Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 01:10, реферат
Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь.
Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
Введение
Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
1.2 Занятость населения: виды и формы
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Приложение
Существенное влияние на ситуацию на областном и региональном рынках труда оказывает современное решение проблем подготовки и переподготовки кадров.
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Из определения сущности
категории занятости следует, что
она является естественным условием
существования каждого
Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом до его поступления на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени, в течение которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.
Во-вторых, научно-технический
прогресс постоянно перестраивает
структуру производства, и в этой
связи возникает проблема несоответствия
квалификационной структуры рабочей
силы потребностям производства. В
результате на каждого незанятого вследствие
закрытия «старых» отраслей может приходиться
лишь несколько вакантных мест в
«новых» отраслях. Это структурная
или технологическая
В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут лишь «сгладить» экономический спад и, несколько уменьшить число временно высвобождаемых работников.
В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.
В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере легальной экономики.
Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Сумма структурной и фрикционной безработицы равна естественной безработице. Эти формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства [13].
Таким образом, полной занятости
не существует, есть эффективная занятость,
при которой каждый желающий получить
работу тратит разумное время на ее
поиск или имеет возможность
соответствующей
Борьба с инфляцией, снижающей
реальный доход населения, ведет
к уменьшению инвестиций в экономику,
так как требует ограничения
денежной массы путем сокращения
государственных инвестиций и повышение
ставки ссудного процента. В свою очередь,
сокращение инвестиций приводит к сокращению
спроса на рабочую силу и, соответственно,
к росту циклической
Таким образом, социальная политика
должна постоянно соотносить мероприятия
по удержанию под контролем
Рыночные отношения
Ключевыми теоретическими понятиями рынка труда являются понятия рабочей силы, занятости населения и безработицы.
Фундаментальную основу рынка труда составляют человеческие ресурсы.
Таким образом, можно сделать
вывод, что рынок труда можно
рассматривать как неотъемлемую
часть рыночной экономики, представляющую
собой систему социально-
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Основные направления
государственного
Рынок труда и сфера
занятости, отражая многие противоречия
переходного периода, сегодня испытывают
большое влияние специфики
1) Гарантированная занятость
и отсутствие у занятых в
народном хозяйстве
2) Государство, являясь
собственником подавляющей
Ставки заработной платы определялись централизованно, в административном порядке.
3) Не предусматривалась
дифференциация ставок
4) Высокий уровень монополизации
экономики в сочетании с
5) Социалистическая экономика
характеризуется
6) Существующие механизмы
разрешения социальных
7) Крайне ограничены возможности
миграции за пределы страны. Как
известно, излишек рабочей силы
в одной стране может быть
продуктивно использован в
8) В течение ряда лет
применялись массовые формы
9) Избыточный спрос на
рабочую силу со стороны
Неизбежным результатом
приватизации, структурных преобразований
и сокращения численности работников,
бывших государственных предприятий
стала безработица, которая буквально
за несколько лет превратилась в
одну из самых острых проблем в
странах с переходной экономикой.
Численность зарегистрированных безработных
в большинстве государств Центральной
и Восточной Европы составляет 10-15%.
Исключение составляют Чехия, Россия и
Беларусь, в которых уровень безработицы
остается относительно невысоким. Для
нашей страны это связано, в первую
очередь, с несовершенством
Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.
Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.
Рынок труда представляет
собой такую сферу рыночной экономики,
где наиболее ярко прослеживаются ее
недостатки, приводящие к дисбалансам
и необходимости
Цель регулирования рынка труда в переходной экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.
Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:
* регистрацию ищущих работу;
* определение размера
пособий по безработице и
* осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.
Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах с переходной экономикой.
Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель - ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.
Активная политика на рынке
труда нацелена на повышение
Одним из эффективных направлений
активной политики на рынке труда
является целенаправленное воздействие
на развитие важнейшего института рынка
труда - службы занятости. Основная ее
задача состоит в повышении
Для устранения несоответствия
структуры свободных рабочих
мест и временно незанятой рабочей
силы в профессионально-
В условиях характерного для стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.
В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат [10].
В условиях растущей безработицы особое место занимает организация общественных работ. Данные программы представляют безработным общественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, а также морально поддерживать их во время переходного периода, пока не появятся новые рабочие места.
Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры [10].
Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательств о труде.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь