Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:59, реферат
Целью работы является исследование особенностей рынка труда в Республике Беларусь
Введение ………………………………………………………………2
1 Рынок труда и его инфраструктура ………………………………..4
2 Анализ занятости и уровня безработицы в Республике Беларусь….16
Заключение…………………………………………………………….. 28
Список использованных источников …………………………………..29
5. осуществить более обоснованный выбор профессии в соответствии со способностями и желаниями человека и с учетом общественных потребностей;
6. опосредовать движение людей к лучшим условиям оплаты труда и индивидуального воспроизводства на основе конкуренции сфер занятости за привлечение лучших работников;
7.учитывать действие объективного закона перемены труда, предусматривающего необходимость изменения форм трудовой деятельности человека с целью всестороннего использования его творческого потенциала;
8. повысить эффективность производства в результате реализации совокупности функций рынка труда.
Рынок труда выполняет следующие функции:
1. согласовывает экономические интересы субъектов трудовых отношений;
2. обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса;
3. поддерживает равновесие между спросом на труд и предложением рабочей силы;
4. формирует резерв трудовых ресурсов в сфере обращения для нормального хода процесса общественного воспроизводства;
5. опосредует, распределительные отношения и стимулирует труд; содействует
формированию оптимальной профессионально-
Становление рынка труда в Республике Беларусь как экономической структуры — это длительный и сложный процесс, включающий в себя противоречия, присущие странам с огосударствленной экономикой, и испытывающий воздействие разноплановых факторов.
Формирование рынка труда для нашего общества неизбежно сопровождается рядом объективно сложившихся трудностей, основная экономическая причина которых заключается в сужении сырьевых и топливно-энергетических рынков ресурсов, а также рынков сбыта продукции. Ситуацию усугубляет необходимость структурной перестройки экономики в направлении преодоления зависимости от топливно энергетических ресурсов Российской Федерации и развитии непроизводственной сферы. На рынке труда это сказывается в массовом высвобождении работников в связи с падением производства, несоответствии квалификационного потенциала потребностям структурной перестройки экономики, усилением миграции.
В экономической литературе в исследовании проблемы становления рынка труда можно выделить два подхода: первый подход состоит в том, что рынка труда в Республике нет, и особенностью современного этапа считают переход от командно-административного типа воспроизводства трудового потенциала к рыночному, т. е. только сейчас происходит собственно становление рынка труда. Второй подход к этой проблеме сводится к выводу, что рынок труда в огосударствленной экономике был всегда, но имел специфически урезанную форму, и поэтому задача становления рынка труда в Республике Беларусь рассматривается как формирование полноценных рыночных отношений в области труда, наделение их реальной силой. Это составляет сущность перехода от командно-административного воспроизводства трудового потенциала к рыночному
В государственной системе воспроизводства трудового потенциала, можно выделить элементы товарного обмена рабочей силы. Во-первых, наличие независимых собственников — работники как собственники своей, рабочей силы, государство как собственник средств производства
Продажа рабочей силы осуществляется путем найма.. Во-вторых, налицо акт товарной сделки в денежной форме. В-третьих, действовали экономические рычаги в форме оплаты, материального поощрения, которые оказывали влияние на эффективность использования рабочей силы, на ее мобильность
Отмеченные моменты, как представляется, исчерпывают категории, характеризующие наличие товарно-денежных отношений в сфер воспроизводства рабочей силы в огосударствленной экономике Специфика белорусского рынка труда такова, что в некоторых случаях до неузнаваемости меняет само содержание товарных отношений такой рынок труда называется ресурсоограниченным, главными характеристиками , которого являются полное поглощение резерва рабочей силы государственными предприятиями и учреждениями, когда уровень занятости достигает максимальной высоты и потому немобилен. Существующая безработица является чисто организационной проблемой
Гарантированная занятость накладывает на работников свой отпечаток, у них нет конкуренции со стороны безработных. Это приводит к снижению мотивации к труду и его эффективности именно наличие дефицита рабочей силы становится постоянным спутником ресурсоограниченного рынка труда, его расширение жестко ограничено со стороны предложения трудовых ресурсов.
Избыточный спрос на рабочую силу со стороны государственных предприятий и появление дефицита рабочей силы выражают более общее явление поглощение ресурсов в огосударствленной экономике. На таком рынке предложение рабочей силы ограничивает спрос на нее. Наличие дефицита рабочей силы становится постоянным ограничителем хозяйственной деятельности.
