Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:30, курсовая работа
Применительно к данному сектору вопрос о частной собственности и рыночном обороте земель вызывал дискуссии как на протяжении 1990-х гг. прошлого столетия (хотя их передача в частную собственность произошла еще в 1992 - 1993 гг.), так и позднее, после принятия необходимых законодательных актов. В определенной мере этот вопрос вызывает дискуссии и сейчас.
Введение ……………....с.3
1.Понятие рынка земли и его специфика ……………………............с.6
2. Понятие и виды цены земли …………………………………………………. с.9
2.1Виды земельной ренты………………………………………………………с.11
3.Формирование цены на землю и на сельскохозяйственную продукцию с.18
3.1.Методы определения стоимости земли…………………………………….с.18
3.2.Факторы, определяющие цену на землю…………………………………..с.21
3.3.Формирование цены на сельскохозяйственную продукцию…………....с.25
Заключение ……………..с.28
Список использованных источников и литературы …………………....с.32
Необходимо
отметить специфику образования
цен на продукцию сельского хозяйства.
В противоположность другим сферам
хозяйственной деятельности в сельском
хозяйстве цены диктуются худшими
условиями производства, т.е. в основе
рыночных цен лежат цены сельскохозяйственной
продукции, полученной с худших земельных
участков. В связи с этим на лучших
и средних землях в силу большей
урожайности появляется возможность
получить больший доход в форме
дополнительной, или избыточной прибыли.
Диктат цен худших по своему плодородию
и местонахождению земельных
участков обусловлен тем, что земля
— ограниченный ресурс. Далеко не любая
земля может быть вовлечена в
хозяйственный оборот. Необходимость
обеспечения продовольствием
Следовательно, те земельные участки, которые считались худшими, переходят в разряд средних, а их место занимают другие, худшие по сравнению с ними. Таким образом, уменьшение на рынке «худших» земель оказывает влияние на формирование цен на сельскохозяйственную продукцию.
Заключение
Из выше сказанного можно сделать вывод, что по мере углубления рыночных отношений в России земля постепенно становится товаром: участок земли может перейти к новому собственнику и у него может быть своя цена.
При этом, цена на землю, как и на любой другой товар, определяется спросом и предложением. Следуя экономической закономерности, по мере снижения цены на рынке увеличивается спрос, с ростом цены, спрос падает.
Это происходит в результате того, что земля – весьма специфический объект рыночных отношений. Во-первых, хотя бы потому, что это ресурс конечный, как вообще, так в отдельном взятом месте. Следовательно, любое повышение цены воспринимается рынком как последствие ажиотажного спроса, за которым непременно должно последовать исчезновение продукта. Поэтому нужно брать сегодня, пока завтра не стало еще дороже. И потом, высокая стоимость земли – это главный признак популярности места.
И наоборот,
относительно низкая цена земли, истолковывается
как свидетельство ее низких потребительских
свойств. Хотя это и не всегда так.
Поэтому крупные земельные
Подобное
манипулирование сознанием
- крупные собственники земли, латифундисты, которые сконцентрировали в своих руках значительные земельные активы путем скупки паев и акций у крестьян;
-ленд-девелоперы, скупающие значительные земельные массивы у крупных собственников с целью улучшения потребительских свойств за счет ленд-девелопмента и дальнейшей перепродажи застройщику;
-инвесторы-застройщики, приобретающие землю с целью ее застройки. Как правило, их мало интересует не выведенная из сельхозоборота земля. Однако, некоторые из них все же покупают сельхозземлю и в целях экономии проводят ленд-девелопмент самостоятельно;
-риэлторы и посредники, которые сотрудничают со всеми тремя тегориями, перечисленными выше;
-чиновники, которые являются последними в списке, но далеко не последними по тому влиянию, которое они оказывают на рынок.
При этом, «характерно, что лишь чуть больше половины опрошенных в ходе маркетинговых исследований, помимо объективного спроса на землю, обладают еще и субъективным, то есть более-менее четко представляют себе параметры и характеристики желаемого земельного участка. Вторая половина, готовы рассматривать любые предложения»(6). Поэтому предполагается, что они наиболее подвержены процессу управления спросом.
Однако субъективный спрос на землю не надо путать с искусственным спросом. Искусственный спрос на землю – это искусственно стимулируемый спрос на земельные участки в отдельно взятой местности, или по отдельно взятому направлению.
Как правило,
этот спрос формируется под
воздействием достаточно
Искусственно
подогреваемый спрос с
Это явление еще принято называть «раскруткой направления». Процесс этот довольно трудоемкий и затратный. Однако выгоду от этого получают сразу несколько категорий игроков рынка. Поэтому все чаще речь идет о создании межцеховых альянсов, консолидирующих свои усилия для достижения общей цели.
Таким образом, спрос и предложение на рынке земли формируется одними и теми фигурантами, причем, потребитель, вопреки всем рыночным канонам, в их число не входит. В итоге, на лицо явная переоцененность направления как следствие гиперспроса. А гиперспрос – это результат умелого управления спросом.
Есть ли будущее у такой рыночной тактики, и насколько долго она может продержаться? Можно сделать предположение, что этот процесс не может продолжаться до бесконечности и не только в силу своей абсурдности, а прежде всего потому, что реальные интересы потребителя не ставятся здесь во главу угла.
Как только
«направление-фаворит» наберет свою
критическую массу, те потребительские
преимущества, за счет акцентирования
на которых цены росли, перестанут существовать.
А на смену им придут отрицательные
потребительские свойства, такие
как высокая плотность
Что же можно сделать в такой ситуации. Думается, ничего, так как рынок рано или поздно сам все расставит на свои места. Локальная переоцененность и недооцененность земли – это проблема формирующегося рынка, чему лекарь только время.
Аргументом в таких играх, как правило, выступает совокупность потребительских свойств земли. Как правило, наличие одних положительных потребительских свойств уравновешивается присутствием других, отрицательных потребительских свойств.
Так, например, «одним из неоспоримых потребительских преимуществ является близость к большой воде. Но все три северных направления, ведущих к знаменитым подмосковным водоемам – Пятницкое, Дмитровской и Ярославское – имеют проблемы с транспортной доступностью. А над каскадом водохранилищ канала им. Москвы – одним из красивейших мест – разворачиваются самолеты перед заходом на посадку в Шереметьево»(6). И таких примеров можно привести множество, и по каждому из направлений.
Следовательно,
при характеристике того или иного
земельного участка, необходимо не просто
перечислять перечень положительных
и отрицательных
Только в этом случае можно говорить об объективной характеристике и оценке того или иного участка, что будет способствовать динамичному развитию рынка земли.
Список использованной литературы: