Рынок ценных бумаг сущность, структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является, изучение теоретических проблем, специфики формирования и развития рынка ценных бумаг в России; определение основных функций и задач, которые позволяет решать рынок ценных бумаг. Тема является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность, структура и функции рынка ценных бумаг………….…5
Понятие, сущность, структура и функции рынка ценных бумаг…..…5
Виды ценных бумаг……………………….……………………………..15
Глава 2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России……………………………………………………………………………27
2.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России………………….27
2.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России………………33
Заключение………………………………………………………………….…..41
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 75.85 Кб (Скачать)

    Чек может иметь несколько видов: именной чек (выписывается на конкретное лицо с оговоркой "не приказу", что означает невозможность дальнейшей передачи чека другому лицу), ордерный чек (выписывается на конкретное лицо с оговоркой "приказу", означающей, что возможна дальнейшая передача чека путем передаточной подписи - индоссамента), предъявительский чек (выписывается на предъявителя и может передаваться от одного лица к другому путем  простого вручения), расчетный чек (по нему не разрешена оплата наличными  деньгами), денежный чек (предназначен для получения наличных денег  в банке).

    Коносамент - это документ стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку грузов, который удостоверяет их погрузку, перевозку и право на получение. Коносамент используется при перевозке грузов в международном сообщении и представляет собой ценную бумагу, которая удостоверяет право владения перевозимым грузом, товаром.

    Форма коносамента: на предъявителя, т.е. предъявитель коносамента является владельцем груза; именной, т.е. владельцем груза является лицо, поименованное в коносаменте, именной коносамент не подлежит передаче другому лицу; ордерный, т.е. передача коносамента от одного лица к другому  осуществляется с помощью передаточной надписи на нем - индоссамента, это  самая распространенная форма коносамента. К коносаменту обязательно прилагается  страховой полис на груз. В коносаменте  невозможны никакие изменения. Основные реквизиты коносамента: наименование судна, наименование фирмы-перевозчика, место приема груза, наименование отправителя  груза, наименование получателя груза, наименование груза и его главные  характеристики, время и место  выдачи коносамента, подпись капитана судна.

    Депозитные  и сберегательные сертификаты коммерческих банков.

    Депозитные  и сберегательные сертификаты - ценные бумаги, право выпускать которые  предоставлено только коммерческим банкам.

    Депозитный (сберегательный) сертификат - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк и права вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных  в сертификате процентов в  банке, выдавшем сертификат, или в  любом филиале этого банка.

    Если  в качестве вкладчика выступает  юридическое лицо, то оформляется  депозитный сертификат, если физическое лицо - сберегательный. При этом владельцем сертификата могут быть соответственно только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации  или иного государства, использующего  рубль в качестве официальной денежной единицы, или граждане Российской Федерации или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы.

    Оформление  депозитного или сберегательного  сертификата является надлежащей формой заключения договора банковского вклада. Сертификат может быть именным или  на предъявителя. Бланк сертификата  должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование; указание на причину выдачи сертификата; дата внесения депозита или сберегательного вклада; размер депозита или сберегательного  вклада; безусловное обязательство  банка вернуть сумму, внесенную  в депозит или на вклад; дата востребования  бенефициаром суммы по сертификату; ставка процента за пользование депозитом  или вкладом; сумма причитающихся  процентов; наименование и адреса банка-эмитента и для именного сертификата - бенефициара; подписи двух лиц, уполномоченных банком на подписание такого рода обязательств, скрепленные печатью банка. Отсутствие в тексте бланка сертификата какого либо из обязательных реквизитов делает этот сертификат недействительным.

    Изготовление  бланков депозитных и сберегательных сертификатов (именных и на предъявителя) производится только полиграфическими предприятиями, получившими от Министерства финансов РФ лицензию на производство бланков ценных бумаг.

