Рынки сельскохозяйственной продукции и необходимость их государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Сельское хозяйство Республики Беларусь, являясь важным показателем развития всего нашего общества, функционирует под воздействием активного, целенаправленного и организованного руководства и управления на основе разработанной руководством страны аграрной политики.
Под государственным регулированием развития сельского хозяйства понимается целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности коммерческих организаций в указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования выступают закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т. е. преимущественно экономические методы.

Оглавление

Введение............................................................................................................... 5
1. Основные проблемы и особенности производства сельскохозяйственной продукции............................................................................................................. 7
1.1. Особенности производства сельскохозяйственной продукции....... 7
1.2. Основные проблемы сельскохозяйственной продукции.................. 10
2. Инструменты и направления государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции..................................................................... 11
3. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь................................................................................................................ 23
Заключение........................................................................................................... 25
Список использованных источников................................................................. 26

Файлы: 1 файл

Kurtsevich_1211311.docx

— 63.85 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра «Экономической теории»

Дисциплина «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Рынки сельскохозяйственной продукции и необходимость их государственного регулирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 2 курса

Группы 1211311, ФБД

 


 

 

                Е.А.Курцевич


Руководитель  

М.Э.Н.                                                                                           А.В.Филитович                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2013

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа  -  27 страниц, 1 таблица.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

В работе описываются основные проблемы и особенности производства сельскохозяйственной продукции, рассказывается про государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь.

Проведено сопоставление данных последних трех лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

ABSTRACT

 

Course work - 27 pages, 1 table.

 

REGULATION, GOVERNMENT REGULATION.

 

The paper describes the major problems and peculiarities of agricultural production, tells about government regulation of the market for agricultural products in the Republic of Belarus.

The comparison of the data of recent years was held.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................    5

1. Основные проблемы и  особенности производства сельскохозяйственной  продукции.............................................................................................................    7

1.1. Особенности производства сельскохозяйственной продукции.......    7

1.2. Основные проблемы сельскохозяйственной продукции..................   10

2. Инструменты и направления государственного регулирования рынка  сельскохозяйственной продукции.....................................................................    11

3. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь................................................................................................................   23

Заключение...........................................................................................................  25

Список использованных источников.................................................................  26

Приложение А......................................................................................................  27 
ВВЕДЕНИЕ

 

Сельское хозяйство Республики Беларусь, являясь важным показателем развития всего нашего общества, функционирует под воздействием активного, целенаправленного и организованного руководства и управления на основе разработанной руководством страны аграрной политики.

Под государственным регулированием развития сельского хозяйства понимается целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности коммерческих организаций в указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования выступают закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т. е. преимущественно экономические методы.

Государственное регулирование в узком смысле предполагает только экономическое воздействие государства на производство и переработку сельскохозяйственной продукции. В широком смысле это формирование законодательной базы, целенаправленное воздействие государства на хозяйственную деятельность субъектов аграрных правоотношений и оказания им соответствующей государственной поддержки, создание системы и образование комплекса органов, осуществляющих государственное регулирование и развитие данной отрасли.

В условиях рынка государственное регулирование приобретает принципиально новые черты. Во-первых, речь идет о преимущественно экономических методах регулирования, а не административных. Во-вторых, имеется в виду переход на индикативные методы регулирования, дающие право выбора предлагаемых условий и программ. В-третьих, требуется переход на демократические принципы принятия решений о регулировании на основе согласия сторон. Общая схема государственного регулирования представляется в виде трех блоков: программного, механизма стабилизации и механизма слежения.

Считается, что государственное руководство и управление сельским хозяйством обеспечивают развитие сельского хозяйства на основе единых планов экономического и социального развития, выступают как часть внутренней экономической функции государства и направлены на достижение поставленных перед сельским хозяйством задач.

Многие ученые придерживаются мнения, что государственное руководство и управление в рассматриваемой отрасли охватывают широкую систему общественных отношений по использованию земли, материальных ресурсов и сельскохозяйственной техники, которые регулируются нормами административного, аграрного, земельного, гражданского, финансового и других отраслей права.

Регулирование сельского хозяйства представляет собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных и социальных мероприятий. Предметом государственного регулирования являются аграрные отношения в производственно-хозяйственной, социальной и иных сферах деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций. Субъектами государственного управления в сельском хозяйстве выступает сложная система государственных исполнительных и распорядительных органов общей и отраслевой компетенции. В качестве объекта государственного управления выступает отрасль сельского хозяйства в целом. А основными объектами государственного управления являются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан и другие агропромышленные предприятия.

Специфику регулирования рыночных аграрных отношений определяют:

• во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, – страхование сельскохозяйственного производства;

• во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры;

• в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.

Необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства обусловливается тем, что государство несет ответственность перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами.

