Роль предпринимательства в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

К сожалению, в Беларуси ситуация все еще остается иной. Традиционная модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки показал, что, отказываясь на словах от традиционной модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому.

Оглавление

1. Общая характеристика предпринимательства………………………………
1.1. Сущность предпринимательства…………………………………………
1.1.1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве…………..
1.1.2. Функции и принципы предпринимательства…………………….
1.1.3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………….
1.2. Типология предпринимательства…………………………………………..
1.2.1. Классификация предпринимательства…………………………….
1.2.2. Типы и виды предпринимательства………………………………..
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности…
2. Динамика развития предпринимательства…………………………………...
2.1. Место и роль предпринимательства в экономике Республики Беларусь..
2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь………
2.3. Показатели развития малого предпринимательства в РБ………………
3. Мировой опыт предпринимательства……………………………………….
3.1. Многообразие европейских предпринимательских моделей…………..
3.2. Разработка программ развития инновационного предпринимательства...

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

   Темпы роста объемов экспорта малого бизнеса  на 3,6 процентного пункта выше среднереспубликанского уровня, а объем товарооборота - и  на все 18%. Правда, и в увеличение объемов импорта малый бизнес свой вклад тоже вносит. Его доля в отечественном импорте по состоянию на средину 2005г. составляла 26,1% (в экспорте - лишь 12,5%).

   Объем прибыли, полученной малыми предприятиями в 2004г., хоть и незначительно (на 1%), но снизился по сравнению с 2003г. При этом количество прибыли, припадающей на одно государственное и частное малое предприятие, практически одинаково.

   Что касается привлекательности отдельных  отраслей с точки зрения максимизации прибыли, то  самая высокая отдача у предприятий, работающих на рынке недвижимости, - 40,4%. За ними следуют связисты - 25,4%, торговля и общепит – 23,1%, культура и искусство – 20,4%,  информационно-вычислительное обслуживание – 19,1%. [Приложение В]

   По  состоянию на 01.07.2006 в республике функционирует 32,2 тыс. малых предприятий.

   За  первое полугодие 2006 г. субъектами малого предпринимательства произведено 6,2% от общего объема производства продукции (работ, услуг); 9,9% от общего объема розничного товарооборота; 14,6% от общего объема экспорта товаров; 30,3% от общего объема импорта товаров. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, работ, услуг по народному хозяйству за январь-июнь составила 20,6%.

   Численность занятых на малых предприятиях составила 415,1 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия – 39,4% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,5%, в строительстве – 15,8%.

   Как видим, наше малое предпринимательство - действительно малое, и в тенденциях его развития пока нет предпосылок к росту, а тем более к переходу в новый статус если не крупного, то хотя бы среднего бизнеса. Его потенциал сферы для создания новых рабочих мест, изменения структуры экономики, появления инноваций, развития конкуренции используется пока очень слабо, а это значит, что возможность его реализовать еще есть. [11]

   п.п. 2.2. и 2.3. можно объединить, т.к. они  про одно и тоже 
 
 
 

   3. МИРОВОЙ ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

  3.1. Многообразие европейских предпринимательских моделей 

  В нарастающем процессе глобализации мировой экономики отчетливо просматривается стремление выработать наиболее эффективный стандарт корпорации XXI в.

  В последнее время в рамках европейской  модели предпринимательства достаточно отчетливо просматриваются два основных варианта: евро-континентальный и англо-американский.

Таблица 3.1.1      Основные различия между англо-американской и евро-континентальной моделями

Критерии Модель
Англо-американская Евро-континентальная
Способ  финансирования ориентация на фондовый рынок ("акционерный капитализм"); краткосрочное финансирование кредиты банков или др. финансовых организаций ("холдинговый капитализм"); долгосрочное заимствование
Организационная структура основная экономическая  единица - компания (корпорация) основная экономическая  единица - финансово-промышленная группа
Социальные  аспекты деятельности свобода выбора решений, интереса бизнеса. достижение социального взаимодействия и согласия

Примечание: собственная  разработка.

  Своеобразное  противостояние двух основных европейских  моделей предпринимательства не выявляет, однако, преимуществ какой-либо из них. На интенсивность этого противостояния огромное воздействие оказывают сдвиги в мировом хозяйстве, которые способствуют формированию оптимальной модели европейского предпринимательства.

  Считается, что одним из важнейших критериев внедрения в практику концепции "акционерного капитализма" является уровень развития национального фондового рынка. Европейский фондовый рынок развивался в 90-е годы весьма активно. За десятилетие его объем увеличился в четыре раза. Последние годы отмечены активной консолидацией финансовых рынков. В 2000 г. создана фондовая биржа Euronext, которая объединила биржевые площадки Парижа, Амстердама и Брюсселя. Позднее к ней присоединился и Лиссабон. Таким образом, возникла объединенная группа, занявшая второе место в Европе по обороту ценных бумаг. Европейский лидер - биржа (LSE).

  В рамках Евросоюза предпринимаются активные усилия по формированию единого европейского финансового рынка. На саммите ЕС в Барселоне (март 2002 г.) была обсуждена десятилетняя программа интеграции фондовых бирж. Комиссия ЕС создала новый орган — Комитет по ценным бумагам, который получает право регулировать финансовые рынки.

  Таблица 3.1.2 Капитализация фондовых рынков стран Западной Европы в расчете на душу населения, март 2001г. 

 
Группы
 
Страна
Душевой уровень Население,
капитализации. млн. человек
тыс. долл.  
 