Таким образом, спрос на рабочую силу характеризовался его неограниченностью, предложение рабочей силы — немобильностью и внеэкономическим закреплением работников (прописка, очередь за жильем и др.). Ограничителем хозяйственной деятельности являлось именно предложение рабочей силы. Заработная плата устанавливалась государством на сознательно низком уровне и была негибкой. Это привело к снижению производительности труда, потере стимулов к повышению квалификации и качества работы
К характерным особенностям белорусского рынка труда, кроме перечисленных можно отнести установление заработной платы по “затратам на воспроизводство рабочей силы”, использование различных форм внеэкономического принуждения к труду и наличие преград мобильности рабочей силы, наличие натуральных выплат рабочим, общее экономическое неравновесиё, когда предприятие преследует иные, чем максимизация прибыли, цели.
Свой отпечаток на становление рынка труда в Республике Беларусь накладывают изменения, произошедшие в результате непродуманных экономических экспериментов и политических катаклизмов в бывшем СССР во второй половине 80-х — начале 90 годов. Глубокий экономический кризис, разрыв хозяйственных связей по вертикали и по горизонтали повлекли остановку или нарушение производственной деятельности крупных предприятий промышленности и высвобождение работников из них. Распад СССР вызвал всплеск миграционных процессов из-за обострения межнациональных отношений, передислокации воинских контингентов из бывших социалистических стран, эвакуацию и добровольное переселение проживающих в зоне, пострадавшей от аварии на ЧАЭС. Усугубляет ситуацию на рынке труда развертывание широкомасштабной программы конверсии предприятий ВПК, не подкрепленной соответствующими мерами по обеспечению занятости высвобождаемых работников. Невиданный рост дороговизны заставляет заняться поиском работы группы населения, ранее считавшиеся обеспеченными (домохозяек, пенсионеров, жен военнослужащих). Ситуацию усугубляют расстройство системы финансов и инфляция, неразвитость инфраструктуры рынка труда, хроническая управленческая неразбериха
На данный момент, совокупное предложение рабочей силы не может рассматриваться как функция номинальной и реальной заработной платы ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периоде.. Номинальная заработная плата растет под влиянием инфляции. Реальная заработная плата постоянно понижается, но на данный момент трудно оценить, насколько ее понижение влияет на рост предложения на рынке труда. Поэтому спрос на рабочую силу и ее предложение пока нельзя назвать эластичными по отношению к заработной плате.
Спрос на рабочую силу не является гибким по отношению к заработной плате и ценам, так как крупные предприятия пользовались неограниченными кредитами и рост цен на ресурсы не удерживал их стремление к расширению Но в нынешней ситуации, в условиях роста номинальной заработной платы и цен под влиянием инфляции и значительного сокращения государственной помощи предприятиям, вздорожания ресурсов государственные предприятия вынуждены сокращать численность своего персонала, поэтому сокращается спрос на рабочую силу. Следовательно, в этой связи приобретают актуальность рекомендации неоклассиков. Предложение рабочей силы также нельзя считать эластичным по отношению к заработной плате. Если неоклассики считают, что оно определяется выбором между трудом и досугом, то у нас, кроме этого фактора, еще определяется и тем, что многие работающие терпят снижение заработной платы, что бы не попасть под, сокращение и не оказаться безработным. Сюда относятся работники крупных государственных предприятий, которые не могут заняться самостоятельным бизнесом те, кто держится за данную работу по каким-то другим причинам (предпенсионный возраст, большой резерв свободного времени, наличие постоянного “левого” заработка.). Именно эти категории людей в составе рабочей силы не обнаруживают эластичности по отношению к снижению заработной платы.
Однако есть в Республике Беларусь категории трудоспособного населения, занятость которых эластична по отношению к заработной плате. Сюда относятся те работники, кто может заниматься индивидуальной трудовой. Эти люди при снижении заработной платы покидают государственные предприятия и тем самым снижают предложение рабочей силы.
