Роль предпринимательства в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

К сожалению, в Беларуси ситуация все еще остается иной. Традиционная модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки показал, что, отказываясь на словах от традиционной модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому.

Оглавление

1. Общая характеристика предпринимательства………………………………
1.1. Сущность предпринимательства…………………………………………
1.1.1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве…………..
1.1.2. Функции и принципы предпринимательства…………………….
1.1.3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………….
1.2. Типология предпринимательства…………………………………………..
1.2.1. Классификация предпринимательства…………………………….
1.2.2. Типы и виды предпринимательства………………………………..
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности…
2. Динамика развития предпринимательства…………………………………...
2.1. Место и роль предпринимательства в экономике Республики Беларусь..
2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь………
2.3. Показатели развития малого предпринимательства в РБ………………
3. Мировой опыт предпринимательства……………………………………….
3.1. Многообразие европейских предпринимательских моделей…………..
3.2. Разработка программ развития инновационного предпринимательства...

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

  Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому производственное предпринимательство в Республике Беларусь является наиболее рисковым занятием. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.

  Относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребности, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

  Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами.

   Четвертым видом предпринимательства является консультационное (консалтинговое) предпринимательство - оказание начинающим предприятиям помощи в открытии своего дела, а в последующей их работе - в консультировании по различным аспектам деятельности. [3, 35-37] 
 
 

    1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 

   Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.

   Под организационно-правовой формой  предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий.

К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности в Республике Беларусь относят следующие  виды коммерческих организаций:

  • унитарные предприятия (УП) – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Выделяют УП на праве хозяйственного ведения (частное и государственное) и УП на праве оперативного управления.
  • производственные кооперативы – коммерческие организации, участники которых обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях. 
  • хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным фондом. Они могут создаваться в форме простого, полного и коммандитного товарищества.
  • крестьянские (фермерские) хозяйства - самостоятельный хозяйственный комплекс, основанный на личном труде гражданина, а так же, как правило, членов его семьи, либо иных лиц, объединившихся для товарного производства сельскохозяйственной продукции.
  • хозяйственные общества - это объединение капиталов, не требующее обязательного личного участия. Они могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерных обществ (АО). АО в свою очередь может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО).

и некоммерческих организаций (не имеют своей целью извлечение прибыли и могут заниматься предпринимательством лишь для осуществления своих уставных целей):

  • потребительские кооперативы – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
  • общественные и религиозные организации - добровольное объединение граждан, в установленном законодательном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
  • учреждения – организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  • фонды – не имеющие членства организации, учрежденные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, образовательные или иные общественно полезные цели.   
  • ассоциации и союзы.

   Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. 
 
 

   2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

   2.1. Место  и роль предпринимательства в  экономике Республики Беларусь 

     Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя:

  • увеличению числа собственников, а это формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе
  • росту доли экономически активного населения, что предполагает увеличение доходов граждан и сглаживание диспропорций в благосостоянии различных социальных групп
  • селекции наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей
  • созданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания
  • трудоустройству работников, высвобождаемых в госсекторе, а также инвалидов, молодежи, женщин
  • подготовке кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы
  • разработке и внедрению технологических, технических и организационных новшеств
  • косвенной стимуляции эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими
  • ликвидации монополии производителей, созданию конкурентной среды
  • мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие)
  • снижению фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрой окупаемости вложений
  • улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики
  • приданию экономике дополнительной стабильности
  • созданию благоприятных условий для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения субподрядных работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна. [7,367]
 

   2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь 

   Главной особенностью предпринимательства  в РБ является его молодость, отсутствие исторических и семейных традиций, отсюда - значительное сопротивление  среды, неприязнь и общества, и  даже государства.

   Другая  важная особенность белорусского предпринимательства - концентрация в торгово-коммерческой сфере (до 94%), а не в производстве из-за отсутствия оборотных средств и свободного капитала, длительного срока оборота средств, низкой прибыльности при высокой капиталоемкости.

   Основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства: 

        • бедность широких масс населения при отсутствии кредитных ресурсов;
        • несовершенная, громоздкая, антистимулирующая система налогообложения;
        • отсутствие института государственных гарантий, гос. поддержки и четкого законодательства при чрезмерном гос. контроле.

   Неразвитость  рыночных отношений, слабая инфраструктура рынка еще долго будут сдерживать включение отечественного бизнеса  в производство товаров и услуг, тормозить его рост.

   Необходимы  общеоздоровительные экономические  мероприятия, системный согласованный подход к решению проблем предпринимательства и государства. Поэтому была разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год и утверждена постановлением Совета Министров РБ от 1 февраля 2006 г. № 128.

   Целью Программы является устранение причин и факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства, усиление его государственной поддержки  по приоритетным направлениям.

   Для достижения поставленной цели предусматривается:

  • совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления ремесленной деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также вопросы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
  • расширение доступа субъектов предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам, в том числе путем внедрения банками новых кредитно-финансовых инструментов, привлечения иностранного капитала в сферу малого предпринимательства;
  • развитие базовых центров поддержки предпринимательства, предоставления комплексной поддержки (информационной, консультационной, имущественной, финансовой и др.) субъектам малого предпринимательства, в том числе действующим в районных городах и сельских населенных пунктах;
  • повышение эффективности работы областных советов и комиссий по поддержке и развитию предпринимательства, советов индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках и иных торговых объектах;
  • совершенствование информационного обеспечения малого предпринимательства, формирование специализированного интернет-ресурса по предпринимательству, информационное сопровождение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, проведение конкурсов "Лепшы прадпрымальнiк вобласцi (г.Мiнска)", республиканского конкурса "Лепшы прадпрымальнiк года" в целях повышения деловой активности и профессионализма субъектов малого предпринимательства, развития предпринимательской инициативы населения;
  • развитие международного сотрудничества в сфере предпринимательства, расширение взаимодействия с государственными органами иностранных государств, в том числе в рамках межгосударственных образований;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства, подготовка специалистов по обучению основам предпринимательской деятельности, совершенствование образовательной системы в области осуществления предпринимательской деятельности.

   В результате реализации мероприятий  Программы планируется обеспечить увеличение количества юридических лиц – до 34 тысяч, рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей до 14,5 процентов от общей численности экономически активного населения. 

    2.3. Показатели развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 

   Достижения  малого бизнеса в Республике Беларусь выглядят скромно. Наши малые предприятия не дотягивают до того уровня, который этот сектор экономики занимает в развитых странах. В США и ЕС на малых предприятиях трудится примерно половина населения, в Японии все 70%. В то время как у нас - лишь немногим больше 10%. Хотя рост по сравнению, например, с 1998г. имеется. Тогда малое предпринимательство охватывало 6,3% населения и получало 10,2% совокупной по стране выручки, а в январе-июне 2005г. - 24,1%.

   И если отечественный ВВП прирастает на 7-10% в год, то вклад в этот объемный показатель малых предприятий увеличивается  гораздо медленнее. В 2003г. прирост  по сравнению с предыдущим годом  составил 1,5 процентного пункта (п.п.), в 2004 г. - 0,6 п.п. и составил при этом лишь 8,8% (в Европе свыше 50%). Не дотягивает до 10% и доля малых в общем объеме инвестиций, произведенных товаров и услуг, розничном товарообороте. В то же время иностранные инвесторы охотнее вкладывают свои средства в малые частные предприятия. Доля иностранных инвестиций в основной капитал малых предприятий больше вклада иностранного капитала в нашу экономику вообще - 14% и 2,4% соответственно.

   На  фоне снижения числа убыточных предприятий  по экономике в целом их доля среди малых растет (с 21,9% в 2000г. до 26,9% в 2005г.). Уровень рентабельности малых предприятий имеет тенденцию к снижению - с 15,5% в 2000г. до 10,6% в 2005г. [Приложение Б]

   Белорусские бизнесмены на риск идут неохотно. Большинство предприятий занято в быстрооборачиваемых сферах - торговле и общественном питании. Правда, в последние годы (2000-2004 гг.) все же наметилась тенденция роста малых предприятий, занимающихся промпроизводством, на 1,9 п.п. Растет число строительных компаний, организаций, оказывающих услуги транспорта и связи, работающих на рынке недвижимости, в финансово-кредитной сфере. Менее интересны для вновь возникающего бизнеса информационно-вычислительные, бытовые, образовательные услуги и наука. [Приложение А]

   Как и следовало ожидать, активнее всего жизнь кипит в столице - здесь работает половина малых предприятий. В Минской области работают только 11% белорусских малых предприятий. Меньше всего их в Гродненской области - 7%. Промышленность малых предприятий активнее развивается в Минской и Брестской областях. [Приложение Б]

Информация о работе Роль предпринимательства в развитии экономики