Рынки сельскохозяйственной продукции и необходимость их государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Сельское хозяйство Республики Беларусь, являясь важным показателем развития всего нашего общества, функционирует под воздействием активного, целенаправленного и организованного руководства и управления на основе разработанной руководством страны аграрной политики.
Под государственным регулированием развития сельского хозяйства понимается целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности коммерческих организаций в указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования выступают закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т. е. преимущественно экономические методы.

Оглавление

Введение............................................................................................................... 5
1. Основные проблемы и особенности производства сельскохозяйственной продукции............................................................................................................. 7
1.1. Особенности производства сельскохозяйственной продукции....... 7
1.2. Основные проблемы сельскохозяйственной продукции.................. 10
2. Инструменты и направления государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции..................................................................... 11
3. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь................................................................................................................ 23
Заключение........................................................................................................... 25
Список использованных источников................................................................. 26

Файлы: 1 файл

Kurtsevich_1211311.docx

— 63.85 Кб (Скачать)

Для приведения в порядок всего происходящего на земле и решения долгосрочных стратегических вопросов развития сельскохозяйственного производства понадобятся новые законы, понимание необходимости соответствия политических, экономических, организационных и технологических рычагов с реалиями настоящего, и ежедневный, напряженный, кропотливый труд по всем направлениям. В этом случае можно, действительно, стать свидетелями возрождения белорусского села. Участники этого процесса должны помнить, что «…слова не утверждают истину, обычно истина делает слова твердыми». [3]

 

После сопоставления  некоторых имеющихся данных, в результате получились следующие цифры:

 

  • валовый внутренний продукт в текущих ценах с 2010 по 2012 год увеличился на 362 909,0 млрд. рублей;

 

  • продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в текущих ценах с 2010 на 2012 год увеличилась на 60 565 млрд. рублей;

 

  • общая площадь сельскохозяйственных земель (на конец года) с 2010 на 2012 сократилась на 80,2 тысяч гектаров;

 

  • поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий (на конец года) на 2012 год составило 4367,0 тысяч голов, что больше, чем в 2010, на 215,7 тысяч голов.

 

Эти и другие данные приведены в приложении А. 
3. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь.

 

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают косвенное, управленческое воздействие на социально-экономические процессы  (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Иными словами, государственное регулирование - это целенаправленное, регламентированное законодательством воздействие государственных органов на участников аграрных правоотношений с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования.

Государственное регулирование сельского хозяйствования – это воздействие со стороны государства на систему аграрного предпринимательства, которая функционирует преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования, а в случае необходимости и административных методов управления сельским хозяйством (государственных заказов, квот, лицензий и др.). Учитывая, что государственное регулирование осуществляется посредством использования правового механизма и в соответствующих правовых формах, к элементам государственного регулирования относят также принятие законов и других нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, осуществление мер государственной поддержки сельского хозяйства, создание системы и определение компетенции органов управления в данной сфере.

На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами отечественного аграрного законодательства, сдерживающими прогрессивное развитие агропромышленного производства, стали: неопределенность правового статуса организаций АПК. В связи с этим необходимо провести перерегистрацию юридических лиц функционирующих в АПК для легитимизации колхозов, долевых коллективных хозяйств, совхозов и других государственных структур; осуществить правовое развитие крестьянского(фермерского) хозяйства как организационно-правовой формы;

  • неопределенность правового положения ряда существующих объединений в АПК и неясность перспектив их адаптации к рамкам, установленным Гражданским кодексом;
  • неразвитость ряда механизмов реализации объявленных Гражданском кодексом (1999г), Кодексом о земле(1999г.), Законом о санации и банкротстве(2000г.) положений применительно к сфере АПК;
  • большой удельный вес временных и локальных(ведомственных) правовых актов, регулирующих отношения в агропромышленном производстве, противоречивость, бессистемность, непоследовательность, декларативность норм при отсутствии механизмов обеспечивающих их реализацию, необязательность их соблюдения.

Таким образом, к основным проблемам совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства можно  отнести:

  • необходимость реализации аграрной реформы;
  • изменение, дополнение некоторых нормативных актов, регулирующих управление в области сельского хозяйства.

