Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 01:10, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь.

Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение

Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты

1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда

1.2 Занятость населения: виды и формы

1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение

Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ

2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь

Заключение

Литература

Приложение

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.docx

— 318.50 Кб (Скачать)

 

Когда спрос на труд превышает  его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным  значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие  рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению  расширяется круг работников, готовых  при более высокой заработной плате предложить свой труд.

 

Как и в первом, так и  во втором случаях равновесие на рынке  труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.

 

Колебания спроса на труд и  предложения труда позволяют  в общем, виде дать ответ на вопрос о том, почему высока или низка  заработная плата.

 

Для экономиста Д. Рикардо  и его времени наиболее существенной проблемой рынка труда было определение  “естественной цены труда” (“естественной  ценой труда является та, которая  необходима, чтобы рабочие имели  возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа”). “Естественная цена труда” по Рикардо, лежит в основе заработной платы, уровень которой определяли два фактора - “ первый - предложение  и спрос на рабочие руки; второй - цена товара на которые расходуется  заработная плата”[1]. Наиболее значительную роль в динамике первого фактора  играет движение капитала и его состав. Возражая Мальтусу, Рикардо отмечает: “С моей точки зрения способность  покупать труд может возрастать, хотя стоимость капитала страны может  уменьшаться. Это зависит от количества капитала или той части капитала, которая дает занятие рабочим[2].

 

Уточняя это определение  стоимости рабочей силы (“стоимость рабочей силы определяется стоимостью привычно необходимых средств среднего рабочего”), К. Маркс вводит в него ряд дополнительных факторов: “Еще два фактора входят в определение  стоимости рабочей силы. С одной  стороны издержки на ее развитие, меняющиеся с изменением способа производства, с другой стороны, - естественные различия между трудом мужским и женским, трудом взрослых рабочих и подростков”. “Введение и анализ рынка труда, издержек на развитие рабочих сил  особенно важен в свете сегодняшних  проблем рынка труда. Наряду с  экономическими факторами определяющими  “цену рабочей силы”, К. Маркс  упоминает и политический фактор - “давление капитала, с одной  стороны, сопротивление рабочих  с другой”.[3]

 

В современный период категория  рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно-технического прогресса  меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику, следовательно, включаются самые разнообразные факторы - социальные, демографические и т.д. В числе  проблем рынка труда, - массовая безработица  трудящихся в развитых рыночных экономиках.

 

1.2 Занятость населения:  виды и формы

 

 

 

Рабочая сила, будучи товаром, реализует себя на рынке труда, представляющем собой социально-экономические отношения  по поводу найма рабочей силы и  ее использования между работодателем  и рабочей силой.

 

Величина рынка труда  определяется как трудовыми ресурсами, так и масштабами развития производительных сил. Для любого товарного рынка  присущи свои характерные особенности. Характерной чертой рынка труда, отличающей его от любого товарного  рынка, является то, что наем и использование  рабочей силы, с одной стороны, происходит на основе добровольности, как работника, так и работодателя, и, с другой стороны, - обеспечения социальных гарантий со стороны государства.

 

На рынке труда фиксируются  ставки заработной платы и условия  занятости. Все это происходит с  учетом профессии, работы и занятости.

 

Занятость представляет собой  деятельность граждан, связанную с  удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими  заработка (трудовой доход). Она имеет  несколько видов. [7]

 

Учет населения по видам  занятости позволяет различать  следующие виды занятости:

 

1) продуктивная занятость  - имеет место в сферах общественного  материального производства; приносит  работникам трудовой доход; исключает  скрытую безработицу лиц, формально  занятых, но ничего не производящих (такие лица формируют на производствах  излишнюю численность работников, занимающих формальные, неэкономические  рабочие места и попадающие  под процедуру высвобождения  в связи с сокращением либо  реструктуризацией производства);

 

2) полезная занятость,  которая распространяется на  все социально-значимые виды занятости,  включая очную учебу, службу  в Армии, воспитание детей,  ведение домашнего и личного  подсобного хозяйства, уход за  больными членами семьи, престарелыми  гражданами, общественную и религиозную  деятельность трудоспособных граждан;

 

3) рациональная занятость,  которая отражает соотношение  продуктивной занятости с другими  видами полезной занятости или  пропорции распределения трудовых  ресурсов общества по сферам  общественно-полезной деятельности, включая пропорции распределения  трудового потенциала по видам  занятий, отраслям, секторам экономики;

 

4) полная занятость, при  которой все желающие работать  при сложившемся (доминирующем) уровне  реальной заработной платы имеют  работу; по другой оценке, полная  занятость имеет место, если  удовлетворение спроса всех желающих  на рабочие места происходит  при условии экономической целесообразности  предлагаемых рабочих мест. Применительно  к отдельному человеку полная  занятость - это работа в течение  нормальной продолжительности рабочего  дня (недели), установленной законодательно (в РБ нормальная продолжительность  рабочего дня составляет 8 часов  в день или 40 часов в неделю). Таким образом, если спрос на  экономически целесообразные рабочие  места будет удовлетворяться  соответствующим по профессионально-квалификационной  структуре предложением рабочей  силы, это и будет означать  полную занятость. Без постоянного  совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным  требованиям, и вывода из производственного  процесса старых, не отвечающих  экономической целесообразности  мест нельзя добиться социального  прогресса, реализации интересов  общества и каждой личности. Достижение  полной занятости невозможно  обеспечить с помощью одного  рыночного механизма, необходимо  постоянное регулирование этого  процесса со стороны государства  и общества, в первую очередь,  в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);

