Россия в системе международной интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Со второй половины ХХ века в разных регионах мира стали бурно развиваться интеграционные процессы.
Интеграция - означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Оглавление

Экономическая интеграция, ее содержание, формы и роль в мировом хозяйстве. Преимущества
экономической интеграции…………………………………….….………3

Основные интеграционные группировки:
ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН и их роль в современной
мировой экономике…………………………………………….…..……..7

Россия в системе международной интеграции.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
и роль в них России…………………………………………….….…….10

4. Список использованной литературы…………………………………..16

Файлы: 1 файл

мировая экономика контр.docx

— 50.67 Кб (Скачать)

Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества.

   В качестве “пропускных критериев” участия в зоне евро были установлены следующие:

Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП. Государственный долг не более 60% к ВВП. Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. Инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет. Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместного экономического сотрудничества – интегрировали свои экономики и рыночные инфраструктуры в Европейский Союз.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности, что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёри самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.

ЕС удалось достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно расширяющаяся, интеграционная группировка. В качестве перспективной задачи провозглашается дальнейшее расширение ЕС за счёт принятия новых сран-участниц и образование на территории Союза единого государственного объединения конфедеративного или федеративного типа. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, что наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС.

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом.

Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок.

АТЭС – Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора.

Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций. В настоящее время членами АТЭС является 21 государство.

АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.

Основные цели деятельности АСЕАН:

*содействовать развитию сотрудничества  в экономической, социальной и  культурной областях;

*развивать сотрудничество в  сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения  уровня жизни населения;

* взаимодействовать в сфере  науки и образования;

*развивать сотрудничество с  международными и региональными  организациями.

 

3. Россия в системе  международной интеграции. Интеграционные  процессы на постсоветском пространстве  и роль в них России.

 

 

 В последние годы Российская  Федерация все активнее принимает  участие в процессах интернационализации  экономики, что во многом связано  с тем, что мировое сообщество  научилось видеть в современной  России полноправного партнера. Увеличение открытости экономики  России привело к росту объемов  иностранных инвестиций, росту рейтингов  финансовой устойчивости и снижению  показателей рисков для иностранных  инвесторов. При всем этом, однако, по сравнению со многими странами  мира, уровень развития интеграционных  процессов в экономике Российской  Федерации до сих пор остается  достаточно невысоким, что не  позволяет нашей стране в полной  мере пользоваться теми преимуществами, которые способна дать международная  экономическая интеграция.

В этой сфере существует целый ряд проблем. К основным негативным факторам, препятствующим развитию интеграционных процессов в экономике России, следует отнести: недостаточный уровень внутренней интеграции национальной экономики. Ни одно государство федеративного устройства не может рассчитывать на эффективную экономическую интеграцию с другими странами при условии, что внутри страны еще не достигнут достаточный уровень экономической интеграции. В случае с Россией это выражается в чрезвычайно неравномерном развитии экономик регионов страны (а это большой разрыв в уровне жизни населения и развития производительных сил), а также в низком уровне межрегионального экономического сотрудничества.

Подавляющее большинство мелких и средних предприятий работают лишь на внутренний рынок региона, без установления деловых контактов за его пределами. Отсутствие единой государственной системы оценки развития интеграционных процессов в национальной экономике, а также в экономиках субъектов Российской Федерации. Задача оценки уровня развития интеграционных процессов является достаточно сложной для решения, поскольку невозможно дать объективную количественную оценку данного показателя, что объясняется многофакторным характером данных процессов. При этом органам государственной власти все же очень важно уметь оценивать уровень развития экономической интеграции, поскольку это значительно облегчает мониторинг интеграционных процессов и позволяет проводить более успешную внешнеэкономическую политику.

 На сегодня большинство регионов  РФ вообще не имеют подобных  систем оценки, а те, что имеют, используют различные методики  расчета интегрального показателя  оценки, что делает их результаты  несопоставимыми; слабо развитая  инфраструктура, в особенности неудовлетворительное состояние транспортных систем. Эффективность процесса международной экономической интеграции во многом зависит от уровня развития инфраструктуры в интегрирующих странах. В России он оставляет желать лучшего - состояние транспортных систем в целом неудовлетворительно, отдельные участки федеральных автомобильных дорог непригодны для осуществления перевозок. При этом также низким остается уровень развития информационной инфраструктуры в регионах России; исторически сложившаяся роль России как безусловного лидера на постсоветском пространстве, что зачастую мешает руководству страны адекватно воспринимать своих партнеров из стран СНГ.

Экономическая интеграция в подавляющем большинстве случаев предполагает равноправное партнерство, построенное на взаимовыгодном сотрудничестве, которое предполагает, что стороны учитывают интересы друг друга. Руководство же Российской Федерации зачастую не желает идти на уступки, привыкнув к роли безусловного лидера, способного диктовать свои условия. В частности, именно этот фактор значительно тормозит сотрудничество России и Белоруссии.