    Чтобы выпустить депозитные и сберегательные сертификаты, банк должен утвердить  условия их выпуска и обращения. Для этого они должны представить  их в трех экземплярах в Главное  территориальное управление ЦБ РФ, Национальный банк республик в составе  РФ по месту нахождения корреспондентского счета в десятидневный срок с  даты принятия решения о выпуске. Выпускать сберегательные сертификаты  могут только банки:

    осуществляющие  банковскую деятельность не менее года;

    опубликовавшие  годовую отчетность, подтвержденную аудиторской фирмой;

    соблюдающие банковское законодательство и нормативные  акты Банка России;

    имеющие резервный фонд в размере не менее 15% от фактически оплаченного уставного  фонда;

    имеющие резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с требованиями Банка  России.

    Срок  обращения депозитных сертификатов ограничивается одним годом, срок обращения сберегательных сертификатов не может превышать трех лет. Обращение депозитных и сберегательных сертификатов осуществляется на основании общих норм гражданского права. Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов и выплате сумм по ним осуществляются только в безналичном порядке. В случае досрочного предъявления сберегательного или депозитного сертификата к оплате банком выплачиваются сумма вклада и проценты, выплачиваемые по вкладам до востребования, если условиями сертификата не установлен иной размер процентов.

 

    

    Глава 2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России.

    2.1Проблемы  развития рынка ценных бумаг  в России.

    В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все  права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

    Рынок ценных бумаг - явление в России сравнительно новое, для большинства населения  малопонятное. И это неудивительно, ведь в то время, когда другие страны накапливали опыт практической работы с ценными бумагами и оттачивали экономические отношения, мы довольствовались только тем, что предлагало нам государство, часто не понимая, для чего вообще могут быть нужны ценные бумаги.

    Возможно, поэтому ценные бумаги с таким  трудом входят сейчас в жизнь общества. Многим нашим соотечественникам  не только ценные бумаги, но и кредитные  карточки, которые давно стали  привычными во всех развитых странах, представляются чем-то ненадежным. Такое  восприятие вполне естественно. Государство  часто обманывало своих граждан, наполняя рынок облигациями, которые  нельзя было ни продать, ни обменять, ни заложить. Например, облигации 2-процентного  займа развития народного хозяйства  СССР, распространенные после войны, удалось обменять на рубли лишь через  полвека, когда они значительно  обесценились. Преодолению негативного  отношения к рынку ценных бумаг  не способствуют многолетняя нестабильная экономическая ситуация в стране, частые финансовые "встряски". Тем  не менее, России как государству, ставшему на путь рыночных отношений, рынок ценных бумаг необходим. Какова же ситуация на указанном рынке в настоящее  время?

    Материалы прокурорских проверок и статистические данные свидетельствуют о том, что  в настоящее время в Российской Федерации динамика нарушений, совершаемых в сфере рынка ценных бумаг, стабильно негативная. Данный рынок активно используют для своего обогащения различного рода преступные группировки. Они совершают преступления, связанные с изготовлением, подделкой, хищением ценных бумаг, мошенничеством. Широкое распространение получили противозаконные деяния с применением поддельных векселей, выпущенных от имени Сбербанка, Минфина, Минтопэнерго России. Встречаются факты безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг, нарушения правил учета и обращения ценных бумаг, обмана акционеров, выпуска суррогатов денег, отсутствия надлежащего государственного контроля за участниками рынка и т.п.

    Криминализация  этой сферы носит пока весьма устойчивый поступательный характер. И хотя латентность  здесь очень высока, из года в  год количество осужденных растет. Только по ст.186 Уголовного кодекса  Российской Федерации ("Изготовление или сбыт поддельных денег или  ценных бумаг") в 1997 г. было осуждено 525 человек, в 1998 г. - 984, а в 1999 г. - 1321 человек. Высокий уровень преступности в  указанной сфере экономики объясняется, в частности, тем, что контролирующие органы (Центральный банк, Министерство финансов, Федеральная комиссия по ценным бумагам Российской Федерации (ФКЦБ)) не в полной мере выполняют  возложенные на них функции контроля за соблюдением законодательства эмитентами и профессиональными участниками  рынка ценных бумаг. Не используются правовые возможности для ликвидации юридических лиц, признания сделок недействительными, возвращения в  бюджет всего незаконно полученного, приостановления и аннулирования  лицензий, возбуждения уголовного преследования  за незаконное занятие предпринимательской  деятельностью и т.д. В частности, это показали результаты известной  проверки, проведенной в Банке  России Генеральной прокуратурой РФ в связи с кризисом 1998 г.