Из сказанного можно сделать вывод, что при формировании рынка труда в Республике Беларусь могут быть полезными многие выводы неоклассиков в области развития самозанятости, мелкого и среднего предпринимательства, разгосударствления и приватизации экономики, развития гибких форм занятости. Целесообразно использовать монетаристскую политику “расчистки почвы’ для рыночного саморегулирования путем прекращения практики выдачи дотаций явно убыточным производством, ужесточения бюджетного финансирования, Вывода скрытой безработицы на открытый рынок труда, стимулирования совокупного спроса через расширение инвестиций.
Весьма актуальной для Республики Беларусь является идея неокейнсианцев о том, что необходимо сочетать определенный уровень занятости с определенными темпами экономического роста, не вызывающего инфляции. Экономика Республики Беларусь долгое время страдала именно от того, что ее пытались искусственно подстегнуть, “ускорить”, а это вызывает стагфляцию. Для предотвращения в республике стагфляции следует, проводить политику активного рынка труда, политику контроля над доходами и антимонопольную политику.
Необходимость структурной перестройки экономики преодоления чрезмерной зависимости белорусской экономики от топливно-энергетических и сырьевых ресурсов Российской Федерации, конверсия оборонного комплекса, усиление миграционных процессов делают актуальными и полезными многие направления регулирования рынка труда, разработанные в рамках активной политики рынка труда представителями шведской школы и социально-институционального направления. Это касается прежде все го создания инфраструктуры рынка труда, соответствующей требованиям современного рыночного хозяйства, развития системы социального партнерства, налаживания сети различных институций на рынке труда (биржи труда, центры до трудоустройству, переквалификации, сети информационных служб и органов печати, института социальной защиты и материальной помощи безработным, помощи по переезду на новое рабочее место и пр.), материально-технического, кадрового и финансового обеспечения политики занятости.
Формирование и движение белорусского рынка труда на современном этапе вытекают из внутренних противоречий, обусловленных высокой степенью монополизации экономики, соответствующей структурой народного хозяйства и подавляющей занятостью населения в сфере материального производства госсектора, с одной стороны, и стратегической задачей создания рыночной экономики (и рынка труда), с другой. Это противоречие охватывает все стороны жизни общества: экономическую, социальную; политическую, культурную.
В экономике возникают глубокие противоречия между монопсонией государства и неценовой конкуренцией предприятий за ограниченные ресурсы, между ограниченным предложением рабочей силы и огромным грузом неэффективного труда в народном хозяйстве между гипертрофированной занятостью населения в государственном секторе материального производства и потребностью в развитии нематериального производства, сферы услуг. Эти противоречия можно рассматривать как частные проявления глобального противоречия между производительными силами и неадекватными им производственными отношениями, где рынок труда как институт функционирования рабочей силы является способом разрешения этого противоречия. Попытки реформировать производственные отношения в 6О-х—80-х годах привели к возникновению новых проявлений этого противоречия: между “тепличными” условиями функционирования государственных предприятий (система дотаций, покрытия убытков, снабжения ресурсами) и рыночными условиями негосударственных предприятий; между общенациональными и групповыми целями, достижение которых обеспечивает интересы одних групп в ущерб другим. Проявляются противоречия между различными укладами в экономике за привлечение наиболее квалифицированной рабочей силы, существенной разницей в доходах.
В социально-политической сфере становление
рынка труда сопряжено с
В психологическом аспекте становление рыночных отношений в области труда противоречит с укоренившейся психологией потребительства, пассивности, иждивенчества, уравнительности. Дифференциация работников по квалификации и способностям приведет к их дифференциации в доходах и, следовательно, к социальной дифференциации, расслоению и поляризации общества. Помимо этого, многоукладность в экономике и существование сегментов на рынке труда приведут к противоречивости интересов, целевых установок и поведенческих стереотипов представителей различных укладов и сегментов.
2 Анализ занятости и уровня безработицы в Республике Беларусь
В контексте развития человеческого потенциала занятость рассматривается как главное условие для самореализации человека, как гарант поддержания его приемлемого уровня жизни и социальной безопасности. В этой связи одним из главных приоритетов государственной политики является обеспечение занятости населения и повышение ее эффективности. Вместе с тем социально-трудовые процессы выступают интегрированной частью общеэкономического развития, поэтому решение этой задачи во многом предопределяется обшей направленностью реформ социально-трудовой сферы, темпами и масштабами структурных преобразований производства, уровнем инвестиционной активности.