Особенности эволюции религии и церкви в условиях перехода к рынку, их влияние на социальную и духовную безопасность общества, личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:30, реферат

Краткое описание

Социально-политическая обстановка в России в последние десятилетия характеризуется резкими изменениями в общественном сознании населения. Низвержение коммунистической идеологии, которая занимала доминирующее место и определяла формирование духовного облика советского человека, привело к идейному вакууму, что способствовало, с одной стороны, поляризации общественного сознания, а с другой – возрождению сознания религиозного. Сегодня религия воспринимается как существенный элемент национальной культуры и как воплощение общечеловеческих, нравственных ценностей.

Оглавление

Введение 3
1. Структура религии 4
2. Возникновение и эволюция религии 6
3. Становление церкви как социальной организации. 8
4. Религиозная ситуация в России, ее влияние на безопасность общества 11
5. Религиозный экстремизм и защита от его проявлений в условиях перехода к рыночным отношениям в России и СНГ 17
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Особенности эволюции религии и церкви в условиях перехода к рынку.docx

— 56.99 Кб (Скачать)

5. Изменение образа жизни, трудовой деятельности, бытового поведения, что связано с отсутствием свободного времени, личной жизни вне организации, подчинением профессиональных интересов целям культовой организации. Все это помогает контролировать сознание, не оставляя времени для уединения, размышления, попыток понять, что происходит. Адепт деструктивного культа теряет способность мыслить критически, адекватно оценивать окружающих людей, доходит до физического и эмоционального истощения. А в таком состоянии человек отличается повышенной внушаемостью, чего и добиваются лидеры культа.

Рассмотренные личностные изменения  приводят к серьезной деформации сознания. В нормально функционирующем сознании свободного человека отражается вся временная перспектива личности – прошлое, настоящее и будущее. Для культового сознания характерно стремление забыть прошлое, не связанное со служением культу, восприятие его как череды ошибок и невезения. Настоящее воспринимается фрагментарно. Бесконечные молитвы, проговаривание одних и тех же словесных формулировок, психофизические упражнения, весь мир жизни адепта порождают монотонность, которая приводит к затяжному стрессовому состоянию и невротизации личности. А в невротическом сознании сужен интервал восприятия настоящего, ослаблена способность к полноценному переживанию человеческих радостей. На высказывания о своем плохом физическом состоянии в культах наложен запрет, в связи с чем оно вытеснено из сознания, но одновременно нарушено и адекватное представление о собственной телесности. А без этой составляющей невозможно полноценное ощущение настоящего времени, его отчетливое осознание. Фокус культового сознания перемещен в будущее, где как заслуженная награда за долгую и упорную борьбу со злыми силами окружения, с собственным несовершенством начнется совсем другая жизнь. Такое изменение сознания позволяет легко управлять людьми. У них подавляется чувство инициативы, угасает стремление к жизненным целям.

Чтобы избежать опасности  попадания в сети тоталитарных религиозных  организаций, необходимо проявлять  осторожность, не поддаваться на уговоры  незнакомых людей, предлагающих пойти  на собрание и диспуты, где речь будет  идти о борьбе со злом и торжестве  справедливости, или устроиться на работу в религиозный центр. Такие  предложения могут стать «мышеловкой», из которой весьма нелегко выбраться.

Анализируя возможности  ухода из сект подобного рода, специалисты  исходят из того, что сектантство  – болезнь общества. Их рекомендации основываются на опыте людей, избавившихся от влияния тоталитарных религиозных организаций и желающих помочь другим. Прежде всего нужно полностью исключить возможность контактов с сектами и обеспечить человека информацией об окружающем мире.

Начальный этап вхождения  человека в нормальную жизнь должен стать периодом реабилитации – восстановления физических и духовных сил. Если говорить проще, то его надо обогреть, накормить, дать возможность выспаться. Здесь не избежать помощи психотерапевта, так как человек находится в состоянии стресса и страха преследования, его терзают сомнения в правильности своего поступка по уходу из секты. Но общение с психотерапевтом не должно ассоциироваться с практикой его бывших «учителей». Возможно, будет нужна помощь и других специалистов – юристов, сектоведов, врачей и т. д. После реабилитации человек еще довольно долго нуждается в помощи специалистов, родных, близких, друзей.

Таким образом, одним из средств  защиты от сект и культов тоталитарной направленности является знание механизмов вовлечения людей в подобные организации, в основе которых лежат как  объективные, так и субъективные факторы, облегчающие манипулирование  сознанием. Воздействие этих факторов ведет к серьезной деформации личности. Недопущение вовлечения людей  в деструктивные секты – одна из важнейших задач общества по обеспечению  безопасности личности

 

 

 

 

Заключение

Ситуация в России характеризуется ростом религиозной активности населения, обусловленной причинами социально-экономического и духовного порядка. В условиях многоконфессиональности общества – это серьезная проблема, требующая пристального внимания. Для нормальной жизнедеятельности общества крайне важно, чтобы учитывались интересы разных общественных групп и слоев, позволяющие им, несмотря на различные мировоззренческие установки, развиваться в русле современной цивилизации. Религиозная рознь и противоречия между ними могут стать катализаторами негативных процессов, сказаться на социально-психологическом и духовно-нравственном климате как всего общества, так и отдельного человека.

Признавая положительные  стороны деятельности конфессий, направленной на оздоровление общества, возрождение  духовности, следует осознавать опасность, которую представляют собой тоталитарные религиозные организации. Деятельность последних имеет явную антиобщественную направленность.

Одним из средств защиты от подобных культов является знание механизмов вовлечения в них людей, объективных и субъективных факторов, облегчающих манипулирование сознанием, действие которых ведет к серьезной  деформации личности. Недопущение вовлечения людей в деструктивные секты  – одна из важнейших задач обеспечения  безопасности личности, защиты ее конституционных  прав и свобод.

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О свободе совести и о религиозных объединениях"
  2. Гараджа В.И., “Религиоведение” М. “Аспект Пресс”, 2009 г.
  3. Крывелев И.А., “История религий” М. “Мысль”, 2010 г.
  4. Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под общ. ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.
  5. Мчедлов М.П., “Религия и современность” М. Издательство политической литературы, 2010 г.
  6. Радугин А.А., Радугин К.А., “Социология” М. “Центр”, 2008 г.
  7. Яблокова И.Н., “Основы религиоведения” под ред., М. “Высшая школа”, 2009г.
  8. Девятова С. В. Современное христианство и наука, 2009 г.
  9. Л. Грибов Наука и религия: от конфронтации к дополнительности // Высшее образование в России № 1, 2010 г.

 

1 Гараджа В.И., “Религиоведение” М. “Аспект Пресс”, 2009 г

2 Крывелев И.А., “История религий” М. “Мысль”, 2010 г

3 Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под общ. ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.

4 Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под общ. ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.

5 Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под общ. ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.

6 Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под общ. ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.

 


Информация о работе Особенности эволюции религии и церкви в условиях перехода к рынку, их влияние на социальную и духовную безопасность общества, личности