Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена исследованию темы «Рынок и его эволюция». Выбранная тема, безусловно, актуальна, так как в настоящее время мы не можем представить жизнь без «рынка». Прежде всего необходимо иметь представление, что представляет собой рынок. Рынок, как экономический механизм, сменивший натуральное хозяйство, формировался на протяжении многих тысячелетий, прошел длительный путь развития, менялось и содержание его понятия. В узком смысле рынок – это место купли-продажи товаров и услуг, заключения сделок Рынок
Введение 2-3
Глава 1. Понятие рынок
1.1 Термин рынок 4-7
1.2 Условия возникновения 8-9
Глава 2. Эволюция рынка
2.1 Зарождение рынка 10
2.2 Становление 11-12
2.3 Развитие 13-15
Заключение 16
Список используемой литературы
Данные обмены уже не были единичными, они все более расширялись, так как были выгодны всем. Чем больше было обменов в обществе, тем стабильнее становились меновые стоимости, благодаря которым неумелые производители с "дорогим" и не выгодным для приобретения продуктом вытеснялись из сферы обменов. Стабилизация меновых стоимостей - первый признак рынка. Второй признак рынка - определенное время и место проведения обменов. Если вначале стороны обменов могли находить друг друга весьма случайно, понаслышке, приходя непосредственно друг к другу для свершения обмена, то с развитием обменных процессов их место и время проведения приобрели устойчивость и определенность. Все желающие произвести какой-либо обмен приходили на определенное место в определенное время. Это могло быть, например, центром или, наоборот, окраиной владения общины, удобное для проведения сделок. Это могло проходить раз в неделю или через день, утром, или, наоборот, вечером. Со временем, конечно при определенном развитии торги на рынке могли проходить уже весь день.
2.2 Становление .
На раннем этапе развития человеческой цивилизации процесс товарного обмена выполнял лишь функцию перемещения товаров, т.е. передачи его из рук в руки в качестве потребительных стоимостей. Такой обмен осуществлялся без посредства денег, т.е. имел место прямой товарообмен (в виде бартерных сделок). Его появление и развитие еще не означало появления и развития рынка.
Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производители организуют производство с целью продажи своего товара с последующим приобретением необходимого им другого товара. При таких условиях складывающийся тип хозяйствования окончательно порывает с натуральным производством. Важным шагом на этом пути явилось вклинивание в товарный обмен денег и возникновение товарного обращения. Формально товарное обращение отличается от непосредственного обмена товаров тем, что оно осуществляется при посредстве денег.
Акт любого обмена предполагает как минимум двух субъектов - продавца и покупателя. Для того, чтобы обменять продукт, даже если обмен носит случайный характер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они должны быть вольны обменивать продукты по своему желанию. Следовательно, для обмена, организованного по законам товарного обращения, главными признаками функционирования являются:
1) свобода продавца и покупателя;
2) в основе обмена находится спрос и предложение товаров.
Наличие этих признаков, однако, не означает еще возникновение рынка как системы. Система считается возникшей и вступающей в стадию становления, если она начнет самообеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций. Множественность необходима прежде всего по причине того, что при ограниченном круге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебание цен, а возможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания спроса, предложения и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и покупателей, во-вторых, колебание цен и, в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка.
Рынок возникает одновременно с товарным производством. Рынок показывает производителям, что необходимо производить и в каком количестве. Через рынок покупатели воздействуют на производство. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства. Все ее звенья находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
2.3 Развитие рынка.
Предлагаю систему эволюционной классификации, по которой рынки делятся на пять групп, соответствующих пяти последовательным этапам развития. На каждом этапе рынки характеризуются одними и теми же: Целями;
Этапами развития компаний, торгующих на данном рынке;
Этапами технологического развития товаров, продаваемых на данном рынке;
Психологией покупателей;
На нулевом уровне рынка потребителей, которые платят за использование нового предложения, пока еще не существует. Существуют энтузиасты, для которых попробовать новшество – хобби. На их игре новое предложение зарождается. Пользователями еще не существующего рынка могут быть ученые-исследователи, для которых апробация нового есть часть их деятельности. Рынками нулевого уровня являются телефон или автомобиль в конце 21 века, а сто лет спустя рынок этого уровня составляли первые обитатели Интернета.
