Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа
К сожалению, в Беларуси ситуация все еще остается иной. Традиционная модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки показал, что, отказываясь на словах от традиционной модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому.
1. Общая характеристика предпринимательства………………………………
1.1. Сущность предпринимательства…………………………………………
1.1.1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве…………..
1.1.2. Функции и принципы предпринимательства…………………….
1.1.3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………….
1.2. Типология предпринимательства…………………………………………..
1.2.1. Классификация предпринимательства…………………………….
1.2.2. Типы и виды предпринимательства………………………………..
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности…
2. Динамика развития предпринимательства…………………………………...
2.1. Место и роль предпринимательства в экономике Республики Беларусь..
2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь………
2.3. Показатели развития малого предпринимательства в РБ………………
3. Мировой опыт предпринимательства……………………………………….
3.1. Многообразие европейских предпринимательских моделей…………..
3.2. Разработка программ развития инновационного предпринимательства...
Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому производственное предпринимательство в Республике Беларусь является наиболее рисковым занятием. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.
Относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребности, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами.
Четвертым
видом предпринимательства является
консультационное (консалтинговое)
предпринимательство - оказание начинающим
предприятиям помощи в открытии своего
дела, а в последующей их работе - в консультировании
по различным аспектам деятельности. [3,
35-37]
1.3.
Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.
Под организационно-правовой формой предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий.
К организационно-правовым
формам предпринимательской
и некоммерческих организаций (не имеют своей целью извлечение прибыли и могут заниматься предпринимательством лишь для осуществления своих уставных целей):
Индивидуальные
предприниматели осуществляют предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, поэтому они не могут быть отнесены
к какой-либо организационно-правовой
форме.
2.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Место
и роль предпринимательства в
экономике Республики Беларусь
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя:
2.2.
Анализ состояния
Главной особенностью предпринимательства в РБ является его молодость, отсутствие исторических и семейных традиций, отсюда - значительное сопротивление среды, неприязнь и общества, и даже государства.
Другая важная особенность белорусского предпринимательства - концентрация в торгово-коммерческой сфере (до 94%), а не в производстве из-за отсутствия оборотных средств и свободного капитала, длительного срока оборота средств, низкой прибыльности при высокой капиталоемкости.
Основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства:
Неразвитость
рыночных отношений, слабая инфраструктура
рынка еще долго будут
Необходимы
общеоздоровительные
Целью Программы является устранение причин и факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства, усиление его государственной поддержки по приоритетным направлениям.
Для достижения поставленной цели предусматривается:
В
результате реализации мероприятий
Программы планируется
2.3. Показатели развития малого предпринимательства
в Республике Беларусь
Достижения малого бизнеса в Республике Беларусь выглядят скромно. Наши малые предприятия не дотягивают до того уровня, который этот сектор экономики занимает в развитых странах. В США и ЕС на малых предприятиях трудится примерно половина населения, в Японии все 70%. В то время как у нас - лишь немногим больше 10%. Хотя рост по сравнению, например, с 1998г. имеется. Тогда малое предпринимательство охватывало 6,3% населения и получало 10,2% совокупной по стране выручки, а в январе-июне 2005г. - 24,1%.
И
если отечественный ВВП прирастает
на 7-10% в год, то вклад в этот объемный
показатель малых предприятий
На фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растет (с 21,9% в 2000г. до 26,9% в 2005г.). Уровень рентабельности малых предприятий имеет тенденцию к снижению - с 15,5% в 2000г. до 10,6% в 2005г. [Приложение Б]
Белорусские бизнесмены на риск идут неохотно. Большинство предприятий занято в быстрооборачиваемых сферах - торговле и общественном питании. Правда, в последние годы (2000-2004 гг.) все же наметилась тенденция роста малых предприятий, занимающихся промпроизводством, на 1,9 п.п. Растет число строительных компаний, организаций, оказывающих услуги транспорта и связи, работающих на рынке недвижимости, в финансово-кредитной сфере. Менее интересны для вновь возникающего бизнеса информационно-вычислительные, бытовые, образовательные услуги и наука. [Приложение А]
Как и следовало ожидать, активнее всего жизнь кипит в столице - здесь работает половина малых предприятий. В Минской области работают только 11% белорусских малых предприятий. Меньше всего их в Гродненской области - 7%. Промышленность малых предприятий активнее развивается в Минской и Брестской областях. [Приложение Б]
Информация о работе Роль предпринимательства в развитии экономики