Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена исследованию темы «Рынок и его эволюция». Выбранная тема, безусловно, актуальна, так как в настоящее время мы не можем представить жизнь без «рынка». Прежде всего необходимо иметь представление, что представляет собой рынок. Рынок, как экономический механизм, сменивший натуральное хозяйство, формировался на протяжении многих тысячелетий, прошел длительный путь развития, менялось и содержание его понятия. В узком смысле рынок – это место купли-продажи товаров и услуг, заключения сделок Рынок
Введение 2-3
Глава 1. Понятие рынок
1.1 Термин рынок 4-7
1.2 Условия возникновения 8-9
Глава 2. Эволюция рынка
2.1 Зарождение рынка 10
2.2 Становление 11-12
2.3 Развитие 13-15
Заключение 16
Список используемой литературы
1
Курсовая работа
По Микроэкономике
На тему:
«Рынок и его эволюция»
Выполнил: Бочаров И.Д. ГЭБ-1-11
Проверила: Потапова Е. В.
2011
Содержание
Введение 2-3
Глава 1. Понятие рынок
1.1 Термин рынок 4-7
1.2 Условия возникновения 8-9
Глава 2. Эволюция рынка
2.1 Зарождение рынка 10
2.2 Становление 11-12
2.3 Развитие 13-15
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Введение
Данная курсовая работа посвящена исследованию темы «Рынок и его эволюция». Выбранная тема, безусловно, актуальна, так как в настоящее время мы не можем представить жизнь без «рынка». Прежде всего необходимо иметь представление, что представляет собой рынок. Рынок, как экономический механизм, сменивший натуральное хозяйство, формировался на протяжении многих тысячелетий, прошел длительный путь развития, менялось и содержание его понятия. В узком смысле рынок – это место купли-продажи товаров и услуг, заключения сделок Рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.[1]
«Рынок» постоянно изменяется, формируется, и в данной курсовой работе я стараюсь раскрыть разные аспекты этого термина. Но он в настоящий момент является обязательной структурой для нашего и многих других государств, с этим и связана особая актуальность выбранной темы.
Объектом исследования курсовой работы является рынок, который и есть объект рыночной инфраструктуры.
Предметом - рынок, его сущность, особенности и механизм функционирования.
Цель курсовой работы - изучить и раскрыть особенности рынка.
В соответствии поставленной цели решаются следующие задачи:
Дается определение термину «рынок».
Раскрывается как, и почему возникает «рынок».
Рассматривается процесс становления и развития «рынка».
Глава 1. Понятие рынок
1.1
Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей. Рынок тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.
«Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения».[2]
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
• функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро и макро пропорции в экономике, в производстве и обмене;
функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
• рынки благ и услуг;
• рынки средств производства;
• рынки научно-технических разработок;
• рынки ценных бумаг;
• рынки рабочей силы.
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
• рынки товаров производственного назначения;
• товаров народного потребления; продовольственных товаров;
• рынки сырья и материалов и т. д.
Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
• внутрирегиональные;
• межрегиональные;
• республиканские;
• межреспубликанские;
• международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
4. По степени ограничения конкуренции различают:
• монопольный;
• олигопольный;
• межотраслевые рынки.
5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
1.2 Условия возникновения.
Необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.
Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей.
Так, два производителя могут произвести обувь и одежду. Первый за неделю производит две пары обуви и четыре блузки. Второй – три пары обуви и девять блузок. Альтернативная стоимость пары обуви у первого производителя равна двум блузкам, а у второго – трем блузкам. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обуви – у первого производителя. Следовательно, ему нужно специализироваться на производстве обуви, а второму – на производстве блузок.
Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Д.Хайман писал, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.
Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой – всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.
Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
Глава 2. Эволюция рынка
После появления патриархальных семей и их имущественного обособления внутри соседских общих стали развиваться взаимовыгодные обменные процессы между отдельными людьми или семьями. Чем больше обособлялось семей, тем больше проходило разных обменов. Среди семей и отдельных лиц стали появляться умельцы (специалисты), которые могли делать что-то лучше других, продукция у которых в сравнении с другими была и качественнее, и на ее изготовление уходило меньше времени. Именно такие специалисты в первую очередь и предлагали к обмену свою продукцию, получая взамен то, что им требовалось, или то, что они сами плохо умели делать.