Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику Украины.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика рынка чистой монополии……………………………………………...4
1.1 Сущность и возникновение монополий………………………………………………......4
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..…………….....6
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть ……………...9
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………................15
2 Ценообразование в условиях монополии и социальная цена монополии………………….17
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен……………................17
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……………..24
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….................29
3 Монополизм в современных условиях Украины ……………………………………. …......34
Заключение………………………………………………………………………………...............44
Список использованных источников……………………………………………………………46
3) Снижение барьеров входа на товарные рынки. В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж.
4) Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5) Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности.
6) Упорядочение оказания государственной помощи.
7) Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий, в том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
8) Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке: необходимо разработать процедуры определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям.
9) Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
3. МОНОПОЛИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ УКРАИНЫ
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов проблемы монополизации хозяйственной жизни остро стала перед Украиной: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. У нас в стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Украины необходимости экономических реформ в данной сфере. Антимонопольная политика в Украине осуществляется в соответствии с “Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции”, задачами которой являются снижение уровня монополизации и развитие конкуренции на рынке, защита интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности, создание структуры горизонтальных связей между предприятиями для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики, уменьшение зависимости предприятий от государственных управленческих структур и др.
Основную роль в проведении антимонопольной политики в стране играет Антимонопольный комитет Украины (АКУ).
Уровень развития конкуренции на Украине достаточно низок. Это вызвано многими причинами как экономического, так и правового характера. Во-первых, такова государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса, который до сегодняшнего дня так и не получил должного развития. Зарубежный опыт показывает, что именно с ростом малого и среднего бизнеса сокращается безработица, повышаются уровень конкуренции и рост экономики. Вторая причина, не менее важная, связана с провалом приватизации предприятий на Украине. В результате проведенной приватизации так и не возникла та существенная и необходимая прослойка частных собственников, которые должным образом заботились бы о развитии своего бизнеса. Сегодня, однако, Кабинет Министров Украины вполне отдает себе отчет в этом провале. Именно поэтому сейчас так популярны разговоры о проведении реприватизации. Если реприватизация все же будет проведена, понадеемся, что ее результаты не приведут к обычному для нашего государства перераспределению власти и денег, а ощутимо повлияют на развитие рынка и повышение уровня конкуренции.
По утверждению зарубежных наблюдателей, антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство уже изначально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты. В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие. Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “Об антимонопольном комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции на рынке. Вновь созданной государственной структуре предстоит противостоять самому государству - главному монополисту, поддерживающему свои министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Основными функциями Антимонопольного комитета Украины являются: определение границ товарного рынка и монопольного положения предприятий, участие в осуществлении демонополизации отдельных объектов, принятие решений о введении и отмене государственного регулирования цен на продукцию монопольных образований, внесение в соответствующие органы предложений относительно сферы антимонопольного регулирования, проведение анализа процессов демонополизации экономики и развития конкуренции [1].
Антимонопольная политика, неуверенная в себе, продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации.
Особое внимание антимонопольный комитет должен обращать на сферу естественных монополий. Злоупотребления предприятиями-монополистами своим доминирующим положением являются самыми типичными нарушениями и составляют около 60 % всех нарушений антимонопольного законодательства. Приведем конкретные примеры. Хозяйственными судами рассматривался целый ряд исков хозяйствующих субъектов против Донецкой железной дороги. Нарушение антимонопольного законодательства заключалось в том, что Донецкая железная дорога установила для своих контрагентов — грузоотправителей требование о неснижаемом запасе денежных средств по оплате железнодорожного тарифа. Таким образом, даже при наличии на лицевом счете грузоотправителя необходимой суммы для перевозки груза, перевозка груза не осуществлялась, т.к. на лицевом счете грузоотправителя не было неснижаемого кредитового сальдо, определяемого железной дорогой в индивидуальном порядке. В конечном счете суд квалифицировал действия Донецкой железной дороги как злоупотребление монопольным положением на рынке путем навязывания условий договора, ставящих контрагентов в неравное положение.
Второй пример — деятельность естественных монополий, которым принадлежит электрическая связь общего пользования. Так, Фастовское отделение связи «Фастоврайтелеком» потребовало с абонентов плату за переключение их телефонов с режима «вечерний телефон» на основной режим после введения в действие новой АТС. Однако инициатором переключения телефонов выступили не пользователи, а предприятие электросвязи, а потому переключение должно было проводиться абсолютно бесплатно. Более того, при введении в действие новой цифровой АТС в г. Фастове, несмотря на наличие свободных номеров и большого числа граждан, стоявших на очереди на установление телефона, предприятие электросвязи устанавливало телефоны исключительно на условиях привлечения дополнительных средств. В административном порядке вина ОАО «Укртелеком» была доказана, и последнее обязывалось выплатить штраф в размере 100 тысяч гривен. Естественно, что разрешение спора переместилось в здание суда, однако в судебном порядке данный вопрос до сих пор не разрешен.
Рассмотрим по подробнее деятельность компаний-монополистов, на примере ОАО «Укртелеком».
Финансовые результаты производственной деятельности ОАО "Укртелеком" за 2005г.
За 2005 год ОАО "Укртелеком" было предоставлено услуги связи на сумму 7,7 млрд. гривен. Темп прироста в сравнении с прошлым годом составил 7,6 %. Главным фактором прироста доходов является подключение новых потребителей за счет расширения сети, предоставления дополнительной услуги цифровых АТС, увеличение потребления услуги передачи данных и подключений к сети Интернет.
Наблюдается рост конкуренции между операторами сети мобильной телефонной связи и фиксированной связи. Услуга мобильной связи становится более доступной для потребителей, учитывая неравные условия тарифной регуляции. Да, тарифы на услугу местной сети, междугородные разговоры в пределах Украины и международные разговоры, регулируются государством и не пересматривались с сентября 2002 года, в то время как операторы мобильной сети проводят постоянные изменения тарифов. В результате происходит падение междугородного телефонного траффика в связи с перетоком его к операторам сотовой связи. Падение доходов от междугородной телефонной связи (без учета звонков на сети операторов мобильной связи) составляет 2,7 % до прошлого года. Продолжается уменьшение популярности проводового вещания. Количество радиоточки, за отчетный период уменьшилась на 452 тысячу, доходы - на 9,4%. Доходы от новой услуги в сравнении с прошлым годом увеличились на 25,4 % и составляют 216 млн. гривен.
Удельный вес в общей сумме доходов - 2,8 % против 2,4 % в прошлом году. Чистую прибыль составляет 519 млн. гривен. Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, состоянием на в 01.01.2006 году - 896 млн. грн., что на 24 млн. грн. больше, чем на начало года. Уровень дебиторской задолженности относительно месячных доходов остался на уровне начала года.
Объем капиталовложений составил 2 060 млн. грн., что на 2,8 % больше чем в прошлом году. Введено мощностей АТС общей емкостью 775 тыс. номеров. Прирост основных телефонных аппаратов - 381 тыс. од., из которых 338 тыс. од. - в население, против - 321 тыс. од. в 2004 году. Плотность телефонов на 100 обитателей -23,9 единиц, против 23,1 на начало года, плотность домашних телефонов на 100 семей - 51,4 единиц, против 49,4 соответственно.
Результаты деятельности за 2006 год
За 2006 год ОАО «Укртелеком» было предоставлено услуги связи на 7 879 млн. гривен. Темп роста доходов в сравнении с прошлым годом 1,5% — в основном за счет изменения с 15 июля тарифов на общедоступные телекоммуникационные услуги (прирост составил 193 млн. грн. или 2,5%). Среднемесячная доходность на один основной телефонный аппарат составила 53,3 грн., что на 1,2 гривны больше, чем в прошлом году.
Незначительный прирост доходов в сравнении с прошлым годом объясняется падением исходного траффика абонентов Укртелекома. В пределах области на 10%, в пределах Украины — 17%, СНГ и стран дальнего зарубежья — 6%. Во II полугодии 2006 года падения траффика от звонков на сети операторов мобильной связи составило 9%. Компания продолжает предоставлять приоритет развития новых услуг, доходы от которых в сравнении с 2005 годом увеличились в 1,2 раза и составляют 317 млн. грн., а их часть в общей сумме доходов выросла.
Кредиторская задолженность состоянием на 01.01.2007 уменьшилась по отношению с началом года и составила 3,4 млрд. грн. Уменьшение состоялось за счет погашения компанией процентных облигаций на 680 млн. грн. и обязательств перед поставщиками на 236 млн. грн. На выполнение программы развития и модернизации телекоммуникационных сетей ОАО «Укртелеком» направленно 1989,4 млн. грн. капитальных инвестиций. Объем введенных в действие основных фондов составляет 2158,7 млн. грн.
Результаты деятельности ОАО «Укртелеком» за 2007 год
За 2007 год ОАО «Укртелеком» предоставлен услуг связи на 8 008 млн. гривен, что на 250 млн. грн. больше, чем предусмотрено планом. Темп прироста в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году 1,7%. Среднемесячная доходность одного основного телефонного аппарата составляла 53,8 грн., что на 50 коп. больше 2006 года, за счет введения в действие новых тарифов. На услуги, предоставленные юридическим лицам, приходилось 50,9% отмеченной суммы, 49,1% – услуги, предоставленные населению, в расчете на одного обитателя объем услуг в год составил 89 грн.
В последние годы отдается преимущество работе с бизнес-абонентами. Удельный вес доходов от этой категории потребителей достиг 3,6% против 2,9% в 2006 году. Прирост доходов составил 30,3%.
Компания продолжала предоставлять приоритет развития новых услуг, доходы от которых в сравнении с 2006 годом увеличились в 1,4 разы и составляли 424 млн. грн. Их частица в общей сумме доходов выросла до 5,3% против 3,8% в аналогичном периоде в прошлом году. Среднемесячная доходность от новых услуг с учетом платы за Интернет-соединение в расчете на один основной телефонный аппарат составляла 3,43 грн. против 2,47 грн. в аналогичном периоде в прошлом году.
Количество потребителей сети широкополосного абонентского доступа к сети Интернет по технологии ADSL (торговая марка «ОГО!») в сравнении с 2006 годом увеличилась в 2,8 раза и равняется 205 тыс.
Чистая прибыль общества за 2007 год составила 267 млн. грн., рентабельность от продажи услуг – 3,9%. В бюджет и внебюджетные фонды оплачено 2 001 млн. грн., что на 19,4% больше аналогичного периода в прошлом году. Состоянием на в 01.01.2008 году уровень дебиторской задолженности относительно месячных доходов находится в пределах технологического, общая сумма дебиторской задолженности составляет 1,1 млрд. грн., в т.ч. за товары, работы, услуги – 882 млн. грн., что на 102 млн. грн. меньше по отношению к началу года, в том числе задолженность бюджетных учреждений уменьшилась на 47,5 млн.грн. и составила 138,7 млн. грн., удельный вес задолженности по этой категории абонентов в общей сумме задолженности составляет – 15,7%, при удельном весе Освоено капитальных инвестиций в объеме 2 071 млн. грн., в эксплуатацию введено основных фондов на 1 917 млн. грн., а именно 3 987 км волоконно-оптических линий связи, почти 446 тыс. номеров телефонной емкости.