Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:37, курсовая работа
Сельское хозяйство Республики Беларусь, являясь важным показателем развития всего нашего общества, функционирует под воздействием активного, целенаправленного и организованного руководства и управления на основе разработанной руководством страны аграрной политики.
Под государственным регулированием развития сельского хозяйства понимается целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности коммерческих организаций в указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования выступают закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т. е. преимущественно экономические методы.
Введение............................................................................................................... 5
1. Основные проблемы и особенности производства сельскохозяйственной продукции............................................................................................................. 7
1.1. Особенности производства сельскохозяйственной продукции....... 7
1.2. Основные проблемы сельскохозяйственной продукции.................. 10
2. Инструменты и направления государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции..................................................................... 11
3. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь................................................................................................................ 23
Заключение........................................................................................................... 25
Список использованных источников................................................................. 26
Для приведения в порядок всего происходящего на земле и решения долгосрочных стратегических вопросов развития сельскохозяйственного производства понадобятся новые законы, понимание необходимости соответствия политических, экономических, организационных и технологических рычагов с реалиями настоящего, и ежедневный, напряженный, кропотливый труд по всем направлениям. В этом случае можно, действительно, стать свидетелями возрождения белорусского села. Участники этого процесса должны помнить, что «…слова не утверждают истину, обычно истина делает слова твердыми». [3]
После сопоставления некоторых имеющихся данных, в результате получились следующие цифры:
Эти и другие данные приведены
в приложении А.
3. Регулирование
рынка сельскохозяйственной продукции
в Республике Беларусь.
Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают косвенное, управленческое воздействие на социально-экономические процессы (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Иными словами, государственное регулирование - это целенаправленное, регламентированное законодательством воздействие государственных органов на участников аграрных правоотношений с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования.
Государственное регулирование сельского хозяйствования – это воздействие со стороны государства на систему аграрного предпринимательства, которая функционирует преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования, а в случае необходимости и административных методов управления сельским хозяйством (государственных заказов, квот, лицензий и др.). Учитывая, что государственное регулирование осуществляется посредством использования правового механизма и в соответствующих правовых формах, к элементам государственного регулирования относят также принятие законов и других нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, осуществление мер государственной поддержки сельского хозяйства, создание системы и определение компетенции органов управления в данной сфере.
На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами отечественного аграрного законодательства, сдерживающими прогрессивное развитие агропромышленного производства, стали: неопределенность правового статуса организаций АПК. В связи с этим необходимо провести перерегистрацию юридических лиц функционирующих в АПК для легитимизации колхозов, долевых коллективных хозяйств, совхозов и других государственных структур; осуществить правовое развитие крестьянского(фермерского) хозяйства как организационно-правовой формы;
Таким образом, к основным проблемам совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства можно отнести:
В Республике Беларусь рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия находится лишь в начальной стадии своего формирования, а проблема его нестабильности решается в основном за счет поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Кроме этого, в целях обеспечения бесперебойного снабжения населения продуктами питания в межсезонный период с 1998 г. предусмотрено ежегодное создание в областях и в г. Минске стабилизационных фондов продовольственных товаров (мяса, животного масла, сычужных твердых сыров, сухого молока, творога, овощей, фруктов, картофеля, сахара). Указанные фонды формируются в областях за счет местных ресурсов, в г. Минске – за счет товаров, поставляемых из областей, а их объемы определяются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством торговли, Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством экономики.
Таким образом, сельское хозяйство Беларуси имеет довольно жесткое управление и контроль со стороны государства. При этом наблюдается ряд проблем, которые возникли на фоне распада СССР и сохранения элементов командно-административных методов управления. С другой стороны, сельское хозяйство, в том числе и РБ, должно быть под государственным контролем, так как это одна из наименее устойчивых отраслей любой страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерными чертами успешной реализации мер государственного регулирования, способными создать общий экономический эффект и целенаправленно воздействовать на товаропроизводителя, должны стать системность, комплексность, преемственность и непрерывность процесса совершенствования системы нормативно-правового обеспечения аграрной политики и организаций, обеспечивающих ее реализацию; продуманность совершенствования, отсутствие экономически необоснованных и скоропалительных решений, а также полное финансовое обеспечение принятых программ.
Сохранение мотиваций в сфере агропромышленного производства, основанных на усилении тотального контроля и принятии мер прямого администрирования на товаропроизводителя может дать экономический эффект только в краткосрочном периоде. Достижение долгосрочного эффекта связано с кардинальными мерами по изменению отношений собственности и сопряженных с ними производственных отношений. Как показывает опыт других стран, аграрная реформа может повлечь за собой если не снижение, то отсутствие роста сельскохозяйственного производства. В тоже время, ее проведение должно рассматриваться как объективная неизбежность, поскольку частные цели социально ориентированной экономики не могут постоянно достигаться за счет сдерживания объективных процессов развития общества в целом.
В настоящее время государство
перешло от непосредственного управления
сельскохозяйственным производством
к созданию благоприятных условий для
его функционирования, смягчению условий
перехода от директивной экономики к рыночной.
Существенно меняются методы государственного
регулирования сельского хозяйства.[4]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое гад. - Т.25, ч.И. - С. 184-185.
2. Ленин В.И. ПСС. - ТЗ. - С. 137.
3. Статья Еременко П.С., ноябрь 2008г.
4. Аграрная реформа и гос. регулирование:
перспективы Беларуси Ефременко Н.В.,
Галицын Н.И.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Сопоставление показателей 2010-2012гг.
2010 |
2011 |
2012 | ||
Валовый внутренний продукт в текущих ценах, млрд. рублей из него сельское хозяйство, в процентах к итогу |
164 476,1
9,2 |
297 157,7
8,3 |
527 385,1
8,4 | |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в текущих ценах, млрд. рублей в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
36 131
102,5 |
55 642
106,6 |
96 696
106,6 | |
Производительность труда в сельском хозяйстве: по объему произведенной продукции сельского хозяйства, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
103,7 |
113,6 |
109,7 | |
Общая площадь сельхоз земель (на конец года), тысяч гектаров
из нее посевная площадь
в процентах к итогу |
8 897,5
5 599,0
62,9 |
8 874,0
5 738,3
64,7 |
8 817,3
5 826,9
66,1 | |
Поголовье скота в хозяйствах всех категорий (на конец года), тысяч голов: крупный рогатый скот в том числе коровы
свиньи |
4151,3 1478,1
3886,7 |
4246,9 1477,4
3989,0 |
4367,0 1520,7
4242,9 |