Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 01:10, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь.

Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение

Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты

1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда

1.2 Занятость населения: виды и формы

1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение

Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ

2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь

Заключение

Литература

Приложение

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.docx

— 318.50 Кб (Скачать)

 

Существенное влияние  на ситуацию на областном и региональном рынках труда оказывает современное  решение проблем подготовки и  переподготовки кадров.

 

 

1.3 Безработица: понятие,  причины, формы, измерение

 

 

 

Из определения сущности категории занятости следует, что  она является естественным условием существования каждого человека. Но для рыночной экономики неприемлема  категория полной занятости по следующим  причинам:

 

Во-первых, значительная часть  работников в течение своей трудовой активности по различным причинам (переезд  на новое место жительства, получение  новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом до его поступления на другое место  работы может пройти тот или иной промежуток времени, в течение которого указанные лица относятся к категории  незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.

 

Во-вторых, научно-технический  прогресс постоянно перестраивает  структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей  силы потребностям производства. В  результате на каждого незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей может приходиться  лишь несколько вакантных мест в  «новых» отраслях. Это структурная  или технологическая безработица. Для ее преодоления государству  и частным фирмам необходимо создавать  центры по переподготовке кадров.

 

В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает  циклическая безработица. Ликвидировать  этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность  экономического роста. Антикризисные  мероприятия могут лишь «сгладить» экономический спад и, несколько  уменьшить число временно высвобождаемых работников.

 

В-четвертых, существует скрытая  безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве  и сельском хозяйстве.

 

В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней  мере, в сфере легальной экономики.

 

Структурная и фрикционная  безработица определяют ее естественный уровень. Сумма структурной и  фрикционной безработицы равна  естественной безработице. Эти формы  безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для  динамично развивающегося хозяйства [13].

 

Таким образом, полной занятости  не существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность  соответствующей переквалификации.

 

Борьба с инфляцией, снижающей  реальный доход населения, ведет  к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничения  денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение  ставки ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных  за счет увеличения количества рабочих  мест требуют увеличения инвестиций путем расширения государственных  инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это  неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и  при попытках смягчения безработицы  через систему пособий безработным.

 

Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия  по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области  эффективной занятости.

 

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные  области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов; товаров, работ, услуг, ценных бумаг, жилья  и др. Но среди всех этих рынков свое особое место занимает рынок труда.

 

Ключевыми теоретическими понятиями  рынка труда являются понятия  рабочей силы, занятости населения  и безработицы.

 

Фундаментальную основу рынка  труда составляют человеческие ресурсы.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что рынок труда можно  рассматривать как неотъемлемую часть рыночной экономики, представляющую собой систему социально-экономических  и трудовых отношений с согласованными интересами работодателей, наемных  работников и государства по поводу купли-продажи специфического товара.

 

 

 

 

Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

 

2.1 Основные направления  государственного регулирования  рынка труда в РБ

 

Рынок труда и сфера  занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется  некоторыми особенностями.

 

1) Гарантированная занятость  и отсутствие у занятых в  народном хозяйстве конкуренции  со стороны безработных приводило  к снижению производительности  и мотивации труда, потере стимулов  к повышению квалификации и  качества работы.

 

2) Государство, являясь  собственником подавляющей части  средств производства, было практически  единственным работодателем и  монопольно устанавливало цену  труда,

 

Ставки заработной платы  определялись централизованно, в административном порядке.

 

3) Не предусматривалась  дифференциация ставок заработной  платы в зависимости от результатов,  вызванных процессом инвестирования  в человеческий капитал.

 

4) Высокий уровень монополизации  экономики в сочетании с отсутствием  рынка жилья, административными  ограничениями на переезд в  другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением  работников на предприятии (очередь  на жилье и т.п.) приводил к  ограничению мобильности рабочей  силы.

 

5) Социалистическая экономика  характеризуется деформированной  структурой занятости - в промышленности  и сельском хозяйстве занято  избыточное количество рабочей  силы. Этому способствует медленный  рост производительности труда  и политика, направленная на приоритетное  развитие тяжелой промышленности  и сельского хозяйства.

 

6) Существующие механизмы  разрешения социальных конфликтов  были неэффективны. Профессиональные  союзы существовали, но входили  в структуру государства или  партийного аппарата и не представляли  интересы рабочих.

 

7) Крайне ограничены возможности  миграции за пределы страны. Как  известно, излишек рабочей силы  в одной стране может быть  продуктивно использован в другой  на рабочих местах, которые местное  население занимает неохотно.

 

8) В течение ряда лет  применялись массовые формы принудительного  труда.

 

9) Избыточный спрос на  рабочую силу со стороны государственных  предприятий и так называемый  дефицит рабочей силы, вопреки  экономическим законам, искусственно  создавался административными методами [11].

 

Неизбежным результатом  приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий  стала безработица, которая буквально  за несколько лет превратилась в  одну из самых острых проблем в  странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных  в большинстве государств Центральной  и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и  Беларусь, в которых уровень безработицы  остается относительно невысоким. Для  нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического  учета, а также низкими темпами  проведения реформ и структурных  преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей  силы государственными предприятиями.

 

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей  численности занятых оказывает  негативное воздействие на многие стороны  хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической  структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

 

Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие  людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают  экономическое содержание. Вынужденная  неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций  в поисках стабильного места  работы и нормального заработка.

 

Рынок труда представляет собой такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам  и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок  вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую  профессионального образования  и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных  значительную часть времени и  сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные  профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и  соответственно невостребованными  рыночной экономикой.

 

Цель регулирования рынка  труда в переходной экономике  заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем  чтобы: развить трудовые ресурсы  и приспособить их к структурным  изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать  социальному равенству путем  улучшения как способности к  занятости, так и возможности  для занятости в первую очередь  для социально незащищенных групп  населения; стимулировать занятость  в период экономического спада.

 

Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная  политика регулирования рынка труда  включает следующие меры:

 

* регистрацию ищущих работу;

 

* определение размера  пособий по безработице и организацию  системы их выплат;

 

* осуществление неденежных  форм поддержки безработных и  членов их семей и т.п.

 

Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости  являются программы страхования  от безработицы, широко применяемые  в странах с переходной экономикой.

 

Сокращение безработицы  и достижение более полной занятости  в переходной экономике требует  проведения активной политики на рынке  труда. Основная ее цель - ускорение  процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

 

Активная политика на рынке  труда нацелена на повышение конкурентоспособности  работника в борьбе за рабочее  место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она  представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных  учреждений и нацеленных на поддержание  занятости, повышение мобильности  рабочей силы, создание новых рабочих  мест, а также содействие более  быстрому возвращению безработных  к активному труду,

 

Одним из эффективных направлений  активной политики на рынке труда  является целенаправленное воздействие  на развитие важнейшего института рынка  труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности  функционирования рынка труда путем  распространения информации, позволяющей  сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место  с подходящими условиями труда  и уровнем заработной платы.

 

Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих  мест и временно незанятой рабочей  силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная  и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и  работников, находящихся под угрозой  увольнения.

 

В условиях характерного для  стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного  роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.

 

В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной  службой занятости безработным  в организации самостоятельной  занятости», безработный, изъявивший желание  организовать свое дело, имеет право  на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных  заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат [10].

 

В условиях растущей безработицы  особое место занимает организация  общественных работ. Данные программы  представляют безработным общественные виды деятельности без специальной  профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо  защищенных групп населения, а также  морально поддерживать их во время  переходного периода, пока не появятся новые рабочие места.

 

Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование  рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего  трудового распорядка, трудовые договоры [10].

 

Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов  международного права и обеспечивает соответствие им законодательств о  труде.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь