Рынок труда и его инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей рынка труда в Республике Беларусь

Оглавление

Введение ………………………………………………………………2
1 Рынок труда и его инфраструктура ………………………………..4
2 Анализ занятости и уровня безработицы в Республике Беларусь….16
Заключение…………………………………………………………….. 28
Список использованных источников …………………………………..29

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

В целях повышения эффективности занятости населения уже сейчас следует развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей реформируемой экономики. Необходимо в срочном порядке ликвидировать разрыв между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда. Повышение образовательного уровня работников должно быть взаимоувязано с экономическим ростом на основе технологической модернизации и приоритетного развития сферы услуг.

Не менее важная задача - устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда путем перераспределения рабочей силы в пользу трудодефицитных регионов посредством повышения географической мобильности и расширения масштабов трудовой миграции.

Сегодня рынок труда  ощущает на себе влияние демографического, инвестиционного, экологического кризисов. Очевидны следующие тенденции:

1) сокращается занятость  в отраслях материального производства  на фоне увеличения занятости  в большинстве отраслей социальной сферы. С одной стороны, это естественно в условиях формирования институтов рыночной экономики, с другой — не совсем адекватно общеэкономической ситуации, поскольку этот процесс сопровождается закрытием предприятий либо их остановкой, что ведет к росту безработицы;

2) снижается занятость  в государственном и растет  в негосударственном секторе  экономики. Приватизация государственных  предприятий пока не приводит к массовому высвобождению работников избыточная занятость на внутреннем рынке сдерживается но в перспективе необходимо быть готовыми к массовому высвобождению работников из государственного сектора; -

3) быстрыми темпами  растет занятость в неформальном  секторе;

4) серьезные дисбалансы  на рынке труда происходят  за счет изменений в профессионально-квалификационной структуре занятости. Из-за структурных не соответствий на предприятиях нехватка рабочих специальностей сочетается со значительным количеством свободных рабочих мест;

5) с изменениями в  структуре производства связаны  региональные особенности занятости. Остро стоит проблема в тех регионах, где занятость населения зависит от одного-двух предприятий;

6) среди структурных  проблем занятости серьезную  тревогу вызывает увеличение периода безработицы (средняя продолжительность в первом полугодии 2007 г. —6,7 месяца) и низкая эффективность государственной политики на рынке труда

7) не выдерживается  показатель, связанный с оптимизацией  профессионально-квалификационной структуры работающих, который позволяет выявить соответствие структуры работающего населения структуре рабочих мест.

Таким образом, можно  констатировать усиливающееся несоответствие динамики производства и занятости, снижение эффективной занятости (которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе высокой общественной производительности труда), углубление нерационального характера занятости.

В Беларуси - самый низкий уровень зарегистрированной безработицы среди стран СНГ и Европы. В Министерстве статистики и анализа, на конец 2005 года уровень безработицы (по безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости) составил в республике 1,5% к численности экономически активного населения. На конец 2005 года этот показатель в Беларуси был 1,6%, в Армении - 7,6%, в Кыргызстане - 3,2%, в Украине - 2,9%, в России - 2,3%, в Польше он равнялся 17,3%. Кстати, уровень зарегистрированной безработицы в 2003 году составлял в Бельгии 12,3%, в Германии - 11,2%, в Чехии - 10,3%, в Литве - 9,8%, в Латвии - 8,6%, в Румынии - 7,2%, в Австрии - 7%, в Эстонии - 5,3%.

На конец 2006 года самый низкий уровень зарегистрированной безработицы был в Минске (0,8%), самый высокий - в Витебской области (2%). В Минской области уровень безработицы составил 1,5%, в Гродненской - 1,6%, в Гомельской - 1,7%, в Могилевской - 1,8%, в Брестской области - 1,9%.

Таким образом, занятость  населения и безработица должны является предметом пристального внимания государства, регулирующее управление которого в этой сфере идет по двум основным направлениям: с одной стороны — регулирование уровня и продолжительности безработицы, с другой — социальная защита от нее своих граждан. Для решения этих задач государство должно обеспечить, в первую очередь, правовое регулирование, то есть создать необходимую законодательно-правовую базу. И, во-вторых, четко определить и организовать деятельность специально уполномоченных на то государственных органов.

В целом в  нынешнем 2007 году предусматривается создание (за счет различных источников финансирования) 97210 новых рабочих мест. Каждое четвертое из них появится непосредственно в малых городах, где будут организованы новые производства, расширится сфера услуг. В проблемных населенных пунктах максимальное количество рабочих мест предстоит создать «Белнефте-химу» — 1441 рабочее место, Мин-прому —1320, Минэнерго —1215. С оказанием нанимателям финансовой помощи из государственного фонда содействия занятости будет организовано 3730 рабочих мест. Почти 17% средств госфонда направляется на финансирование мероприятий по обеспечению занятости в сельской местности (порядка 20 млрд. руб.). Это обусловлено тем, что в общей численности безработных около 18% — с сельской пропиской. Кстати, по сравнению с 2005 г. на 20% увеличено задание по переселению безработных в сельскую местность. Как минимум 300 семей безработных смогут получить финансовую поддержку, если изъявят желание переехать на новое место жительства и работы.(7,с22)

Особое внимание уделено обеспечению выпускников вузов, ссузов, ПТУ первым рабочим местом. Практически все, кто заканчивает в 2006 г. государственные учреждения образования, должны быть трудоустроены. Соответствующие задания доведены министерствам, республиканским органам госуправления, облисполкомам, Мингорисполкому. Предусмотрены дополнительные меры, направленные на получение безработными, молодыми людьми первичного профобразования. Так, не менее 50% несовершеннолетних безработных сразу после регистрации будут направляться на профобучение. Как минимум 700 безработных призывного возраста получат «путевку» центра занятости на обучение специальностям, необходимым в вооруженных силах и востребованным на рынке труда. В 1,5 раза увеличено количество субсидируемых временных ученических рабочих мест для безработных выпускников вузов, ссузов и ПТУ в рамках «Молодежной практики» (до 1360 человек). Увеличены задания нанимателям по бронированию рабочих мест для трудоустройства безработных в возрасте до 18 лет, в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (предусматривается прием на работу 5475 представителей этих категорий).

На 40% возросли объемы трудовой реабилитации инвалидов  и на 10% — количество создаваемых рабочих мест для инвалидов (с последующей компенсацией нанимателям затрат за приобретенное специализированное оборудование). На 30% увеличено количество забронированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.(7,с22)

Как известно, рынок труда  в Беларуси наиболее благосклонен к мужчинам — подавляющее большинство вакансий предназначено именно для них. При этом в структуре безработных доминируют женщины. Для смягчения проблемы женской безработицы Госпрограмма предлагает активизировать работу по развитию предпринимательства в сфере бытовых услуг, торговли, информационных и социальных услуг. Планируется оказание содействия в трудоустройстве женщинам, которые не работали длительное время в связи с уходом за ребенком.

По сравнению с  прошлым годом увеличены  объемы профподготовки безработных под конкретных нанимателей с гарантией трудоустройства -28% от  общего числа.  Вдвое  возросли объемы обучения  безработных основам предпринимательской деятельности.

В результате реализации программы уровень регистрируемой безработицы  к концу 2007 г. должен быть на отметке в 1,2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение   

 

Современный рынок труда  представляет собой систему социально  экономических отношений, объединяющих экономических субъектов, одни из которых создают рабочие места и предъявляют спрос на труд, другие имеют способности к труду и предлагают использовать свой труд, как услугу, предоставляемую за некоторый промежуток времени, в определенных условиях и за определенную заработную плату, сформировавшуюся в процессе предоставления услуги.

Для того, чтобы рынок труда осуществлял свои функции, необходимо,

чтобы: темпы инфляции  и безработицы были стабильны; сфоримировались рынки страховых, образовательных услуг; субъекты рынка труда имели возможности влиять на поведение субъектов и объемы предложения рынков страховых, образовательных услуг; работники или работодатели (субъекты рынка труда) были субъектами спроса на рынке образования; минимальная зарплата считалась достаточной для воспроизводства способностей к труду самим работником, получающим её при прочих неизменных условиях; величина доходов от труда позволяла, увеличивать сбережения или не уменьшать уже накопленных средств и богатства работников.

Становление рынка труда  в Республике Беларусь — это длительный, сложный, противоречивый и многоплановый процесс, суть которого состоит в переходе от ресурсоограниченного рынка труда к рынку труда с ограниченным спросом на труд. Он определяется специфическим характером экономики Республики Беларусь, структурой народного хозяйства, а также сопровождается рядом объективно сложившихся трудностей структурного, экономического, регионально-миграционного, социально-политического и психологического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Список использованных источников.

 

  1. Антонов Н.И Государственное регулирование экономики: Учебник.-Мн.: Выш.школа,2003.-720 с.
  2. Боровик Л.С. Занятость населения: проблемы и пути их решения// Экономический бюллетень , 2007 №6 с 20-32
  3. Ванкевич Е.В Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Республике Беларусь: Учебное пособие. Витебск: 2004.-310 с
  4. Ермак Д.А. Рынок труда проблемы, тенденции, перспективы // Предпринимательство в Республике Беларусь.-2006 №26 с 22-25.
  5. Зенькова И.В. Социально экономические тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь// Вестник БДУ .-2007 №3 с 80-84.
  6. Захаров А.А Политика занятости в Республике Беларусь в контексте  некоторых тенденций на мировом рынке труда// Белорусский журнал международного права  и международных отношений. -2006 №3 с 93-97.
  7. Ильина Е.В  «Температуру»  на рынке труда обещают снизить// НЭГ,2006 12 мая с 22
  8. Калашников С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд. 2007.№ 5.
  9. Маковская Н.В. Трудовая занятость: концепция инвестирования// Монография.Мн.: 2002.-22 с
  10. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь за 2006 год Главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики. Беларусь. Мн.. 2005.
  11. Пачинина Н.А Рынок труда крупного города: проблемы формирования и развития. Учебник.- Мн: Право и экономика,2003.-254 с.
  12. Скирко Н.И Формирование и функционирование рынка труда в условиях переходного периода// Автореферат.- Мн.: БГЭУ,2003.-20 с.

13. Труд и занятость в Республике Беларусь: Стат. сборник Министерство статистики и анализа Республики  Беларусь. Мн., 2005.

14 Ушак Т.В  О занятости и безработице в Республике Беларусь// Экономическая наука  в 21 веке : проблемы и  пути развития :-Минск ,2006 с 249-255 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок труда и его инфраструктура