 

5) эффективная занятость  - это занятость населения, обеспечивающая  достойный доход, рост образовательного  и профессионального уровня трудоспособных  граждан на основе роста общественной  производительности труда, и сохраняющая  здоровье занятых. По другой  оценке, эффективная занятость - это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная  занятость, удовлетворяющая общественные  и личные потребности. При этом  решающее значение для любого  общества имеет продуктивная  занятость, которая, во-первых, определяет  экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и  качество жизни населения; в-третьих,  является важнейшей составляющей  полной и эффективной занятости  - ключевой задачи социально-экономической  политики государства. [8]

 

Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному  составу и образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и  государство будут нести экономические  и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать денежные ресурсы в бюджет и социальные фонды.

 

Государственная политика в  области занятости населения  направлена на:

 

- обеспечение равных возможностей  всем гражданам в реализации  права на труд и свободный  выбор формы занятости;

 

- поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан. Содействие развитию  их способностей к производительному  труду путем координации деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономики и социальной  политики;

 

- соблюдение принципа  добровольности труда, свободного  выбора вида занятости путем  поощрения работодателей, создающих  новые рабочие места;

 

- обеспечение социальной  защиты населения в области  занятости на основе координации  деятельности государственных органов,  профсоюзов, предпринимателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения.

 

Вопросами регулирования  занятости населения занимаются различные органы государственной  власти и общественные организации.

 

Государственная служба занятости  Республики Беларусь сформирована в 1991 году после принятия Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII "О занятости  населения Республики Беларусь". [9] Правовыми актами, регулирующими основную деятельность государственной службы занятости, являются Закон “О занятости населения”, “Положение о Государственном фонде занятости населения”, указы президента.

 

Основные задачи - учитывать  свободные рабочие места и  граждан нуждающихся в трудоустройстве, содействовать выбору подходящей работы гражданами и подбору необходимых  работников работодателями, сохранять  и организовывать новые рабочие  места путем прямого инвестирования и кредитования, организовывать общественные работы, организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан, оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений  и выплату стипендий, регистрировать безработных, выплачивать пособия  по безработице и другие виды материальной помощи, оформлять досрочный выход  на пенсию, разрабатывать программы  занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населения.

 

Важным принципом обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. Это означает, что  все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться  по их влиянию на рынок труда и  корректироваться, если возникнет в  этом необходимость [18].

 

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие  параметры занятости, зависит непосредственно  от человека.

 

Одним из основных элементов  формирования политики эффективной  занятости является разработка и  задействование механизма регулирования, динамичное равновесие спроса и предложения, рабочей силы на рынке труда.

 

Выделяются два блока  проблем.

 

- Оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для  динамичного движения капитала, разработка мер по развитию  системы рабочих мест и увеличение  потребности предприятий и организаций  в рабочей силе.

 

- Совершенствование системы  оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных  доходов (дивидендов от ценных  бумаг, процентов по вкладам), развитие системы социальных  пособий, дотаций, льгот, снижающих  потребность в труде отдельных  социально-демографических групп  населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

 

В реализации первого направления  большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения  в условиях структурных сдвигов  в экономике и развития новых  форм собственности. С позиции занятости  населения намечаемое правительством ужесточение кредитно- финансовой политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства  реально повысили эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично развивающихся производственных секторов, куда бы перемещались ресурсы капитала и труда. Пока таких секторов недостаточно.

 

Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно  придать управляемый характер. Государство  должно стимулировать создание и  преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих  производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении  отраслях экономики. Необходимо также  усилить роль источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать  приток децентрализации средств. Процессы банкротства и санации несостоятельных  предприятий в настоящее время  весьма противоречивы [19].

 

С одной стороны, в условиях существующего дефицита государственного бюджета назрела потребность  в ликвидации и перепрофилировании неэффективных и убыточных производств  в целях ускорения структурной  перестройки экономики.

 

С другой - учитывая наличие  в стране значительного количества монопольных предприятий и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств должно тесно  увязываться с решением сложных  социальных проблем, связанных с  высвобождением и перераспределением работников, определением правовых условий  смены собственника на том или  ином убыточном предприятии, нахождением  финансовых средств для обеспечения  минимума социальных гарантий высвобождаемым работникам.

 

Касаясь второго направления - достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономики активного  населения и их возможности воздействия  на рынок труда показывает, что  при разработке и реализации мер  по регулированию занятости населения  в условиях существенных инвестиционных ограничений особое внимание необходимо уделять вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных  социально- демографических групп  населения.

 

В частности, государственная  политика на рынке труда в отношении  женщин должна предполагать тесную увязку программы женской занятости  со всей социальной политикой. Например: если повысить пособие на детей это  сможет увести с рынка труда большую  часть женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы  занятости - каждая пятая женщина  хотела бы завести свое собственное  дело.

 

Для снижения давления на рынок  труда молодежи важно расширить  ее подготовку в дневных учебных  заведениях при сокращении заочного и вечернего обучения.

 

Для лиц пенсионного и  предпенсионного возраста актуальна  возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения  давление на рынок труда со стороны  пенсионеров будет уменьшено[20].

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь