Рынок ценных бумаг сущность, структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является, изучение теоретических проблем, специфики формирования и развития рынка ценных бумаг в России; определение основных функций и задач, которые позволяет решать рынок ценных бумаг. Тема является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность, структура и функции рынка ценных бумаг………….…5
Понятие, сущность, структура и функции рынка ценных бумаг…..…5
Виды ценных бумаг……………………….……………………………..15
Глава 2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России……………………………………………………………………………27
2.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России………………….27
2.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России………………33
Заключение………………………………………………………………….…..41
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 75.85 Кб (Скачать)

    К сожалению, названное министерство чрезвычайно редко в полной мере реализует полномочия, предоставленные  ему законом. Обращения в суды или направления в соответствующие  правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении  уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, редки и бессистемны. Нужно признать, что и в правоохранительных органах, к сожалению, пока мало истинных профессионалов, которые могли бы квалифицированно расследовать подобные дела. В результате виновные очень  редко предстают перед судом, о чем свидетельствует статистика.

    По  статье 178 УК РФ ("Монополистические  действия и ограничение конкуренции") в 1997 г. был осужден 1 человек, в 1998 г. - 3, в 1999 г. - 1 человек. Итак, в настоящее  время условно можно выделить три основные фактора, которые отрицательно влияют на успешное развитие рынка  ценных бумаг: исторически сложившаяся  ментальность общества, несовершенство действующего законодательства, неудовлетворительная работа контролирующих и недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов.

    При таком положении дел лишь усиление прокурорского надзора за исполнением  законодательства на рынке ценных бумаг  вряд ли быстро даст существенные результаты. Это направление работы лишь начинает развиваться. Наиболее часто прокуроры  реализуют свои полномочия, осуществляя  надзор за законностью учреждения акционерных  обществ, эмиссии акций, операций с ценными бумагами акционерных обществ. В последнее время они обращают особое внимание на исполнение законодательства, регулирующего вексельное обращение, выпуск государственных (муниципальных) ценных бумаг и надлежащее осуществление государственного контроля контролирующими органами. В случае выявления нарушений законности прокуроры чаще всего приносят протесты на незаконные правовые акты либо обращаются в суд.

    Хочется отметить, что на некоторых направлениях прокурорского надзора за исполнением  законодательства о рынке ценных бумаг Генеральной прокуратурой РФ уже накоплен определенный опыт. Теперь она пытается не только реагировать  на допущенные нарушения законности, но и вести профилактическую работу, внося в соответствующие органы власти предложения относительно совершенствования  действующего законодательства. Так, в  письме Генеральной прокуратуры  РФ в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 мая 1998 г. содержится предложение дополнить  ст.38 Федерального закона "О рынке  ценных бумаг" положением о том, что  органы субъектов Российской Федерации, муниципальные образования должны быть ограничены суммой выпускаемых  ценных бумаг в размере 10-20% от объемов  реально полученных доходов бюджета  за предыдущий год и процентов  выплат по ним.

    Однако  для того, чтобы рынок ценных бумаг  эффективно заработал, недостаточно внесения отдельных поправок в действующее  законодательство. Необходима широкомасштабная система государственных мер, которая  включала бы и активизацию контролирующих органов, и совершенствование законодательной  базы. Материалы прокурорской практики свидетельствуют о том, что определяющую роль здесь играет деятельность ФКЦБ. Думается, что Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг следовало  бы сосредоточить внимание прежде всего  на системной разработке проектов, обеспечивающих динамичное развитие рынка ценных бумаг, повышении профессиональной квалификации специалистов и персонала профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов и инвесторов. В частности, дополнительным основанием для отказа в регистрации эмиссии ценных бумаг должно стать участие в совете директоров организации или среди ее учредителей лиц, которые руководили компаниями, не рассчитавшимися со своими вкладчиками, а также которые были осуждены за мошенничество и другие экономические преступления.

    Чтобы быстрее изжить сложившиеся негативные черты рынка ценных бумаг, законодательная  работа должна вестись, как представляется, по двум направлениям. Во-первых, следует  заменять ранее принятые акты на более  совершенные, отвечающие потребностям современного экономического развития страны. Во-вторых, пора законодательно урегулировать новые области  экономических отношений.

 

 

    2.1 Перспективы развития Российского  рынка ценных бумаг.

