Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:30, реферат
Социально-политическая обстановка в России в последние десятилетия характеризуется резкими изменениями в общественном сознании населения. Низвержение коммунистической идеологии, которая занимала доминирующее место и определяла формирование духовного облика советского человека, привело к идейному вакууму, что способствовало, с одной стороны, поляризации общественного сознания, а с другой – возрождению сознания религиозного. Сегодня религия воспринимается как существенный элемент национальной культуры и как воплощение общечеловеческих, нравственных ценностей.
Введение 3
1. Структура религии 4
2. Возникновение и эволюция религии 6
3. Становление церкви как социальной организации. 8
4. Религиозная ситуация в России, ее влияние на безопасность общества 11
5. Религиозный экстремизм и защита от его проявлений в условиях перехода к рыночным отношениям в России и СНГ 17
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Ивановский институт
Государственной
Кафедра экономики, государственного и муниципального управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине «Социология (социальная безопасность)»
№ варианта 47
Тема: Особенности эволюции религии и церкви в условиях перехода к рынку, их влияние на социальную и духовную безопасность общества, личности
Выполнил:
Слушатель ФЗО курса ___, уч.гр. 1
Ф.И.О.
Номер зачетной книжки 397
Проверил:
Должность: доцент кафедры
Звание: кандидат психол. наук
Ф.И.О. Осипов Е.И.
Иваново 2012
Содержание
Введение 3
1. Структура религии 4
2. Возникновение и эволюция религии 6
3. Становление
церкви как социальной
4. Религиозная ситуация в России, ее влияние на безопасность общества 11
5. Религиозный
экстремизм и защита от его
проявлений в условиях
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Социально-политическая обстановка в
России в последние десятилетия
характеризуется резкими
Кроме того, важно знать реальную религиозную ситуацию в стране, трезво оценивать духовный и нравственный потенциал религии и религиозных организаций, их влияние на общественную жизнь и безопасность страны. Значительного внимания заслуживают религиозные секты, деятельность которых способна нанести огромный вред духовному здоровью человека и общества. Особенно это касается религиозных организаций с ярко выраженной экстремистской направленностью, таких как ваххабизм в Чечне, который стал серьезной проблемой на Северном Кавказе и все больше распространяет свое влияние на другие регионы РФ.
В структурном плане религия представляет собой целостное единство:
а) Религиозное сознание.
Религиозному сознанию присущи
чувственная наглядность, созданные
воображением образы, религиозная вера,
языковое выражение с помощью
религиозной лексики и других
специальных знаков. Все эти свойства
тесно взаимосвязаны и
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. На этом уровне религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.
Религиозное сознание концептуального уровня - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, концепций. В ее состав включаются1:
б) Религиозная деятельность
Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая.
Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах.
Культ - важнейший вид
религиозной деятельности, содержание
которого определяется соответствующими
религиозными представлениями, идеями,
догмами. Предметом культовой
в) Религиозные отношения
Религиозные отношения представляют
собой вид отношений в духовной
сфере, складывающиеся в соответствии
с религиозным сознанием, реализующиеся
посредством религиозной
Также как и религиозная деятельность, религиозные отношения разделяются на культовые и внекультовые.
Религиозные отношения могут
иметь разный характер - солидарности,
терпимости, нейтралитета, а также
конфликта и борьбы (религиозный
фанатизм). Однако, даже при мирном сосуществовании,
обычно имеется представление о
превосходстве данного
г) Религиозные организации
Религиозные организации создаются для упорядочивания религиозной деятельности и религиозных отношений. Они также складываются культовые и внекультовые. Внекультовые призваны управлять внекультовой деятельностью (церковные советы, ректораты духовных учебных заведений, департаменты религиозной прессы и др.), культовые - в культовой деятельности (причт, клир, диаконат, епископат). Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение.
Под временем возникновения
религиозных верований следует
подразумевать период очень большой
временной протяженности, занявший
десятки или, возможно, сотни тысяч
лет. Это был процесс, происходивший
в течение жизни сотен
Само появление религиозных верований и культов имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.
На возникновение в сознании первобытного человека религиозных призраков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения2.
Стимулом к возникновению
религиозных представлений
Религия давала человечеству
иллюзию относительной
В первобытном обществе возникают
тотемизм (представление о родственной
связи всех членов рода с каким-то
видом животных или растений - тотемом),
магия (совокупность символических
обрядовых действий, направленных на
достижение какого-либо конкретного
результата), фетишизм (поклонение предмету,
которому приписывались не присущие
ему сверхъестественные свойства),
мифология, анимизм (вера в духовные
существа). В рассматриваемый период
религия превращается в относительно
самостоятельную сферу
По мере усложнения общественных
отношений и представлений
Возникновение и распространение
христианства пришлось на период глубокого
кризиса античной цивилизации упадка
ее основных ценностей. Произошло столкновение
двух различных идей: античной и
христианской. Христианское учение привлекало
многих, разочаровавшихся в римском
общественном устройстве. Оно предлагало
своим приверженцам путь внутреннего
спасения: уход от испорченного, греховного
мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям
противопоставляется строгий
Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:
стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);
стадия приспособления (II в);
стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).
На протяжении каждой из
этих стадий переживали серьезные эволюционные
изменения и вероучение, и культ,
и религиозная организация. Менялся
социальный состав верующих, возникали
и распадались различные
На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества. Они брали на себя функцию идеологического и литературного оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.