    В последнее время объектом пристального внимания и изучения является предмет  соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам  нормативных документов представительной и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. В связи с  этим особое беспокойство вызывает, в  частности, то, что нормативные акты некоторых субъектов федерации, касающиеся вексельного обращения, противоречат федеральному законодательству, а органы власти субъектов федерации  чаще всего используют вексельное обращение  для того, чтобы справиться с возникающими трудностями при пополнении доходной части бюджета. Выпущенные в таких  случаях ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства, порой  превышают по объему доходную часть  бюджета территорий. Налицо пренебрежение  требованиями Федерального закона "О  переводном и простом векселе", который предоставляет субъектам  федерации право обязываться  по переводному и простому векселю  только в случаях, специально предусмотренных  федеральным законом.

    Экономически  необоснованный выпуск долговых обязательств влечет за собой обращение взыскания  на средства бюджета субъекта федерации, а также федерального бюджета  Российской Федерации. Так, в Сахалинской  области был выявлен факт незаконного  изготовления местной администрацией облигаций на 5 млрд долл. США, в связи  с чем прокуратурой было возбуждено уголовное дело.

    Практика  прокурорского надзора показывает, что подобные нарушения, как правило, носят умышленный характер и происходят не в силу незнания закона, а по причине  отсутствия надлежащего контроля и, как следствие, безнаказанности. Представляется, что работникам прокуратуры следовало  бы обратить особое внимание и на функционирование саморегулируемых организаций, наделенных, думается, излишне широкими полномочиями. Так, ФКЦБ делегировала Национальной ассоциации участников фондового рынка право  получать и отбирать заявки кандидатов и затем рекомендовать ФКЦБ как органу, который выдает лицензии, одобрить заявление. Членство в саморегулируемой организации - необходимое условие получения лицензии. Но, став ее обладателями, профессиональные участники могут покинуть саморегулируемую организацию, поскольку за членство взимается плата и необходимо соблюдать повышенные по сравнению с нормами ФКЦБ стандарты. Удержать компании от выхода может лишь предположение о возможном предубеждении со стороны ФКЦБ по отношению к компаниям, не являющимся членами саморегулируемой организации. Однако если компании удастся это предубеждение преодолеть (например, демонстрируя полное соответствие требованиям), то проблем не возникнет. На мой взгляд, сейчас, в период становления рынка ценных бумаг, передача Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг отдельных своих функций саморегулируемым организациям при отсутствии надлежащей системы контроля со стороны государства является преждевременной и приводит не только к ущемлению в ряде случаев прав профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и к снижению эффективности государственного контроля. Внимание прокуроров в настоящее время должно быть обращено и на исполнение законодательства регистраторами и депозитариями из числа профессиональных участков рынка ценных бумаг. Все чаще их незаконные действия по регистрации перехода прав собственности на ценные бумаги к третьим лицам нарушают права акционеров, в том числе государства как собственника акций крупных акционерных обществ.

    Контроль  со стороны государства за происходящим на рынке ценных бумаг нельзя признать удовлетворительным, и результаты такого положения вполне предсказуемы. Наиболее вопиющие случаи широко освещались прессой. К примеру, некоторые стратегически  важные предприятия (оборонные и  т.п.) периодически оказываются под  контролем иностранных фирм, покупающих крупные пакеты акций. Это следствие  невыполнения органами Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) функций государственного контроля за движением акций в уставном капитале хозяйственных обществ. Статья 18 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает возможность таких сделок лишь с предварительного согласия органов МАП.

Информация о работе Рынок ценных бумаг сущность, структура и функции