          Данные проблемы можно решить путем проведения следующего комплекса мероприятий. Во-первых, необходимо совершенствование региональной политики, при этом стимулирование развития международных и межрегиональных процессов интеграции на федеральном уровне должно преследовать цель равновесного развития регионов. Во-вторых, рациональной представляется разработка единой системы оценки уровня развития интеграционных процессов в национальной экономике и в экономиках субъектов РФ.

Данный шаг позволит значительно облегчить задачу мониторинга процесса международной интеграции, откроет новые возможности для планирования мероприятий по развитию интеграционных процессов и контроля их исполнения. Далее, государству стоит уделить больше внимания развитию транспортной и информационной инфраструктуры в регионах России, стоит выделять большие средства, одновременно ужесточая контроль их целевого расходования. Также в данной сфере целесообразным является разработка проектов на основе государственно-частного партнерства. Выгоду от этого получает как государство - от увеличения налоговых поступлений, так и бизнес - за счет снижения расходов и выхода на новые рынки сбыта. И, наконец, руководству страны стоит сформировать несколько иное понимание процессов экономической интеграции со странами СНГ, уделять большее внимание потребностям своих партнеров и, возможно, чаще идти на компромисс, не диктуя свои условия напрямую. Это позволит укрепить экономические и политические связи на постсоветском пространстве и улучшить имидж Российской Федерации на международной арене. В результате реализации предложенного комплекса мероприятий, Россия должна преодолеть основные препятствия, мешающие ей в полной мере использовать тот огромный экономический потенциал, который предлагает международная экономическая интеграция.

 Россия 22 августа 2012 года стала членом ВТО.Среди постсоветских стран первой к ВТО присоединилась Киргизия, которая стала 77-м членом этой организации (соглашение о присоединении к ВТО было подписано 20 декабря 1998 года). Латвия входит в организацию с 17 января 1999 года. 13 ноября 1999 года Эстония становится 135-м членом ВТО. С 14 января 2000 года членом ВТО является Грузия. 31 мая 2001 года Литва стала 141-м членом организации. Молдавия стала 142-м членом ВТО 26 июня 2001 года. 5 февраля 2003 года Армения стала 145-м членом ВТО. Украина 16 мая 2008 года стала 152-м членом ВТО. Таджикистан стал членом ВТО 2 марта 2013 года.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Для успешного завершения этого процесса необходимо решить ряд проблем. В частности, особое значение приобретает вопрос о месте России в глобализирующейся мировой экономике с учетом всего спектра проблем национальной экономической безопасности страны, осуществлении ей продуманной и целенаправленной, основанной на национальных интересах внешнеэкономической политики.

Основная проблема в области интеграции России в мировую экономику – ее сырьевая зависимость. С момента вступления России в экономическое общение с остальным миром, рынок потребительских и промышленных товаров кардинально изменился. Появилось множество импортных товаров, многие зарубежные компании открыли на территории России свои филиалы для производства готовой продукции. К сожалению, обратный процесс – увеличение экспорта российских товаров, освоение рынков зарубежных стран – идет значительно более медленными темпами. И основными успешными российскими компаниями, работающими на экспорт, пока остаются ресурсодобывающие. Другими наиболее важными проблемами, препятствующими полноценной интеграции России в мировую экономику являются неблагоприятный инвестиционный климат и приоритет внешнеполитических ориентиров над внешнеэкономическими.

В России имеются ряд предпосылок для успешного проведения интеграционных процессов. К таковым относятся развитая научная база, обеспеченность сырьем и энергоресурсами, высокий научно-технический кадровый потенциал и индекс человеческого развития.

 

Для дальнейшей интеграции России в мировую экономику необходимо:

дальнейшая стабилизация политического режима;

развитие наукоемких отраслей;

улучшение инвестиционного климата в стране;

проведение гибкой экономической политики по развитию экспорта и импорта во внешнеэкономических связях;

грамотная расстановка приоритетов экономического сотрудничества с другими странами.

Не будет преувеличением сказать, что Россия в последнее время уверенно выходит на мировой рынок. И причиной этого является участие России в различных интеграционных объединениях. Форма межгосударственной интеграции, приносит огромные экономические, политические и социальные выгоды для их участников. Такая форма интеграции позволяет участникам выступать как единый экономический и политический блок в международных отношениях, увеличивает вес государств в мировом масштабе.

Создав такое объединение как Таможенной союз, а к 2015 году Евразийский Экономический союз, Россия стремится занять достойное место в международном разделении труда. Но при этом существуют серьезные опасения, связанные с перемещением предпринимательской деятельности на территории единого экономического пространства в страны с наиболее благоприятными условиями для ее осуществления. И этот процесс, по мнению специалистов, только будет ускоряться с созданием евразийского союза.

Поэтому, важно, чтобы и в дальнейшем союзные государства Таможенного Союза, создавая евразийский союз, обогащали и взаимодополняли друг друга. И задача заключается в том, чтобы не утратить, а максимально использовать весь имеющийся интеграционный потенциал. И присоединение стран СНГ к России даст огромные преимущества всем государствам-участникам от формирования нового союза, и России в том числе.

Информация о работе Россия в системе международной интеграции