
являются злоупотребление спиртными
напитками, бытовая неустроенность
супругов, супружеская неверность,
проблема распределений домашних обязанностей,
психологическая
Информация о работе Семейная политика: сущность, цели, содержание и принципы