Роль предпринимательства в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

К сожалению, в Беларуси ситуация все еще остается иной. Традиционная модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки показал, что, отказываясь на словах от традиционной модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому.

Оглавление

1. Общая характеристика предпринимательства………………………………
1.1. Сущность предпринимательства…………………………………………
1.1.1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве…………..
1.1.2. Функции и принципы предпринимательства…………………….
1.1.3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………….
1.2. Типология предпринимательства…………………………………………..
1.2.1. Классификация предпринимательства…………………………….
1.2.2. Типы и виды предпринимательства………………………………..
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности…
2. Динамика развития предпринимательства…………………………………...
2.1. Место и роль предпринимательства в экономике Республики Беларусь..
2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь………
2.3. Показатели развития малого предпринимательства в РБ………………
3. Мировой опыт предпринимательства……………………………………….
3.1. Многообразие европейских предпринимательских моделей…………..
3.2. Разработка программ развития инновационного предпринимательства...

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

  Во  второй группе европейских государств выделяется Испания. Она оказалась одной из европейских стран, где и в начале XXI в. рост капитализации продолжался: в конце 1999 г. - 431.6 млрд. долл., в марте 2001 г. - 557.2 млрд. Прирост составил 29% - наилучший европейский показатель.

  В третьей группе особое место занимают Норвегия и Австрия. Входя в категорию развитых индустриальных государств, они оказались в самом конце европейского списка по абсолютным масштабам развития фондового рынка по отношению стоимости капитализированного корпоративного имущества к ВВП. Объяснение такому положению достаточно простое. В обеих странах по существу только во второй половине 90-х годов произошла крупномасштабная приватизация, в результате которой ведущие промышленные и банковские объединения стали появляться со своими ценными бумагами на фондовой бирже. Вместе с тем не вызывает сомнений, что процесс капитализации корпоративного имущества в этих странах будет достаточно быстро развиваться, поскольку они активно включились в международную миграцию капиталов.

  Состояние рынка акций в Беларуси близко к нулевой отметке. Сделки, которые заключаются на Белорусской валютно-фондовой бирже, это фактически только оформление операций, о которых стороны сделки договариваются вне биржи. Рынок находится в ожидании развития.  

  К началу 2000 г. в Беларуси работает около 1 750 акционерных обществ открытого и закрытого типа. Выпущено 2,3 млрд. акций на сумму 34,4 трлн. старых белорусских рублей, что по курсу Нацбанка составлял почти 110 млн.долл., а по рыночному – около 38 млн.долл. Вот и капитализация белорусского фондового рынка. Это меньше, чем средний ежедневный оборот фондового рынка Будапешта и Варшавы.

  Для эффективного вхождения Республики Беларусь в мировую экономику ей необходимо опираться на достаточно широкую палитру имеющихся моделей. 

   3.2. Разработка программ развития  инновационного предпринимательства 

   Мировой опыт экономического развития показывает, что в периоды спадов экономических циклов особое значение приобретает государственное регулирование инновационного развития. Инновационное предпринимательство - основа формирования национальной экономики инновационного типа.

   До  настоящего времени в республике целевые программы развития инновационного предпринимательства не разрабатывались. Отдельные мероприятия по поддержке малого научно-инновационного предпринимательства предусматривались Программой развития научно-инновационной деятельности в РБ на 1996-1997 годы и Государственными программами поддержки малого предпринимательства в РБ.

   Научно-обоснованное регулирование национальной экономики  требует методического подхода к разработке программ развития инновационного предпринимательства. Принципы разработки программ: системность; комплексность; адекватность; принцип повышения эффективности.

   Целью разработки программ развития инновационного предпринимательства является   увеличение   числа субъектов инновационной предпринимательской деятельности и создание условий для обеспечения ее эффективности на основе государственной поддержки.

   При разработке государственных программ развития инновационного предпринимательства целесообразным является использование модели стратегического планирования, приведенной в приложении Г, которая позволит обеспечить их эффективность.

   Структуру государственной программы развития инновационного предпринимательства можно представить в виде структурно-логической схемы [Приложение Д], которая определяет ее направления, связь между объемом используемых ресурсов и результатами программы, а также формы ее реализации, социально-экономическую эффективность отдельных мероприятий и общий эффект.

   При разработке государственной программы развития инновационного предпринимательства предлагается выделять ключевые блоки в соответствии с основными направлениями экономической политики:

  • блок организационно-правового обеспечения инновационного предпринимательства;
  • блок организации информационно-консультационных услуг;
  • блок мероприятий в области государственной налоговой политики;
  • блок мероприятий по созданию целенаправленной финансовой политики;
  • блок программы, определяющий мероприятия в области технической помощи инновационным предприятиям.

   При сравнении различных мероприятий программы с целью выбора оптимального разрабатываемого варианта в качестве основного критерия предлагается рассматривать критерий максимизации суммарного эффекта. Он имеет два варианта расчета: 1) сумма бальных оценок, характеризующих отдельные единичные показатели с учетом их удельного коэффициента значимости; 2) отношение суммарного полезного эффекта к суммарным затратам на достижение данного эффекта.

   При выделении ключевых сфер инновационной предпринимательской деятельности должен учитываться анализ мировых тенденций научно-технологического развития, перспективные направления исследований в национальной науке, спрос на мировом рынке на данные виды разработок и продукции, возможности международного сотрудничества в развитии инновационной предпринимательской деятельности, участия в инновационных разработках программ Европейского Союза.