     Рынок ценных бумаг в РФ один из самых  многообещающих рынков по доходности.

     Говорят, что рынок ценных бумаг в России непредсказуемый. Это не совсем верно. Российский рынок дисциплинирует всех его участников гораздо сильнее, нежели западные рынки, своими частыми  и значительными колебаниями  цен на различные финансовые инструменты. Он также поддается техническому анализу не хуже, чем остальные  мировые рынки.

     Рынок ценных бумаг в России переживает сложный, неустойчивый период формирования. За периодом бурного подъема 1994 - 1997г. г. он в результате событий августа 1998 года оказался полностью дезорганизован. И сейчас во главу угла поставлена задача формирования таких условий, которые способствовали бы восстановлению рынка ценных бумаг, при этом избегать повторения ранее допущенных ошибок.

     Главная роль в решение данной проблемы, безусловно, принадлежит государству. По общему правилу, государство должно регулировать те сферы, в которых  рыночное саморегулирование не существует либо оказывается недостаточным (понятно, что основное содержание этого регулирования - подготовка полного или значительного  ухода государства из соответствующей  сферы путем приучения ее к  все более самостоятельному функционированию). В условиях нехватки ресурсов, политической и финансовой нестабильности в эту  категорию, конечно, попадает рынок  ценных бумаг.

     Основные  усилия государства должны быть сосредоточены  на снижении всех видов инвестиционных рисков внутри страны, что находит  свое выражение в:

  • усилении регулирования деятельности нерезидентов;
  • установлении особых правил деятельности на рынке ценных бумаг для коммерческих банков;
  • изменении системы налогообложения операций с ценными бумагами;
  • проведении активной регулирующей политики государства в периоды кризисных явлений;
  • совершенствовании организации биржевой торговли;
  • создание единой фондовой системы в масштабах страны;
  • доведении инфраструктуры рынка ценных бумаг до уровня мировых стандартов;
  • совершенствовании законодательства по рынку ценных бумаг, а также судопроизводства по разрешению \ спорных и конфликтных ситуаций;
  • развитие форм коллективного инвестирования;

     На  рынок ценных бумаг России значительно  влияют нерезиденты. Суть в том, что  иностранные инвесторы с первых шагов возникновения отечественного рынка ценных бумаг принимали  активное участие в его формировании. Например, с 1992 года в России действовало американское Агентство по международному развитию (АМР), которое при поддержке Кремля и Правительства занималось созданием рынка капитала, для чего выделялось 77,2 млн. долларов. Работа велась по таким направлениям, как приватизация, помощь частным институтам, организация технологических и регулирующих структур для операций с корпоративными акциями и облигациями, проведение широких политических, правовых и нормативных реформ, реализация крупных приватизационных проектов, которые оказали огромное влияние.

     В России рынок ценных бумаг сложился так, что он органически не совместим  с притоком больших капиталов. Он интересен только игрокам, которым  нужен повышательный тренд курсов и их резкие скачки, поэтому остается второстепенным по объему обращающихся на нем ресурсов. Количеству эмитентов, обладает очень малой глубиной и сопротивляемостью, запрограммированным на системный крах.

     Следующими, после нерезидентов по силе влияния  на состояние отечественного рынка  ценных бумаг, являются коммерческие банки  страны. И это не случайно. Дело в  том, что Россия по типу сформировавшейся модели рынка ценных бумаг близка Германии. В этом государстве отсутствуют  ограничения на операции банков с  ценными бумагами. Законодательство Соединенных Штатов, наоборот, запрещает  коммерческим банкам участвовать в  сделках с фондовыми активами и хранить ценные бумаги (депозитарные услуги). В Великобритании и Японии действуют ограничения на отдельные  операции кредитных учреждений на рынке  ценных бумаг. Россия, таким образом, пошла по пути наиболее либерального отношения к деятельности коммерческих банков с акциями и облигациями.

     Не  стоит забывать и о том, что  банки по своей природе есть мощные аккумуляторы денежных ресурсов, поскольку  располагают не только собственными активами, но и средствами своих  клиентов. Их задача находить постоянное приложение деньгам зарабатывая  доходы для себя и окуная стоимость  пассивов.

