Рынок чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику Украины.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика рынка чистой монополии……………………………………………...4
1.1 Сущность и возникновение монополий………………………………………………......4
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..…………….....6
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть ……………...9
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………................15
2 Ценообразование в условиях монополии и социальная цена монополии………………….17
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен……………................17
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……………..24
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….................29
3 Монополизм в современных условиях Украины ……………………………………. …......34
Заключение………………………………………………………………………………...............44
Список использованных источников……………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

курсач1курс.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

Качественно иной формой монополии является синдикат, пред­ставляющий собой объединение отдельных компаний для создания со­вместных предприятий по сбыту производимой продукции. Здесь в пол­ном смысле возникает монополия в лице одного сбытового предприятия, которое получает возможность определять условия продажи това­ра, прежде всего цену.

Следующей, уже завершенной формой монополии является трест. Трест представляет собой объединение компаний не только для совмес­тного сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест ком­пании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоя­тельности, превращаясь, по существу, в единую компанию.

В современных условиях распространенной формой объедине­ний, способных монополизировать производство и сбыт товаров, явля­ется концерн. Концерн - это объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей голов­ной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производствен­ную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой само­стоятельности.

В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным от­раслям, но имеющие общие технологические связи. Поэтому концерн, как правило, является многопрофильным, то есть производящим раз­личные виды товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке которого концерн обычно выступает как монополист. Так, нефтеперерабатывающий концерн кроме бензина как основного продукта мо­жет производить различные масла, оборудование для бензоколонок, тех­нику для бурения нефтяных скважин и т.п.[11, c. 253-255]

Создание многоотраслевых концернов позволяет получать не толь­ко высокую, но и стабильную прибыль, поскольку под контролем кон­церна оказываются предприятия отраслей с разной нормой прибыли, но в совокупности имеющих норму выше средней. Возможность получения стабильной прибыли за счет нахожде­ния капитала в разных отраслях обусловила возникновение такой фор­мы объединения компаний, как конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом. Такой принцип объедине­ния называется диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компа­нии в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов.

Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения од­ной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входя­щих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по свое­му составу конгломерат в отличие от концернов не является постоян­ным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь об­щую норму прибыли выше средней.

Особенность современных монополистических образований зак­лючается в том, что они стремятся подчинить себе не только рынки от­дельных товаров, но и расширить свое влияние на другие отрасли через установление над ними финансового контроля. Для этого ими устанав­ливается тесная связь с банками, которые обычно включаются в моно­полистическое объединение. В результате столь тесного переплетения промышленного, торгового и банковского капитала возникает финансо­вый капитал. Финансовый капитал представляет собой единство капи­тала крупных кредитно-банковских учреждений и капитала нефинансо­вых, обычно промышленных, корпораций. [14, c.17-18].

 

 

1.3 Условия максимизации прибыли монополистом

 

 

Монополия - это рыночная структура, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. Из-за того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу - сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.

По мере роста выпуска растут или неизменны предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или не меньше дополнительных издержек, поскольку в ином случае монополист терпит убытки.

Представим сказанное в формулах. Пусть π - прибыль монополиста (π = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества π = f(Q). Условия максимизации прибыли:

Первое условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, MR = ΔTR/ΔQ и MC – предельные издержки, MC = ΔTC/ΔQ.

Второе условие: ΔMR/ΔQ = ΔMC/ΔQ.

 

 

 

 

 

 

                                   

                                           прибыль

 

 

 

рис. 1.3.1 Максимизация прибыли

 

Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии [5, c.91-92].

Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость предельной выручки от цены:

 

MR = Q*(ΔP/ΔQ) + P                                                                                                              (1.3.1)

 

Домножив первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку ΔQ/ ΔP * P/Q = Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно представить в виде:  MR = P (1+1/ Ed).

Из условия максимума прибыли следует, что цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью:

 

P = MC/(1+1/ Ed);                                                                                                                  (2.3.1)

 

Поскольку Ed < -1(спрос эластичен), цена монополиста всегда больше его предельных издержек.

Будет ли монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то его прибыль отрицательна (рис. 2.3.1)

 

 

 

                                                                                                           Qm- величина убытков

                               

                              убытки

 

 

 

 

 

Рис. 2.3.1 Убытки в условиях монополии

 

Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью называются ценопроизводителями (в другом переводе – ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.

Такой рынок, как монополия – это рынок с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам.

Итак, фирма обладает рыночной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный наклон. Как только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие максимизации прибыли для любой фирмы, будет точно таким же, как и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам.

Отсюда получаем важный вывод: фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она существует.

В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой с этой точки зрения? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других?

Вспомним важное различие между фирмой с монопольной властью и совершенно- конкурентной фирмой: для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки, для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.

В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера:

 

                                                                                                               (3.3.1)

 

                                                                                                                                   (4.3.1)

   

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Существует специальная формула монополистического ценообразования:

                                                                                                                     (5.3.1)

 

Данная формула представляет собой универсальное правило ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что Edp - коэффициент эластичности спроса для отдельной фирмы, а не рыночного спроса.

Для определения эластичности спроса руководитель должен рассчитывать процентное изменение в сбыте продукции фирмы на 1%. Этот расчёт может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.

Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).

                                                                                                     

                                                                                                   (6.3.1)

 

 

Теперь подставим (6.3.1) в формулу (7.3.1):

 

                                                                                     (7.3.1)

 

Напомним, что теперь  коэффициент эластичности спроса на продукцию отдельной фирмы, а не всего рыночного спроса.

Заметим также, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек и цены. Фирма A может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у неё значительно выше средние издержки производства оптимального объёма выпуска [10, c. 65-67].

Источники монопольной власти фирмы. Выражение (7.3.1) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие – с менее эластичной кривой спроса?

По меньшей мере три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый из них – наличие товаров-заменителей. Чем больше у продукта некоторой фирмы товаров-заменителей и чем ближе они по своим качественным характеристикам к продукту нашей фирмы, тем более эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Однако у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей. Поэтому чистая монополия – явление в природе очень редкое.

Информация о работе Рынок чистой монополии