Теории рынка и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Теория рынка, более известная под менее удачным названием теории цены, или микроэкономической теории, основывается на том представлении, что рыночные явления могут быть "поняты" как проявление систематических взаимоотношений.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития рынка и его эволюция 4
1.1. Рыночная система и теория рынка 4
1.2. Эволюция рынков 5
2. Экономическое содержание и функции развития рынка 10
2.1. Экономическое содержание понятия «рынок» 10
2.2. Основные функции рынка 12
2.3. Условия для эффективного функционирования рынка 13
2.4. Структура рынка 15
2.5. Инфраструктура рынка 22
3. Формы рынков 25
3.1 Рынок чистой конкуренции 25
3.2 Рынок несовершенной конкуренции 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа -Теории рынка и их эволюции.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Рынок средств производства, или, по терминологии «экономикс», рынок капитала характеризуется тем, что спрос на этот тип «капитала» зависит прежде всего от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства, а следовательно, инвестиции в расширение производства уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынок средств производства и рынок предметов труда. Рынок средств труда делится на рынок нового и бывшего в употреблении оборудования, а также рынок специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам.

     Рынок предметов потребления. Элементами такого рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и др.) и текущего потребления. Наиболее важными направлениями формирования такого рынка в Украине являются, во-первых, ликвидация глубокой диспропорции в народном хозяйстве между группой «А» (производство средств производства) и группой «Б» (производство предметов потребления). В развитых странах Запада — 30 : 70.

     Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по организации и купле-продаже услуг. Услуга — это особенная потребительной стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности людей. Особенностью услуг как товаров (в сравнении с обычным товаром, воплощенным в конкретной вещи) является то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, с деятельностью, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д. Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования товаров, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и др.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В пределах последних выделяют внутренние блага, которые даны человеку самой природой (способности к науке, искусству и т. п.) и внешние, которые даны ему внешним миром (деловые связи, репутация и др.). В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 75% трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг.

     Рынок интеллектуальной собственности. Как и при анализе категории «экономическая собственность», в интеллектуальной собственности также необходимо выделять количественную и качественную стороны. В первом случае — это различные объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, проекты, «ноу-хау», программы математического обеспечения, научные прогнозы и др.). Во втором — отношения, которые возникают и развиваются между людьми по созданию и присвоению названных объектов собственности. С учетом юридического аспекта собственности следует говорить о праве собственности на те или иные объекты. Формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности органически связано с развертыванием НТР, поскольку именно в этот период завершился процесс превращения науки в основную производительную силу.

     Валютный  рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов, телеграфных и почтовых переводов в иностранной валюте). На валютном рынке осуществляются операции внешней торговли, расчеты по миграции капиталов и рабочей силы, туризму. С точки зрения организационных отношений этот рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран. Операции на нем осуществляются преимущественно в наиболее крупных банковских и валютно-биржевых центрах Лондона, Нью-Йорка, Цюриха, Токио и других городов.

     Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи информационных услуг, сбора, обработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю. Этот рынок также тесно связан с развертыванием НТР, в частности ее второго этапа, поскольку в этот период сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения. Информация не является редким благом, однако для ее получения нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Так, на известном аукционе Сотби, где реализуются произведения искусства, комиссионные составляют 20% от цены проданного шедевра, в то время как комиссионные дилеров государственных ценных бумаг 1,32%. Своеобразной ценой на рынке информации является плата за рекламу.

     Рынок золота — это совокупность экономических отношений по поводу организации и купли-продажи золота. Осуществляют ее консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла (аффинаж), изготавливают слитки, ставят на них клеймо, хранят. Продавцами золота являются золотодобывающие страны, владельцы частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара — промышленные компании, которые используют золото в промышленных целях, ювелиры, инвесторы, тезавраторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продается для использования в промышленных целях.

     Основными субъектами внутреннего рынка являются: 1) население (в частности, домашние хозяйства); 2) фирмы (предприятия); 3) государство. Среди населения, в свою очередь, выделяются социальные классы, слои и прослойки.

     Второй  важный субъект внутреннего рынка  — фирмы (предприятия), прежде всего национальные. Существуют разные подходы к классификации фирм. Так, выделяют частнопредпринимательские фирмы, партнерства, корпорации, регулируемые фирмы, государственные фирмы, потребительскую кооперацию, взаимосберегательные банки, неприбыльные организации и фирмы с самоуправлением5.

     Наиболее простой классификацией этого типа субъектов рынка, в которой заложена возможность количественно оценить их роль во внутреннем рынке, является деление фирм на мелкие, средние и крупные. Что касается структуры мирового рынка, то господствующее положение в нем нанимают гигантские транснациональные корпорации (ТНК).

2.5. Инфраструктура рынка

 

     Понятие «инфраструктура» отражает совокупность различных учреждений и институтов, а также определенных видов деятельности, которые обеспечивают движение объектов собственности: банки, фондовые и товарные биржи, биржи рабочей силы, валютная биржа, информационные центры, рекламные компании и др.

     Фондовая  биржа — это учреждение, организованный рынок, на котором собственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг. Членами биржи являются, как правило, ее основатели — отдельные физические лица и кредитно-финансовые институты.

     Купля-продажа  акций на фондовой бирже осуществляется с помощью посредников. За свои посреднические операции брокеры получают вознаграждение по соглашению между заинтересованными сторонами-клиентами или соответственно таксе, установленной биржевым комитетом. Руководящим органом на фондовой бирже является биржевой комитет (в США — Совет руководителей), при котором функционирует биржевая комиссия, дающая разрешение или устанавливающая запрет на допуск новых ценных бумаг на котировку. При биржевых комитетах также функционируют котировочные комиссии, которые ведают вопросами ежедневной публикации данных о количестве поданных ценных бумаг, их курсе в курсовых бюллетенях.

     Современный рынок ценных бумаг характеризируется  значительным объемом внебиржевого обращения, который осуществляется с помощью телефона и телефакса. Его масштабы обусловлены высокими финансовыми комиссиями и стоимостью услуг центральной биржи.

     Положительными  чертами фондовой биржи являются аккумулирование свободных средств  за счет выпуска и продажи ценных бумаг и их направление на развитие отдельных предприятий, отраслей, межотраслевой  переток капитала, благодаря котодавцов. Без них не обойтись, особенно в случае перебоев в поставке товаров, оперативном заполнении ниш на рынке.

     Валютная  биржа. Валютная биржа — это учреждение, в котором на основании действующего законодательства осуществляется регулярная и упорядоченная торговля иностранной валютой в соответствии со спросом и предложением. В качестве самостоятельного элемента инфраструктуры этот вид биржи сохранился лишь в некоторых странах (например, в ФРГ, Франции), а в большинстве стран такую роль выполняют крупнейшие банки. Членами валютной биржи выступают коммерческие банки, получившие лицензии от центрального банка на проведение валютных операций, а также другие финансовые институты, имеющие такое право.

     Биржа рабочей силы (на поверхности явлений — биржа труда), или служба занятости, — это учреждения, которые осуществляют посреднические функции между работниками и предпринимателями, собирают и предоставляют информацию о наличии вакансий, содействуют подготовке и переподготовке кадров, созданию рабочих, мест, быстрому перемещению рабочей силы, обеспечению эффективности занятости трудоспособного населения, частично регулируют процесс занятости. Направления на работу, которые выдают биржи труда, не являются обязательными для предпринимателей. Квалифицированные работники, как правило, не пользуются услугами таких бирж. Поэтому в США через эти учреждения трудоустраиваются менее 20% повторно принятых на работу.  

3. Формы рынков

3.1 Рынок  чистой конкуренции

     Любая попытка исследовать каждую отдельную  отрасль экономики была бы бесконечной  и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

     Экономисты  различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

     чистую  конкуренцию,

       чистую монополию,

       монополистическую конкуренцию 

       олигополию.

     Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько  легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Опираясь на таблицу 1, я кратко охарактеризую основные черты этих четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют ниже.

     В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе—чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции.

                                                           Таблица 3.1

     Характерные черты основных моделей рынка

Характерная черта                                  Модель рынка
Чистая  конкуренция Монополистическая конкуренция  Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое  число Много Несколько Одна
Тип труда Стандартизи-

рованный

Дифференцирован-ный Стандартизирован-ный  или дифференцирован-ный Уникальный; нет  близких заменителей
Контроль  над ценой Отсутствует Некоторый, но в  довольно узких рамках Ограниченный  взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно  легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный  упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным обра-зом  реклама, связи фирмы с общественнос-тью
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство  стали, автомобилей, сельскохозяйствен-ного инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия  общественного пользования
 

     Вхождение в отрасль с монополистической  конкуренцией довольно простое. Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения  об определении  цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистические отрасли —дело очень сложное. Полезно время от времени проводить различие между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией. Для облегчения таких сравнений как правило используется термин «несовершенная конкуренция» как общее название для обозначения всех тех рыночных структур, которые отклоняются от чисто конкурентной модели рынка6.

Информация о работе Теории рынка и их эволюция