     Ко  всему прочему в условиях бартерной  экономики, которая характерна для  России, банки оказались самыми крупными субъектами рынка, располагающими "живыми" деньгами. До конца 1999 года подавляющее  большинство остальных субъектов  национальной экономики не имели  свободных денежных ресурсов, т.к. вынуждены  были даже заработную плату работникам оплачивать собственной продукцией. И до настоящего времени разнообразные  зачетные схемы достаточно распространены в России.

     Совокупность  вышеуказанных особенностей положения  коммерческих банков в нашей стране привела к тому, что они заняли одно из лидирующих положений среди операторов рынка ценных бумаг. Особенно велика их доля оказалась в секторе государственных ценных бумаг: ГКО, ОФЗ и ОГСЗ. На первом этапе развития рынка данный факт оказывал благоприятное влияние. Но ситуация изменилась прямо на противоположную, как только на рынке ценных бумаг стали проявляться кризисные явления. Массовый исход коммерческих банков с рынка акций и облигаций после Восточноазиатского кризиса в 1997 году дестабилизировал ситуацию. Потери в капитализации акций отечественных кампаний составили многомиллиардные суммы, доходность ГКО подскочила до 200% годовых. Титаническими усилиями Центрального банка РФ, путем регулирования учетной ставки рефинансирования, удалось стабилизировать рынок ценных бумаг в начале 1998 года. С другой стороны, те из банков, которые потеряли чувство реальности в погоне за сверхприбылью на рынке ГКО, жестоко пострадали. После объявленного дефолта в августе 1998 года такие коммерческие банки, как "Инкомбанк", "Империал", "СБС-Агро" и целый ряд других практически прекратили свое существование.

     И в настоящее время влияние  кредитных учреждений на рынке ценных бумаг по-прежнему велико. Их присутствие  или, наоборот, отсутствие оказывает  существенное влияние на уровни котировок  ценных бумаг. Наиболее наглядно это  проявляется на каждое предпоследнее  число месяца и, особенно, сильно при "закрытии" кварталов или года. В эти периоды банки в особо  крупных размерах выводят денежные средства с рынка акций и облигаций, так как им необходимо выполнять  нормативы общей, текущей и мгновенной ликвидности (требования Инструкции №1 Центрального банка РФ). Понятно, что  подобное своеобразие в характере  поведения наиболее мощных участников не прибавляет стабильности отечественному рынку ценных бумаг.

     Решение проблемы видится в нескольких плоскостях. Возможно ограничение, по примеру США, Великобритании и Японии, прямого  участия коммерческих банков на рынке ценных бумаг. В этом случае они смогут вкладывать ресурсы в качестве рядовых клиентов инвестиционных компаний через фонды доверительного управления. Такого рода инвестиции носят более постоянный характер.

     Допустимо также включение наиболее активно  торгуемых на биржах акций в число  ликвидных активов кредитных  учреждений. Тогда прекратится судорожный вывод денежных средств на отчетные даты года и последующее "накачивание" рынка.

Кроме того, следует ввести ограничения  на размеры активов, вкладываемых коммерческими  банками, на рынке ценных бумаг. Данное ограничение должно носить временный  характер. До тех пор, пока в экономике  не окрепнут остальные субъекты рынка  способные составить конкуренцию  банкам по объемам свободных денежных ресурсов долговременного характера: паевые инвестиционные фонды, негосударственные  пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании и прочие.

     К системе мер по совершенствованию  налогообложения операций с ценными  бумагами, которые должны благотворно  повлиять на процесс стабилизации, следует отнести:

  • введение "конфискационных" ставок налогообложения по спекулятивным краткосрочным сделкам;
  • формирование стимулирующих условий для долгосрочных "портфельных" инвесторов;
  • отмена двойного налогообложения инвесторов.

     Представляется  полезным перенесения на российскую "почву" некоторого положительного опыта западных стран из ряда налоговых  мер. В частности, в Германии довольно давно применяются повышенные ставки налогообложения на краткосрочные  спекулятивные операции с ценными  бумагами, совершаемыми на биржах. Эти  ставки настолько велики, что их в прямом смысле можно определить, как конфискационные. К примеру, шкала налогообложения имеет максимальное значение в 200% от суммы полученного дохода по операциям покупки ценных бумаг с последующей продажей в течение одного дня. Ставки ниже распространяются на операции сроком в неделю, один и несколько месяцев. Аналогичная система "конфискационных" ставок действует в США.

Информация о работе Рынок ценных бумаг сущность, структура и функции