Роль ТНК в международных корпорациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 01:41, реферат

Краткое описание

Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Роль и отраслевая структура транснациональных корпораций на современном этапе………………………………………………………………………………4
Преимущества и отрицательные стороны ТНК……………………………...6
Анализ деятельности иностранных ТНК в Республике Беларусь и перспективы развития белорусских ТНК…………………………………..…..8
Список использованных источников…..………………………...…………....11

Файлы: 1 файл

реферат ТНК.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

     Одна из основных угроз от деятельности транснациональных корпораций - монополизация локальных рынков. Имея значительные финансовые ресурсы, корпорации скупают более мелких конкурентов, или уничтожают их при помощи демпинга, а затем производят повышение цен, получая от этого сверхприбыль.

   Еще одна из наиболее важных проблем функционирования ТНК – экологическая. Наибольшую нагрузку на окружающую среду оказывают сырьевые отрасли промышленности, а также транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство.

     Тем не менее, хотя все минусы негативно  влияют на экономику и принимающей  страны, и страны, вывозящей капитал, нельзя не учитывать положительное  экономическое воздействие транснациональных  корпораций.

Анализ  деятельности иностранных  ТНК в Республике Беларусь и перспективы развития белорусских ТНК 

     Что касается развития ТНК в Беларуси, то по словам советника Белорусской торгово-промышленной палаты Владимира Соболева, в Беларуси из сотни крупнейших ТНК представлены только две: «Макдональдс» и «Кока-Кола». В фирмах с иностранным капиталом занято всего 4% рабочей силы страны (в Европе – от 30 до 50%). В 2006 году они дали приблизительно 4,8 млрд. долларов экспорта (24% от общенационального) и 7,4 млрд. долларов импорта.

     Одной из характерных особенностей белорусских  предприятий с иностранным капиталом  является то, что на каждой из таких  фирм в среднем работает около  сорока человек. Это формат малого предприятия, которое новые технологии между  странами, как правило, не переносит. Обычно носителями ноу-хау являются транснациональные корпорации. Охарактеризуем деятельность компаний «Кока-кола»  и «Макдональдс» в Республике Беларусь.

     Компания  Кока-кола БевриджизБелоруссия. Компания Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия входит в холдинг Coca-Cola HBC, работающий в 28 странах мира, и начала свою деятельность в Республике Беларусь в январе 1994 года. Компания является лидером на белорусском рынке безалкогольной продукции и одним из крупнейших иностранных инвесторов в Республике.
     Запуск  в июне 1997 г. в поселке Колядичи под Минском современных производственных мощностей по выпуску безалкогольных напитков стал одним из первых проектов такого масштаба, реализованных в Беларуси с участием прямых иностранных инвестиций.  
         На основании независимых экспертных оценок, по качеству своей продукции предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» занимает лидирующие позиции не только в Республике Беларусь, но и в мире.

     Предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»  всегда было и остается местным, белорусским  предприятием, на котором работают белорусские люди. Каждое рабочее  место, созданное на предприятии  «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»  создает дополнительно 10 рабочих  мест на других предприятиях республики, поставляющих компании комплектующие, сырье, материалы и услуги, а также  на предприятиях торговли.

     С момента  создания и до настоящего времени объем имущественных  и денежных вкладов в уставный фонд предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» составил более 87,5 млн. долл.

     При производстве и реализации продукции  компания ориентируется прежде всего  на местный рынок. Более 70% партнеров-поставщиков  компании являются белорусскими предприятиями  и им принадлежит около 66% общего объема поставок товаров и услуг, задействованных в производственном процессе.

     Традиционными для компании являются спонсорская  деятельность, благотворительность и поддержка проведения культурно-массовых мероприятий. Предприятие является давним спонсором и официальным партнером Национального олимпийского комитета Республики Беларусь.

     Стратегическим  направлением деятельности компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» является дальнейшее развитие белорусского рынка  безалкогольных напитков с ориентацией  на местных поставщиков сырья, материалов и услуг, и, конечно же, удовлетворение спроса жителей республики в высококачественной продукции компании.

     Особый  приоритет в деятельности предприятия  отдается маркетингу, развитию рынка  безалкогольных напитков в республике и взаимовыгодному сотрудничеству с организациями торговли.