   Разделы программы должны включать конкретный перечень мероприятий в данной области, ответственных исполнителей, формы и сроки реализации и контроля, источники и размеры финансирования, формы поощрения за достижение высокого уровня эффективности и экономической ответственности.

     Использование данной модели  при разработке и реализации программ государственного развития инновационного предпринимательства позволит обеспечить эффективность государственной поддержки инновационной предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. 

3.3. Франчайзинг  как особая форма предпринимательства в Республике Беларусь – нет в содержании, и лучше вставить в главу 2.

   Слово "франчайзинг" означает “льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса". В Гражданском кодексе Республики Беларусь (ГК РБ) франчайзингу посвящена  глава 53, содержащая определение договора франчайзинга. Однако согласно ч. 3 ст. 1146 ГК РБ действие любых договоров франчайзинга в Республике Беларусь прекращается, если в течение одного года после вступления в силу Гражданского кодекса не будет принято специальное законодательство о франчайзинге. Поэтому договоры франчайзинга в нашей стране поставлены как бы вне закона с 1 июля 2000 г., т.е. уже более пяти лет.

   Общая координация заинтересованных лиц  в области франчайзинга осуществляются в рамках Международной франчайзинговой ассоциации (IFА) и Европейской федерации франчайзинга (EFF). Из бывших республик СССР в эти организации уже входят Казахстан, Латвия, Россия и Украина.

   Огромный  потенциал франчайзинга подтверждается тем, что "франчайзинг в США  создает 10 % национального богатства страны. Имеются официальные данные о том, что франчайзинг используется более чем в 70 странах мира. В России ситуация для франчайзинга складывается более благоприятная, нежели в Беларуси, хотя и непростая.

   Отсутствие  законодательства тем более удивительно, что соответствующий проект франчайзингового законодательства уже достаточно давно предложен учеными. Так, в книге "Предпринимательское право" под редакцией А.Н. Тура и А.Сазонова (проект Предпринимательского кодекса РБ) детальному регулированию франчайзинговых правоотношений посвящен раздел XXIX (ст. 870 — 883). В основном этот проект дублирует главу 54 ГК РФ.

   Стороны договора франчайзинга: франчайзер —  это правообладатель лицензионного  комплекса и франчайзи — пользователь, оператор, использующий этот комплекс для своей предпринимательской деятельности.

  Недостаточно  оправданные положения проекта  Предпринимательского кодекса:

  1. Контроль качества товаров, работ, услуг, реализуемых франчайзи, должен являться правом, а не обязанностью франчайзера. Очевидно, при большом количестве точек обслуживания осуществить тотальный контроль франчайзер не может; франчайзи сам обязан осуществлять контроль качества.
  2. Субсидиарная ответственность франчайзера по требованиям, предъявляемым к франчайзи при несоответствии качества товаров, работ, услуг, — юридический нонсенс (п. 1 ст. 877). Франчайзер вправе обязывать франчайзи заключать договоры с определенными поставщиками. Если низкое качество товаров вызвано именно обязательными поставками, навязанными франчайзером, только тогда можно вести речь об ответственности последнего.
  3. Пролонгировать договор с добросовестным франчайзи на тех же условиях (ст. 878) будет абсолютно невозможно. За несколько лет действия договора конъюнктура рынка может претерпеть кардинальные изменения, и обновление условий договора станет насущной необходимостью.
  4. Предоставление франчайзи права требовать соразмерного уменьшения вознаграждения при изменении фирменного наименования или коммерческого обозначения франчайзера (ст. 882). Не согласуется с инновационным характером предпринимательства, особо проявляющимся при франчайзинге, где многие подобные изменения запланированы и полезны.
  5. В проекте Предпринимательского кодекса нарекание автора вызывает также установленное в п. 2 ст. 871 требование о двойной государственной регистрации договора франчайзинга. Автор считает достаточной регистрацию договора франчайзинга лишь в Национальном центре интеллектуальной собственности РБ (НЦИС РБ). Однако в качестве предварительной стадии необходимо законодательно ввести обязательную регистрацию предложения франчайзера, которое подается в НЦИС РБ и подлежит публикации.

   Обобщая результаты проведенного исследования франчайзингового предпринимательства, можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимо ввести в действие законодательство о франчайзинге.
  2. Целью законодателя должна быть разумная защита положения франчайзи. Для этого предлагается ввести обязательную государственную регистрацию предложения франчайзера в НЦИС РБ.
  3. Учредить Белорусскую франчайзинговую ассоциацию [12]

   Поэтому 26 февраля 2005г. вступил в силу Закон  РБ от 18.09.2004 г. № 316-3 о внесении дополнений и изменений в ГК РБ, детально регламентирующий порядок применения комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга). Изменениями  в ГК определены предмет, стороны, требования к форме и регистрации договора, основные обязанности правообладателя и пользователя, ограничения их прав,  а также положения об изменении и прекращении договора франчайзинга.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В своей работе я постаралась охарактеризовать предпринимательство в настоящее время, выделить особенности, место и роль предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

   Предпринимательство — это инициативная, связанная  с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения доходов и приумножения собственности. Предпринимательство (особенно малое) играет важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70%  ВНП.

   Сущность  предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций (общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую), которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

   Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы (унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, крестьянские хозяйства, хозяйственные общества, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации, союзы и др.).

   Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе  малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды на товарных рынках, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, реализации предпринимательской инициативы населения. 

   Главной особенностью предпринимательства  в Беларуси является его молодость, отсутствие исторических и семейных традиций, отсюда - значительное сопротивление среды, неприязнь и общества, и даже государства.

Информация о работе Роль предпринимательства в развитии экономики