Теории рынка и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Теория рынка, более известная под менее удачным названием теории цены, или микроэкономической теории, основывается на том представлении, что рыночные явления могут быть "поняты" как проявление систематических взаимоотношений.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития рынка и его эволюция 4
1.1. Рыночная система и теория рынка 4
1.2. Эволюция рынков 5
2. Экономическое содержание и функции развития рынка 10
2.1. Экономическое содержание понятия «рынок» 10
2.2. Основные функции рынка 12
2.3. Условия для эффективного функционирования рынка 13
2.4. Структура рынка 15
2.5. Инфраструктура рынка 22
3. Формы рынков 25
3.1 Рынок чистой конкуренции 25
3.2 Рынок несовершенной конкуренции 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа -Теории рынка и их эволюции.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ФИЛИАЛ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 

в пос. Матвеев-Курган Ростовской области 

Кафедра «Общеэкономических и социальных дисциплин»

Дисциплина  «Экономическая теория»  
 

К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А 

на  тему: «Теории рынка и их эволюция»  

                                     

                                     

                                       Выполнил студент:

                       Факультета    НиМЭ_________

                       группы _______                  ____

                       номер зачетной книжки

                       _________                          _____

                       ___________________________

                                           (ф.и.о.) 

                       Научный руководитель:

                           Харитонова Виктория Ивановна

                              старший преподаватель_____

                       Ученая степень, звание 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

п. Матвеев-Курган, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Известно, что каждый способ производства, каждая экономическая система представляют собой единство производства, распределения, обмена и потребления. Общественный  продукт, созданный в процессе производства, проходит объективно обусловленные фазы распределения, обмена и завершает свой путь в потреблении. Поэтому все фазы органически соединены, выступают как единство общественного производства, как части целого. С появлением и развитием товарного производства прямой продуктообмен уступил место товарообмену, а обмен товаров, реализация товаров стали играть существенно важную роль не только в судьбе товара: будет ли он признан как общественная потребительная стоимость, т. е. как продукт, нужный обществу, удовлетворяющий его потребности, будет ли он признан как стоимость, т. е. воплощенный в нем общественно необходимый труд, или обществу он не нужен и поэтому товар не реализуется, а значит, затраты, произведенные товаропроизводителем, полностью или частично пропадают. Рынок—это конкретная форма проявления и товарного обмена, и товарного обращения, совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров и услуг.

     Задачи и цели моей курсовой работы заключаются в определении сущности рыночных отношений, функций рынка, условий его формирования. Также к целям и задачам относятся определение критериев, которые тем или иным образом влияют на состояние рынка, изучение чистой и несовершенной конкуренции. 
 
 

1. Теоретические аспекты  развития рынка  и его эволюция

1.1. Рыночная система и теория рынка

 

     Теория  рынка, более известная под менее удачным названием теории цены, или микроэкономической теории, основывается на том представлении, что рыночные явления могут быть "поняты" как проявление систематических взаимоотношений. Наблюдаемые явления рынка - цены, по которым обмениваются товары, виды и характеристики произведенных товаров, меновые отношения, применяемые методы производства, цены на факторы производства, структура различных рынков и т.п. - рассматриваются не как нагромождение изолированных, неподдающихся упрощению сведений, но как последствия определенных процессов, которые, в принципе, могут быть выделены и поняты1.

     Это основополагающее понимание было взято  на вооружение многими теоретиками, которые на протяжении многих десятилетий  выстраивали здание теории цены. Они исследовали отношения взаимной зависимости рыночных явлений, развивая теории потребительского спроса, производства и рыночных цен на товары и факторы производства, указывающие на причинно-следственные связи, которые связывают первичную рыночную информацию - совокупность вкусов, технологические возможности и наличие ресурсов - с наблюдаемыми явлениями рыночной системы.

     В результате интенсивной многолетней  интеллектуальной деятельности появилось  внушительное сооружение, являющее собой  общепризнанную совокупность теоретического знания - теорию цены. Эта теория, в том виде, в котором она представлена в учебниках и преподается в аудиториях, является хорошо обоснованной. В истории теории цены имела место оживленная, иногда ожесточенная полемика, а бывали и настоящие "революции", приводившие к радикальным изменениям всей теории. Здесь все еще продолжается бурная деятельность, а определенные ее части подвергаются творческой разработке. Здесь постоянно выражается неудовлетворенность отдельными частями теории. И прежде, и ныне, и, возможно, всегда будет звучать острая критика в адрес всего подхода, принятого в теории цены, ее предпосылок, методов, уместности и обоснованности ее выводов. Но при всем этом, "ортодоксальная" теория цены в общепринятом изложении является менее спорной и волнующей умы, чем остальные части экономической теории.

     Господствующая  в англо-американской теории цены "ортодоксия" имеет четко прослеживаемые корни  в ранних школах экономической мысли  различных направлений. Большая  ее часть по происхождению является явно маршаллианской, видоизмененной нововведениями Робинсон-Чемберлина, возможно, обогащенной где-то вливанием идей вальрасовского общего равновесия, а где-то поглощением представлений об издержках австрийской школы. Используя изысканные геометрические методики, теория цены стала во всех отношениях более изощренной, а в связи с возросшей зависимостью от математики как языка - и более точной. Теоретики современной теории цены будут утверждать, и не без основания, что почти все, что было ценного в каждом из противоборствующих взглядов, в полемике прошлого, нашло отражение в современной теории цены.

1.2. Эволюция рынков

     Изучению  рынков было посвящено много исследований. Большинство из них анализировало  рынки отдельных индустрий и  может служить скорее справочным материалом, нежели систематической классификацией эволюционных этапов развития рынка. Некоторые работы, посвященные общим закономерностям, представляют интерес, отражая те или иные характерные черты рынков в целом. Однако единая и удобная для практического применения классификация рынков, которая бы отражала этапы эволюции рынков, отсутствовала2.

     Чтобы ее создать, требовалось найти основополагающий критерий, который можно было бы положить в основу такой эволюционной классификации рынков. Определили, что критерием, классифицирующим этапы эволюции рынка, служит распределение потребителей между данным рынком и другими рынками. Данный критерий нельзя путать с процентами распределения одного и того же рынка между компаниями, торгующими на нем.

     Приведем  пример. Рынок авиаперевозок делит  своих потребителей с рынками  автомобильных, железнодорожных и  морских перевозок. Процент распределения  пассажиропотока между этими  рынками зависит как от этапа  развития авиации по сравнению с  другими транспортными средствами, так и от ряда более случайных факторов, как, например, временная иллюзия, что террористы будут взрывать самолеты, но не поезда. При этом внутри авиарынка существует распределение его между различными компаниями, как то Delta, El Al, Swiss Air, Аэрофлот и другие. Внутреннее распределение рынка между компаниями, играющими на нем, (market sharing) не является тем критерием, о котором пойдет речь в данной главе.

     Предложена система эволюционной классификации, по которой рынки делятся на пять групп, соответствующих пяти последовательным этапам развития. На каждом этапе рынки характеризуются одними и теми же:

     - целями;

     -этапами развития компаний, торгующих на данном рынке;

     -этапами технического развития товаров, продаваемых на данном рынке;

     - психологией покупателей.

     На  нулевом уровне рынка потребителей, которые платят деньги за использование  нового предложения, пока еще не существует. Существуют энтузиасты, для которых  попробовать новшество — хобби. На их игре новое предложение зарождается. Пользователями еще не существующего рынка могут быть ученые-исследователи, для которых апробация нового есть часть их деятельности. Рынками нулевого уровня являлись телефон или автомобиль в конце XIX века, а сто лет спустя рынок этого уровня составляли первые обитатели Интернета.

     На  рынке первого уровня уже появляются покупатели, которые реально платят деньги. Но они еще не уходят с  предшествовавшего рынка. Например, богатый человек в начале ХХ века уже мог купить машину и демонстративно кататься на ней по городу в выходной день. Однако основным средством передвижения для него продолжала оставаться лошадь. Он временно платил как рынку бензина, так и рынку сена. В сходном положении примерно в то же время оказался и рынок телефонов. А Интернет стал рынком первого уровня к началу 90-х годов.

     Рынок второго уровня характеризуется  тем, что на него начинают массово  приходить потребители, оставляя рынок  предыдущий. Так американцы и европейцы  в 20-х годах прошедшего века стали  массово пересаживаться на автомобили, оставляя извозчиков безработными. С телефонами это произошло лет на десять раньше. А вот Интернет, вступив в стадию рынка второго уровня к 1993 г., находится на ней и сейчас.

     Возможна  ситуация, при которой количество потребителей, оставляющих деньги на каком-то рынке, не растет, но каждый потребитель начинает использовать новый продукт для выполнения все большего числа задач. Причем этот продукт требуется ему все чаще, и денег на данном рынке он оставляет все больше. Это — тоже рынок второго уровня. Например, до компьютеров для расчета зарплаты и составления балансов в банках и компаниях использовали табуляторы с перфокартами. Первые большие универсальные ЭВМ в банках и компаниях взяли на себя именно эту работу — т. е. составление балансов, расчет зарплаты, учтет запасов и т. п. Но вскоре, компьютеры вошли во все сферы работы банка. Банковское потребление рынков компьютеров постоянно росло, банков же при этом не стало больше.

     На  третий уровень развития рынок вступает, когда все потенциальные потребители  уже пользуются предложением данного рынка и динамика числа покупателей отражает прирост населения в стране. Почта в странах с поголовной грамотностью являлась «третьеэтапным» рынком с момента изобретения почтовой марки. Американские автомобили и телефон перешли на рынок третьего уровня в 30-е годы. Интересно, когда до третьего этапа рынка дойдет Интернет?

     Рынок четвертого этапа — это обратная сторона второго этапа рынка. На четвертом этапе рынка происходит отток потребителей, которые начинают использовать новое предложение взамен имевшегося. Рынок перевозок на лошадях перешел на четвертый уровень, когда автомобиль перешел на второй. Почта и традиционные телефонные сети уходят сегодня на четвертый этап под нажимом Интернета. Рынок же автомобилей или кастрюль еще далек от четвертого этапа. И если для автомобилей фантасты уже предсказали наступление четвертого этапа, то мир без кастрюль даже представлять не хочется.

     Характерно, что рынок нельзя путать с компаниями, торгующими на данном рынке. Компания может быстро перейти с одного рынка на другой, иногда, даже получает дополнительный импульс к развитию, ускоряя гибель своего прежнего рынка. Например, IBM перешла на рынок персональных компьютеров, приблизив гибель доэлектронного офисного оборудования, которое сама когда-то выпускала (между прочим, недавно опубликована информация о намерении IBM выйти и из бизнеса по производству персональных компьютеров). С другой стороны, конкретные компании могут исчезнуть и на процветающем рынке, уступая свое место другим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономическое содержание и функции развития рынка

2.1. Экономическое содержание понятия «рынок»

 

     Рынок как один из элементов товарного  производства в процессе своей эволюции в течение более чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло не отразиться на понимании и толковании его сущности.

     В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие  «рынок» не получило четкого политэкономического  определения, поскольку классики политической экономии относили его к внешним, поверхностным явлениям рыночной экономики, поэтому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса.

Информация о работе Теории рынка и их эволюция