На рынке первого уровня уже появляются покупатели, которые реально платят деньги. Но они еще не уходят с предшествовавшего рынка. Например, богатый человек в начале 20 века уже мог купить машину и демонстративно кататься на ней по городу в выходной день. Однако основным средством для передвижения для него продолжала оставаться лошадь он временно платил как рынку бензина, так и рынку сена. В сходном положении примерно в то же время оказался и рынок телефонов. А интернет стал рынком первого уровня к началу 90-х годов.
Рынок второго уровня характеризуется тем, что на него начинают массово приходить потребители, оставляя рынок предыдущий. Так американцы и европейцы в 20-х годах прошедшего века стали массово пересаживаться на автомобили, оставляя извозчиков безработными. С телефонами это произошло лет на десять раньше. А вот интернет, вступив в стадию рынка второго уровня к 1993 г., находится на ней и сейчас.
Возможна ситуация, при которой количество потребителей, оставляющих деньги на каком-то рынке, не растет, но каждый потребитель начинает использовать новый для выполнения все большего числа задач. Причем этот продукт требуется ему все чаще, и денег на данном рынке он оставляет все больше. Это – тоже рынок второго уровня. Например, до компьютеров для расчета зарплаты и составления балансов в банках и компаниях использовали табуляторы с перфокартами. Первые большие универсальные ЭВМ в банках и компаниях взяли на себя именно эту работу – т.е. составление балансов, расчет зарплаты, учет запасов и т.п. Но вскоре, компьютеры вошли во все сферы работы банка. Банковское потребление рынков компьютеров постоянно росло, банков же при этом больше не стало.
На третий уровень развития рынок вступает, когда все потенциальные потребители уже пользуются предложением данного рынка и динамика числа покупателей отражает прирост населения в стране. Почта в странах с поголовной грамотностью являлась «третьеэтапным» рынком с момента изобретения почтовой марки. Американские автомобили и телефоны перешли на рынок третьего уровня в 30-е годы. Интересно, когда до третьего этапа рынка дойдет Интернет?
Рынок четвертого этапа – это оборотная сторона второго этапа рынка. На четвертом этапе рынка происходит отток потребителей, которые начинают использовать новое предложение взамен имевшегося. Рынок перевозок на лошадях перешел на четвертый уровень, когда автомобиль перешел на второй. Почта и традиционные телефонные сети уходят сегодня на четвертый этап под нажимом Интернета. Рынок же автомобилей или кастрюль еще далек от 4 этап. И если для автомобилей фантасты уже предсказали наступление четвертого этапа, то мир без кастрюль даже представлять не хочется.
Характерно, что рынок нельзя путать с компаниями, торгующими на данном рынке. Компания может быстро перейти с одного рынка на другой иногда даже получает дополнительный импульс к развитию, ускоряя гибель своего прежнего рынка. С другой стороны, конкретные компании могут исчезнуть и на процветающем рынке, уступая свое место другим.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка – в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом – командном – распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.
Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда товаропроизводителями.
Заключение.
Целью курсовой работы являлось изучить и раскрыть особенности рынка. В ходе исследования были изучены рынок, механизм его функционирования и его особенности. Даны различные трактовки определения этого экономического термина, затронуты темы становления и развития рынка. Таким образом можно сделать вывод.
В широком смысле слова рынок это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения. Рынок может существовать в различных его формах и проявлениях. В процессе развития рынок выполняет различные функции: саморегулирование товарного производства, установление общественной значимости произведенного продукта и затрат труда, функцию регулирования, функцию демократизации хозяйственной жизни.
На рынке большое значение имеет вид конкуренции.
Рынок тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами, следовательно мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями, это уже стало неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому эта тема актуальна и в наши дни.
Список литературы.
1. Салов А.И. Экономика. Конспект лекций , Левкина Е.В. Микроэкономика
2. Финансы: Учеб. пособие Под ред. А.М. Ковалевой. Изд. 3-е, перер. и доп. - М.: Финансы и статистика. 2005. - 384 с.
3. Кейнс Дж. М., Общая теория занятости, процента и денег, пер. с англ., М., 1948;
4. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом", 2000г.
5. К.Маркс Капитал. ГЛАВА 4, раздел 2.:
6. Капитал. Т. 2; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24.
7. См. Смит А., Исследования о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики, т. 1. М.: "Эконов-Ключ", 1993, с. 306-312.
8. Приходько А.В. Макроэкономика ,
9. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник, - М.: Юристъ, 2001.
10. Левкина Е.В. Микроэкономика ,
11. Салов А.И. Экономика
[1]Салов А.И. Экономика. Конспект лекций , Левкина Е.В. Микроэкономика
[2] Учебник политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина