Особенности эволюции религии и церкви в условиях перехода к рынку, их влияние на социальную и духовную безопасность общества, личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:30, реферат

Краткое описание

Социально-политическая обстановка в России в последние десятилетия характеризуется резкими изменениями в общественном сознании населения. Низвержение коммунистической идеологии, которая занимала доминирующее место и определяла формирование духовного облика советского человека, привело к идейному вакууму, что способствовало, с одной стороны, поляризации общественного сознания, а с другой – возрождению сознания религиозного. Сегодня религия воспринимается как существенный элемент национальной культуры и как воплощение общечеловеческих, нравственных ценностей.

Оглавление

Введение 3
1. Структура религии 4
2. Возникновение и эволюция религии 6
3. Становление церкви как социальной организации. 8
4. Религиозная ситуация в России, ее влияние на безопасность общества 11
5. Религиозный экстремизм и защита от его проявлений в условиях перехода к рыночным отношениям в России и СНГ 17
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Особенности эволюции религии и церкви в условиях перехода к рынку.docx

— 56.99 Кб (Скачать)

Министерство  Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий

 

Ивановский институт Государственной противопожарной  службы

 

Кафедра экономики, государственного и муниципального управления

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине «Социология (социальная безопасность)»

 

№ варианта  47

Тема: Особенности эволюции религии и церкви в условиях перехода к рынку, их влияние на социальную и духовную безопасность общества, личности

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель ФЗО курса ___, уч.гр. 1

Ф.И.О.

 

Номер зачетной книжки 397

 

Проверил:

Должность: доцент кафедры

Звание: кандидат психол. наук

Ф.И.О.  Осипов Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2012

 

Содержание

 

Введение 3

1. Структура  религии 4

2. Возникновение  и эволюция религии 6

3. Становление  церкви как социальной организации. 8

4. Религиозная  ситуация в России, ее влияние  на безопасность общества 11

5. Религиозный  экстремизм и защита от его  проявлений в условиях перехода  к рыночным отношениям в России  и СНГ 17

Заключение 27

Список использованной литературы 28

 

Введение

Социально-политическая обстановка в  России в последние десятилетия  характеризуется резкими изменениями  в общественном сознании населения. Низвержение коммунистической идеологии, которая занимала доминирующее место  и определяла формирование духовного  облика советского человека, привело  к идейному вакууму, что способствовало, с одной стороны, поляризации  общественного сознания, а с другой – возрождению сознания религиозного. Сегодня религия воспринимается как существенный элемент национальной культуры и как воплощение общечеловеческих, нравственных ценностей. Эта тенденция  характерна для всех слоев общества, о чем свидетельствуют средства массовой информации, статистика, проводимые социологические исследования и  т. д. Налицо усиление взаимного влияния  политики и религии. Политические деятели  все чаще обращаются к авторитету церкви в решении государственных  проблем, а религия политизируется и начинает оказывать существенное влияние на политическую жизнь.

Кроме того, важно знать реальную религиозную ситуацию в стране, трезво оценивать духовный и нравственный потенциал религии и религиозных организаций, их влияние на общественную жизнь и безопасность страны. Значительного внимания заслуживают религиозные секты, деятельность которых способна нанести огромный вред духовному здоровью человека и общества. Особенно это касается религиозных организаций с ярко выраженной экстремистской направленностью, таких как ваххабизм в Чечне, который стал серьезной проблемой на Северном Кавказе и все больше распространяет свое влияние на другие регионы РФ.

 

 

1. Структура религии

 

В структурном плане религия  представляет собой целостное единство:

  • религиозного сознания;
  • религиозной деятельности;
  • религиозных отношений;
  • религиозных институтов и организаций.

а) Религиозное сознание.

Религиозному сознанию присущи  чувственная наглядность, созданные  воображением образы, религиозная вера, языковое выражение с помощью  религиозной лексики и других специальных знаков. Все эти свойства тесно взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом. Религиозная вера - это интегративная черта религиозного сознания.

Религиозное сознание имеет  два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. На этом уровне религия всегда непосредственно  связана с индивидом, всегда выступает  в личной форме.