Целями государственного регулирования являются:

1) преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики;

2) стабилизация агропромышленного производства;

3) создание условий для нормального экономического функционирования производства, осуществления аграрной реформы, и прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления;

4) формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства.

 

1. Основные проблемы  и особенности производства сельскохозяйственной  продукции.

1.1. Особенности  производства сельскохозяйственной  продукции

 

Сельское хозяйство – самая обширная жизненно важная отрасль народного хозяйства, определяющая уровень жизни людей.

Особенностью сельскохозяйственного воспроизводства является сезонный характер производственных процессов. Это обуславливает отличный от большинства промышленных отраслей порядок формирования оборотного капитала и воспроизводства рабочей силы. Так как технологический процесс производства и реализации сельскохозяйственной продукции занимает несколько месяцев, то обеспечить норматив оборотных средств за счет собственных источников не только не возможно, но и экономически не оправданно - излишек оборотных средств, образуемый в межсезонье, омертвляет капитал и создает предпосылки для не целевого или неэффективного использования временно свободных средств. Следовательно, резко повышается роль банковского кредита.

Государство, взявшее на себя часть финансовых проблем по регулированию процесса формирования оборотного капитала, вправе рассчитывать и на право такого же регулирования цен на продукцию, и на право распределения товарно-денежных потоков. Что же касается воспроизводства рабочей силы, то сезонный характер производства обуславливает, как минимум, две основных особенности. Во-первых, в течение всего производственного цикла, вплоть до определения результатов деятельности организации, заработная плата не может соответствовать количеству и качеству вложенного труда. Во-вторых, с особой остротой встает проблема занятости работников в период между двумя сезонами.

Что же касается воспроизводства рабочей силы, то есть необходимость поддержания социально-бытовой сферы на высоком уровне. Условия производства в сельском хозяйстве существенно отличаются от условий производства в промышленности. Это обуславливает необходимость дополнительного стимулирования работников и, следовательно, дополнительных расходов на социальную сферу.

Сельскохозяйственное производство по целому ряду элементов существенно отличается от других видов производства. Эти отличия следует учитывать при организации воспроизводственного цикла и при выборе форм и направлений использования капитала.

Особенности сельского хозяйства, а также рынка сельскохозяйственной продукции и. продовольствия, в отличие от промышленности и других отраслей народного хозяйства, нашло отражение в трудах многих экономистов-аграрников.

Сельское хозяйство исторически было первой отраслью общественного производства. Значение его не снижалось и в последующие исторические эпохи, когда большое развитие получили промышленность и другие сферы экономики. Характеризуя роль сельского хозяйства, К.Маркс отмечал, что «...производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще...».[1]

Изучению особенностей сельского хозяйства большое значение придавал В.И. Ленин. «...Есть особенности земледелия, - писал он, - которые абсолютно неустранимы... Вследствие этих особенностей крупная машинная индустрия в земледелии никогда не будет отличаться всеми теми чертами, которые она имеет в промышленности».[2]

Особенности сельскохозяйственного производства состоят в следующем.

1. В отличие от промышленности, где земля выступает как место, на котором располагаются промышленные  предприятия, в сельском хозяйстве  земля является главным, незаменимым  и вечным средством производства. Земля – это единственное средство  производства, которое неподвластно  разрушительному воздействию времени. «… время ничего не щадит и ухудшает все средства производства (за исключением земли) …». При правильном использовании земля не изнашивается, а наоборот, улучшается.

2. В сельском хозяйстве  экономические процессы воспроизводства  постоянно переплетаются с естественными, природными процессами воспроизводства. В качестве средств производства выступают животные и растения.

3. Особенность сельского  хозяйства состоит и в том, что в промышленности предметы  труда перемещаются, а орудия  труда – машины, двигатели –  остаются на том месте, где  они закреплены. В сельском хозяйстве (в земледелии) наоборот: машины передвигаются, а предметы труда – растения, находятся на одном месте.

4. Сельскохозяйственное  производство рассредоточено (размещено) по территории страны на огромных  площадях, в различных природно-климатических  условиях, что не может не оказывать  серьёзного влияния на конечные  результаты производства, особенно  на себестоимость производимой  сельскохозяйственной продукции.

5. В сельском хозяйстве  рабочий период не совпадает  с периодом производства и  состоит из двух частей (периодов): первая, когда процесс производства  осуществляется под воздействием  человека, вторая – когда он  проходит под воздействием естественных  факторов. Несовпадение рабочего  периода и периода производства  создает сезонный характер производственных  процессов в растениеводстве (в большей мере) и животноводстве, которые оказывают отрицательное влияние на организацию и состояние экономики.

Например, период производства для озимых культур может продолжаться от 250 до 300 дней, а рабочий период всего 6–10 дней.

Это обуславливает совершенно иной (в зависимости от промышленности) порядок формирования оборотного капитала и воспроизводства рабочей силы.

Информация о работе Рынки сельскохозяйственной продукции и необходимость их государственного регулирования