В Республике Беларусь рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия находится лишь в начальной стадии своего формирования, а проблема его нестабильности решается в основном за счет поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Кроме этого, в целях обеспечения бесперебойного снабжения населения продуктами питания в межсезонный период с 1998 г. предусмотрено ежегодное создание в областях и в г. Минске стабилизационных фондов продовольственных товаров (мяса, животного масла, сычужных твердых сыров, сухого молока, творога, овощей, фруктов, картофеля, сахара). Указанные фонды формируются в областях за счет местных ресурсов, в г. Минске – за счет товаров, поставляемых из областей, а их объемы определяются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством торговли, Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством экономики.

Таким образом, сельское хозяйство Беларуси имеет довольно жесткое управление и контроль со стороны государства. При этом наблюдается ряд проблем, которые возникли на фоне распада СССР и сохранения элементов командно-административных методов управления. С другой стороны, сельское хозяйство, в том числе и РБ, должно быть под государственным контролем, так как это одна из наименее устойчивых отраслей любой страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерными чертами успешной реализации мер государственного регулирования, способными создать общий экономический эффект и целенаправленно воздействовать на товаропроизводителя, должны стать системность, комплексность, преемственность и непрерывность процесса совершенствования системы нормативно-правового обеспечения аграрной политики и организаций, обеспечивающих ее реализацию; продуманность совершенствования, отсутствие экономически необоснованных и скоропалительных решений, а также полное финансовое обеспечение принятых программ.

Сохранение мотиваций в сфере агропромышленного производства, основанных на усилении тотального контроля и принятии мер прямого администрирования на товаропроизводителя может дать экономический эффект только в краткосрочном периоде. Достижение долгосрочного эффекта связано с кардинальными мерами по изменению отношений собственности и сопряженных с ними производственных отношений. Как показывает опыт других стран, аграрная реформа может повлечь за собой если не снижение, то отсутствие роста сельскохозяйственного производства. В тоже время, ее проведение должно рассматриваться как объективная неизбежность, поскольку частные цели социально ориентированной экономики не могут постоянно достигаться за счет сдерживания объективных процессов развития общества в целом.

В настоящее время государство перешло от непосредственного управления сельскохозяйственным производством к созданию благоприятных условий для его функционирования, смягчению условий перехода от директивной экономики к рыночной. Существенно меняются методы государственного регулирования сельского хозяйства.[4] 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое гад. - Т.25, ч.И. - С. 184-185.

2. Ленин В.И. ПСС. - ТЗ. - С. 137.

3. Статья Еременко П.С., ноябрь 2008г.

4. Аграрная реформа и гос. регулирование: перспективы Беларуси Ефременко Н.В.,  Галицын Н.И. 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Сопоставление показателей 2010-2012гг.

 

 

2010

2011

2012

Валовый внутренний продукт в текущих ценах, млрд. рублей

  из него сельское хозяйство, в процентах к итогу

 

164 476,1

 

9,2

 

297 157,7

 

8,3

 

527 385,1

 

8,4

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

  в текущих ценах, млрд. рублей

  в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

 

 

36 131

 

102,5

 

 

55 642

 

106,6

 

 

96 696

 

106,6

Производительность труда в сельском хозяйстве:

  по объему произведенной  продукции сельского хозяйства, в сопоставимых ценах, в процентах  к предыдущему году

 

 

103,7

 

 

113,6

 

 

109,7

Общая площадь сельхоз земель (на конец года), тысяч гектаров

 

   из нее посевная площадь

 

   в процентах к итогу

 

8 897,5

 

5 599,0

 

62,9

 

8 874,0

 

5 738,3

 

64,7

 

8 817,3

 

5 826,9

 

66,1

Поголовье скота в хозяйствах всех категорий (на конец года), тысяч голов:

   крупный рогатый скот

      в том числе коровы

 

   свиньи

 

 

 

4151,3

1478,1

 

3886,7

 

 

 

4246,9

1477,4

 

3989,0

 

 

 

4367,0

1520,7

 

4242,9


 

 

 

 


Информация о работе Рынки сельскохозяйственной продукции и необходимость их государственного регулирования