Первая  группа
Швейцария
    109.7
7.2
Нидерланды
    47.9
15.9
Великобритания
    43.5
59.5
Бельгия
    38.7
10.2
Финляндия
    37.5
5.2
Швеция
    36.8
8.9
 
Вторая  группа
Ирландия
    23.7
3.8
Дания
    22.1
5.3
Франция
    19.4
58.9
Германия
    16.2
82.0
Норвегия
    15.3
4.5
Испания
    14.1
39.5
Италия
    13.1
57.7
Третья  группа Греция
    11.1
10.0
Португалия
    7.0
10.0
Австрия
    3.6
8.1 

    Приложение: источник 13, ст. 29.

   В первой группе с наивысшим уровнем  развития акционерного дела (средний показатель - 37-48 тыс. долл.) особо выделяется Швейцария, чей показатель капитализации почти вдвое выше американского.

  Во  вторую группу входит большинство европейских стран. Средний показатель капитализации - 13-24 тыс. долл. Вместе с тем в этих державах активизировались поиски оптимальных предпринимательских моделей. В Германии огромную роль на фондовом рынке продолжает играть "связанный капитал". Налоговая реформа (2001 г.)  привела к высвобождению этих капиталов. Закон об отмене налогов на прирост капиталов открыл возможность избавиться от давней немецкой традиции взаимного владения акциями. Это способствуют росту капитализации компаний, в том числе и самих банков.

  Фондовая  биржа Франции в большей степени  пострадала от мирового кризиса финансовых рынков. Капитализация ее корпораций, составлявшая в конце 1999 г. около 1,5 трлн. долл., сократилась к середине 2001 г. до 1.1 трлн. Вместе с тем после победы правых сил на парламентских выборах (июнь 2002 г.) в стране начался процесс "открытия капиталов", который можно считать синонимом приватизации. Французская модель предпринимательства основывается на политике дирижизма и нашла свое воплощение в создании крупных государственных корпораций во многих отраслях экономики.

  Италия  оказалась единственной крупной  европейской державой, у которой фондовый рынок в начале XXI в. не сокращался и общий объем корпоративной стоимости продолжал возрастать (с 728.3 млрд. долл. в 1999 г. до 753.8 млрд. в середине 2001 г.). Это объясняется серьезной трансформацией традиционной итальянской практики предпринимательства в последнее время. В Италии продолжает преобладать модель семейного предпринимательства. Правда, некоторая часть семейных гигантов давно уже предпринимает попытки перейти на акционерную форму. Объем операций на фондовом рынке этой страны, вероятно, будет набирать темпы.

  К третьей группе принадлежат Греция, Португалия, Австрия.

  Наиболее  представительным показателем уровня развития фондового рынка в той  или иной стране следует считать  отношение рыночной стоимости корпоративных активов к национальному ВВП. В этой области обобщенные данные по Западной Европе (107.8%) по-прежнему уступают американским (161.7%), но заметно превосходят японские (84.2%).

  Анализ  развития этого процесса в странах  Западной Европы дает основание выделить, по крайней мере, три основные группы:

  1. Шесть малых стран и Великобритания. Лидирующие позиции и здесь занимает Швейцария. Вслед за Швейцарией следуют Нидерланды и Люксембург. Весьма активно в процессе капитализации корпоративных активов включились Бельгия, Финляндия и Швеция, в сер. 80-х годов замыкавшие таблицу европейских стран по уровню развития акционерного дела.

  2. Ведущая промышленная европейская тройка стран: Франция, Германия и Италия (а также Испания, Греция, Ирландия и Дания). Их показатели существенно уступают среднеевропейским, процессы акционирования в них происходят крайне замедленно.

  3. Включает Португалию, Норвегию и Австрию.

   Превращение Швейцарии в современного лидера капитализации корпоративных активов объясняется традиционной ориентацией на интеграцию в систему международного разделения труда на принципах собственной производственной и маркетинговой нити в мировой экономике. Основные принципы новой швейцарской предпринимательской модели определяются особенностями формирования ведущих корпоративных структур. Решающее значение приобрела так называемая нитевая специализация, требовавшая не только высокого научно-технологического уровня инфраструктуры, но и прочного финансового обеспечения. Швейцарская промышленная элита встала на путь наращивания капитализации своей корпоративной собственности путем массированного выпуска ценных бумаг на фондовые рынки.

  Продолжается  наращивание корпоративной собственности  и у другого "малого гиганта" акционерного капитализма - Нидерландов (в конце 1999 г. она составляла 695.2 млрд. долл., в середине 2001 г. - 760 млрд. долл.). Национальная модель предпринимательства этой страны опирается на вполне определенный корпоративный стиль руководства. Считается, что он основывается на принципе, при котором главные стратегические решения принимаются сообща и все несут коллективную ответственность. На большинстве крупных корпораций созданы производственные советы из основных совладельцев компании. Они не вмешиваются в оперативную работу совета директоров, но участвуют в утверждении ключевых решений. Поиски оптимальной модели предпринимательства в Нидерландах еще не закончились.

   Крупномасштабные  сдвиги начинают обозначаться в шведской предпринимательской модели, которая представляет собой один из вариантов евроконтинентального холдингового капитализма. Лишь в последние годы эта страна стала двигаться в направлении "акционерного капитализма". Объем капитализации шведских корпораций стал постепенно возрастать (с 265 млрд. долл. в сер. 90-х г. до 326.7 млрд. в марте 2001 г. Аналитики утверждают, что Швеции удалось избежать раздувания "фондового спекулятивного пузыря").

Информация о работе Роль предпринимательства в развитии экономики