 

     Деятельность  компании Макдональдс  в Республике Беларусь. Компания основана в 1940 году братьями Диком и Маком МакДоналдами (первый ресторан открылся в Сан-Бернардино, Калифорния), в 1948 году впервые в мире сформулировала принципы концепции «быстрого питания».

     Под брэндом McDonald’s работает более 31 000 ресторанов, в которых работает более 1,5 миллиона людей, в более чем 119 странах на 5 континентах.

     В целях обеспечения населения  государства, в котором работают рестораны сети, рабочими местами, принципиальной доктриной компании «Макдоналдс» является использование только местных продуктов. Практически все продукты, продающиеся  в ресторанах сети «Макдоналдс» в  какой-либо стране, произведены в  этой стране. В процентном соотношении  количественный состав местных продуктов  колеблется в пределах между 70 и 85 процентов, в зависимости от определенной страны.

     В Беларуси на данный момент работают пять ресторанов «Макдональдс». Все они  расположены в Минске. Оборот компании на 2009 год составил $22,79 млрд, операционная прибыль в 2006 году равнялась $14,445 млрд, чистая прибыль - $2,6 млрд (2005 год). 

     Таким образом, на территории Республики Беларусь функционирует две транснациональные  корпорации: ИП «Кока-Кола Бевриджиз  Белоруссия» и сеть ресторанов Макдональдс. При этом обе ТНК относятся  к отрасли пищевой промышленности. Данные предприятия являются также  одними из крупнейших инвесторов в  нашей стране.

     Нужно сказать, что отдельные белорусские  предприятия постепенно приобретают  черты ТНК, однако степень вовлеченности  отечественной экономики в мировой  процесс транснационализации, по мнению ученых, очень низка.

     Нужно отметить, что в Республике Беларусь существуют предприятия, которые потенциально могут стать транснациональными корпорациями. Большинство таких предприятий относится к отрасли машиностроения. Это в первую очередь МТЗ, МАЗ, БелАЗ, «Амкодор». Следует учитывать, что продвижение белорусской продукции на мировые рынки происходит в жесткой конкурентной борьбе с фирмами США, Японии, Западной Европы, главное преимущество которых – разветвленная сеть торговых представительств и сервисных центров.

     Все больше белорусских предприятий, особенно в технически передовых отраслях, должны ориентироваться на деятельность в масштабах не отдельных стран, а крупных регионов и мира в  целом. Становление и развитие отечественных  транснациональных корпораций позволит конкурентоспособным и перспективным  в своем развитии предприятиям направлять усилия на постоянное и неуклонное расширение экспорта продукции.

         В этом – экономическая основа устойчивого функционирования белорусских предприятий и экономики в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

                 Список использованных источников 

     1. Булатов, А.С. Мировая экономика / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 734с.

     2. Романова, Е. Роль прямых инвестиций ТНК в формировании современной экономики / Е. Романова // Маркетинг. – 2005. – №1. – С. 3-13.

     3. Зубко, Н.М. Экономическая теория / Н.М. Зубко, А.Н. Зубко. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 352 с.

     4. Компания Кока-Кола Бевриджиз Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании Кока-Кола Бевриджиз Беларусь. – 2011. – Режим доступа: http://www.coca-cola.by. – Дата доступа: 10.04.2011.

     5. Компания Макдональдс в России [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании Макдональдс. – 2011. – http://www.mcdonalds.ru/. – Дата доступа: 21.04.2011.

     6. Олехнович, Г.И. Мировая экономика: учеб.-метод. комплекс / Г.И. Олехнович. – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2007. – 340 с.

     7. Красько, А. ИП и СП обеспечили сальдо / А. Красько // Белорусский рынок. – 2008. – №13. – С. 3.

     8. Градобитова, Л.Д. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях / Л.Д. Градобитова, Т.М. Исаченко. – М.: АНКИЛ, 2002. - 124с.

     9. Калинин, Д.С. От белорусских  предприятий – к белорусским  ТНК / Д.С. Калинин // Экономическая  газета. – 2004. – 28 мая. – С. 8. 
 
 

Информация о работе Роль ТНК в международных корпорациях