Религиозное сознание концептуального  уровня - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, концепций. В ее состав включаются1:

  • учения о Боге, мире, природе, обществе, человеке, специально разрабатываемые на религиозной основе (теология, богословие, символы веры);
  • осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, общественных явлений, т.е. религиозно-политические, религиозно-экономические, религиозно-правовые и другие концепции;
  • религиозная философия.

б) Религиозная деятельность

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе  общественной деятельности. Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая.

Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах.

Культ - важнейший вид  религиозной деятельности, содержание которого определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догмами. Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и  силы, воплощенные в некоторые  религиозные. Субъектом культа могут  быть как религиозная группа верующих, так и одиночный верующий индивид.

в) Религиозные отношения

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием, реализующиеся  посредством религиозной деятельности.

Также как и религиозная  деятельность, религиозные отношения  разделяются на культовые и внекультовые.

Религиозные отношения могут  иметь разный характер - солидарности, терпимости, нейтралитета, а также  конфликта и борьбы (религиозный  фанатизм). Однако, даже при мирном сосуществовании, обычно имеется представление о  превосходстве данного направления  религии над всеми другими.

г) Религиозные организации

Религиозные организации  создаются для упорядочивания религиозной  деятельности и религиозных отношений. Они также складываются культовые  и внекультовые. Внекультовые призваны управлять внекультовой деятельностью (церковные советы, ректораты духовных учебных заведений, департаменты религиозной  прессы и др.), культовые - в культовой  деятельности (причт, клир, диаконат, епископат). Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное  объединение.

2. Возникновение и эволюция религии

 

Под временем возникновения  религиозных верований следует  подразумевать период очень большой  временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч  лет. Это был процесс, происходивший  в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали  появляться в период среднего палеолита, а в позднем уже существовали более или менее оформленные  верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных  верований и культов имело  объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с  деятельностью, в основе которой  лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах  и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с  реальной практикой.

На возникновение в  сознании первобытного человека религиозных  призраков должны были оказывать  влияние, прежде всего отрицательные  эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности  варианты развития событий, которые  способны дать это утешение. Потребность  человека, его желания укрывают и  защищают иллюзорное представление, сулящее  спасительный выход из кажущегося безвыходным  положения или какое-то облегчение этого положения2.

Стимулом к возникновению  религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие  человека при какой-нибудь удаче, чувство  благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных  сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх  перед враждебными сверхъестественными  силами.

В первобытном обществе возникают  тотемизм (представление о родственной  связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом), магия (совокупность символических  обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного  результата), фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства), мифология, анимизм (вера в духовные существа). В рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных  систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании  религиозной организации как  самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется  и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная  надстройка. Постепенно происходит самоопределение  религиозной системы. Появление  религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в  этом процессе сыграло выделение  устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе  религиозных институтов и сосредоточивают  в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

 

 

3. Становление церкви как социальной  организации.

 

Возникновение и распространение  христианства пришлось на период глубокого  кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и  христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском  общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего  спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной  личности, грубым плотским удовольствиям  противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию  «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены  после наступления Царства Божьего  на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены  государственной власти, через смену  личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать  совершенно другой по своей сути строй.  Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек  в мире стал свободен и зависел  он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут, же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего  мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда  выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному  пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами  общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед  Богом всех верующих и предопределил  дальнейшее развитие христианства как  мировой  религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и  довольно широкое  распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд  стадий своего развития, которые можно  свести к следующим трем:

стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

стадия приспособления (II в);

стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).

На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся  социальный состав верующих, возникали  и распадались различные новообразования  внутри христианства в целом, постоянно  кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок  по поводу общественных интересов. Так  на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света  и возникновения новых мировых  порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода  мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка  вещей, преисполнены ненависти к  нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что  социальной базой такого движения могли  быть порабощенные и угнетенные господством  Римской империи люди.

На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в  общинах стали занимать представители  состоятельных слоев общества. Они  брали на себя функцию идеологического  и литературного оформления христианского  учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему  миру возникла церковь как система  учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

Информация о работе Особенности эволюции религии и церкви в условиях перехода к рынку, их влияние на социальную и духовную безопасность общества, личности