Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 01:41, реферат
Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений.
Введение………………………………………………………………………...3
Роль и отраслевая структура транснациональных корпораций на современном этапе………………………………………………………………………………4
Преимущества и отрицательные стороны ТНК……………………………...6
Анализ деятельности иностранных ТНК в Республике Беларусь и перспективы развития белорусских ТНК…………………………………..…..8
Список использованных источников…..………………………...…………....11
Одна из основных угроз от деятельности транснациональных корпораций - монополизация локальных рынков. Имея значительные финансовые ресурсы, корпорации скупают более мелких конкурентов, или уничтожают их при помощи демпинга, а затем производят повышение цен, получая от этого сверхприбыль.
Еще одна из наиболее важных проблем функционирования ТНК – экологическая. Наибольшую нагрузку на окружающую среду оказывают сырьевые отрасли промышленности, а также транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство.
Тем
не менее, хотя все минусы негативно
влияют на экономику и принимающей
страны, и страны, вывозящей капитал,
нельзя не учитывать положительное
экономическое воздействие
Анализ
деятельности иностранных
ТНК в Республике
Беларусь и перспективы
развития белорусских
ТНК
Что касается развития ТНК в Беларуси, то по словам советника Белорусской торгово-промышленной палаты Владимира Соболева, в Беларуси из сотни крупнейших ТНК представлены только две: «Макдональдс» и «Кока-Кола». В фирмах с иностранным капиталом занято всего 4% рабочей силы страны (в Европе – от 30 до 50%). В 2006 году они дали приблизительно 4,8 млрд. долларов экспорта (24% от общенационального) и 7,4 млрд. долларов импорта.
Одной
из характерных особенностей белорусских
предприятий с иностранным
Компания Кока-кола БевриджизБелоруссия. Компания Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия входит в холдинг Coca-Cola HBC, работающий в 28 странах мира, и начала свою деятельность в Республике Беларусь в январе 1994 года. Компания является лидером на белорусском рынке безалкогольной продукции и одним из крупнейших иностранных инвесторов в Республике. |
Запуск
в июне 1997 г. в поселке Колядичи под
Минском современных производственных
мощностей по выпуску безалкогольных
напитков стал одним из первых проектов
такого масштаба, реализованных в Беларуси
с участием прямых иностранных инвестиций. На основании независимых экспертных оценок, по качеству своей продукции предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» занимает лидирующие позиции не только в Республике Беларусь, но и в мире. Предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» всегда было и остается местным, белорусским предприятием, на котором работают белорусские люди. Каждое рабочее место, созданное на предприятии «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» создает дополнительно 10 рабочих мест на других предприятиях республики, поставляющих компании комплектующие, сырье, материалы и услуги, а также на предприятиях торговли. С момента создания и до настоящего времени объем имущественных и денежных вкладов в уставный фонд предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» составил более 87,5 млн. долл. При
производстве и реализации продукции
компания ориентируется прежде всего
на местный рынок. Более 70% партнеров-поставщиков
компании являются белорусскими предприятиями
и им принадлежит около 66% общего
объема поставок товаров и услуг,
задействованных в Традиционными для компании являются спонсорская деятельность, благотворительность и поддержка проведения культурно-массовых мероприятий. Предприятие является давним спонсором и официальным партнером Национального олимпийского комитета Республики Беларусь. Стратегическим направлением деятельности компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» является дальнейшее развитие белорусского рынка безалкогольных напитков с ориентацией на местных поставщиков сырья, материалов и услуг, и, конечно же, удовлетворение спроса жителей республики в высококачественной продукции компании. Особый
приоритет в деятельности предприятия
отдается маркетингу, развитию рынка
безалкогольных напитков в республике
и взаимовыгодному |
Деятельность компании Макдональдс в Республике Беларусь. Компания основана в 1940 году братьями Диком и Маком МакДоналдами (первый ресторан открылся в Сан-Бернардино, Калифорния), в 1948 году впервые в мире сформулировала принципы концепции «быстрого питания».
Под брэндом McDonald’s работает более 31 000 ресторанов, в которых работает более 1,5 миллиона людей, в более чем 119 странах на 5 континентах.
В целях обеспечения населения государства, в котором работают рестораны сети, рабочими местами, принципиальной доктриной компании «Макдоналдс» является использование только местных продуктов. Практически все продукты, продающиеся в ресторанах сети «Макдоналдс» в какой-либо стране, произведены в этой стране. В процентном соотношении количественный состав местных продуктов колеблется в пределах между 70 и 85 процентов, в зависимости от определенной страны.
В
Беларуси на данный момент работают пять
ресторанов «Макдональдс». Все они
расположены в Минске. Оборот компании
на 2009 год составил $22,79 млрд, операционная
прибыль в 2006 году равнялась $14,445 млрд,
чистая прибыль - $2,6 млрд (2005 год).
Таким
образом, на территории Республики Беларусь
функционирует две
Нужно
сказать, что отдельные белорусские
предприятия постепенно приобретают
черты ТНК, однако степень вовлеченности
отечественной экономики в
Нужно отметить, что в Республике Беларусь существуют предприятия, которые потенциально могут стать транснациональными корпорациями. Большинство таких предприятий относится к отрасли машиностроения. Это в первую очередь МТЗ, МАЗ, БелАЗ, «Амкодор». Следует учитывать, что продвижение белорусской продукции на мировые рынки происходит в жесткой конкурентной борьбе с фирмами США, Японии, Западной Европы, главное преимущество которых – разветвленная сеть торговых представительств и сервисных центров.
Все
больше белорусских предприятий, особенно
в технически передовых отраслях,
должны ориентироваться на деятельность
в масштабах не отдельных стран,
а крупных регионов и мира в
целом. Становление и развитие отечественных
транснациональных корпораций позволит
конкурентоспособным и
В этом – экономическая основа устойчивого
функционирования белорусских предприятий
и экономики в целом.
Список
использованных источников
1. Булатов, А.С. Мировая экономика / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 734с.
2. Романова, Е. Роль прямых инвестиций ТНК в формировании современной экономики / Е. Романова // Маркетинг. – 2005. – №1. – С. 3-13.
3. Зубко, Н.М. Экономическая теория / Н.М. Зубко, А.Н. Зубко. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 352 с.
4. Компания Кока-Кола Бевриджиз Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании Кока-Кола Бевриджиз Беларусь. – 2011. – Режим доступа: http://www.coca-cola.by. – Дата доступа: 10.04.2011.
5. Компания Макдональдс в России [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании Макдональдс. – 2011. – http://www.mcdonalds.ru/. – Дата доступа: 21.04.2011.
6. Олехнович, Г.И. Мировая экономика: учеб.-метод. комплекс / Г.И. Олехнович. – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2007. – 340 с.
7. Красько, А. ИП и СП обеспечили сальдо / А. Красько // Белорусский рынок. – 2008. – №13. – С. 3.
8. Градобитова, Л.Д. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях / Л.Д. Градобитова, Т.М. Исаченко. – М.: АНКИЛ, 2002. - 124с.
9.
Калинин, Д.С. От белорусских
предприятий – к белорусским
ТНК / Д.С. Калинин // Экономическая
газета. – 2004. – 28 мая. – С. 8.