Роль государства в регулировании макроэкономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:24, реферат

Краткое описание

Представители разных теоретических направлений имеют свои взгляды на роль, задачи и функции государства в рыночной экономике, на использование различных инструментов ее регулирования.
Классическая школа, исходя из теории «естественного порядка», выдвигает идею «невидимой руки» (А. Смит), которая управляет сложной хозяйственной деятельностью людей. Экономическая жизнь, по классической концепции, подчинена объективным законам, действующим независимо от воли и сознания ее участников. Равновесие — «естественная гармония» — устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии государственного вмешательства.

Файлы: 1 файл

Роль государства в регулировании макроэкономических процессов.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Государство превратилось в крупнейшего хозяйствующего субъекта, ведущего предпринимательскую деятельность. Не менее важна роль государства как самого крупного предпринимателя в формировании всей системы предпринимательской деятельности, в формировании предпринимательской среды. И именно данный аспект приобретает в последние десятилетия ведущее значение.

На масштабы и распространение государственного производства влияют исторические, национальные и политические причины. С другой стороны макроэкономические колебания, цикличность рынка оказывает воздействие и на цикличность политических влияний. При спаде экономической активности, расширении кризисных последствий государство берет на себя функцию «вытянуть» экономику с наименьшими потерями: прямое финансирование предприятий и целых отраслей, предоставление госпредприятиям ресурсов по льготным ценам и бесплатно. В то же время эти антикризисные меры на определенном этапе приводят к дестимулированию государственного сектора. В итоге господдержка сменяется политикой развития предпринимательства и конкуренции. Другими словами, действует спираль «государство-конкуренция», реализуемая в политике сменой правящих партий, исповедующих или разгосударствление, или огосударствление. Сегодня многие экономисты обращают внимание на то, что если государственный сектор начал расти, и достиг определенного размера, то он может развиваться и «сам по себе», на основе собственной, внутренней логики политического механизма принятия решений.

Тем не менее, решение каких задач  должно определять состав и масштабы государственного сектора национальной экономике? Для ответа на вопрос об оптимальных размерах государственного сектора в экономике перечислим функции власти, представив их через те общественные блага, за поставку которых общество платит налоги государству.

Чистые общественные блага. Это  прежде всего оборона и безопасность, правосудие (уголовное и большая часть гражданского) и регулярные правоприменительные практики.

Общественные блага, предоставляемые  частными некоммерческими и/или  коммерческими поставщиками. В их числе: контроль реализации требований закона о страховании различных  видов гражданской ответственности; защита семьи и прав ребенка (возможна приватизация некоммерческими организациями); образование, наука, культура (здесь возможна частичная приватизация — коммерческие отделения в вузах, коммерческие музеи); здравоохранение (в отдельных случаях допустимы коммерческие поставки специальных услуг здравоохранения); пенсионное обеспечение; транспорт, связь; денежное обращение, банки и банковская деятельность (в данной сфере возможно частичная или полная приватизация).

К спорным функциям государства можно отнести некоторые из выше перечисленных функций, не обладающих признаками чистых общественных благ, и функции, связанные с демпфированием «провалов рынка» и отрицательных внешних эффектов. Их «спорность» обусловлена возможностью приватизации этих функций некоммерческими организациями.

Функции, противопоказанные государственной  власти:

владение и управление средствами массовой информации, за исключением  официальных печатных изданий для  публикации нормативных актов и объявлений о торгах (приватизация, закупки для государственных нужд);

предпринимательство, управление хозяйствующими субъектами, участие в ориентированных  на прибыль проектах бюджетными средствами.

Функции обороны (то есть поддержания  боеготовности армии и применения силы при необходимости), обеспечения безопасности, правопорядка и осуществления правосудия ни в одной стране не исполняются на организационной основе коммерческого предприятия. Эти структуры в странах с развитым правовым режимом — полностью государственные и частная коммерческая активность в них жестко преследуется.

Государство, таким образом, непосредственно  включается в макроэкономический оборот в качестве одновременно управляющего и хозяйствующего субъекта: оно вступает в юридические и экономические  отношения с другими субъектами — фирмами и домашними хозяйствами как покупатель и продавец.

Конечно, это очень специфический  «покупатель и продавец» —  не столько с юридической, сколько  с собственно экономической точки  зрения, так как государство осуществляет на рынке до 20—30 % всех покупок. Государственные закупки распространяются на самый широкий круг отраслей, они реализуются в отношении факторов и результатов производства, товаров и услуг, осуществляются в форме государственных заказов, контрактов, закупок государственных организаций и т. д. Этим, в частности, обусловлен значительный уровень доли государственных расходов в структуре валового национального продукта (например, в Швеции — более 60%).

Социальное обеспечение. Доходы населения  в рыночной экономике различны, дифференцированы. Правительство должно брать на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Для этого используются экономические и политические меры и программы.

Во-первых, трансфертные платежи (безвозмездные  выплаты гражданам), которые обеспечивают пособия по возрасту, остронуждающимся, иждивенцам, инвалидам, пособия по безработице. Так, в Швеции трансферты превышают половину общей суммы государственных расходов, в США государственные трансфертные платежи составляют 75% дохода группы людей с самыми низкими доходами.

Во-вторых, вмешательство в стихийные  рыночные механизмы путем модификации  цен через гарантированные закупочные цены, ограничение цен естественных и технических монополий, установление минимальной заработной платы, перераспределение  прогрессивного налога в пользу нуждающихся, обязательное и добровольное социальное страхование.

Социальные программы  призваны смягчить жесткие последствия  рыночного «отбора» и имущественной дифференциации. В развитых странах сегодня ведущую роль приобретают тенденции гуманизации, утверждения принципов социальной справедливости. В связи с этим возрастает роль государственного финансирования сфер здравоохранения и образования, программ поддержки семьи, жилищного строительства, социального обустройства молодежи, пенсионного обеспечения и иных форм социальной помощи и гарантий.

Реализация активной социальной политики государства базируется на перераспределении ВВП через бюджетную систему, и все тяготы по финансированию социальных программ ложатся в первую очередь на плечи работающих налогоплательщиков. Сегодня выделяют четыре основные модели финансирования расходов социального назначения: континентальную — около 50% ВВП, скандинавскую — более 50%, англосаксонскую — более 40% и южную — более 60% ВВП.

Все вышеперечисленные  формы социальной помощи активно  влияют на формирование реальных доходов, то есть играют положительную роль. В то же время они могут выполнять и дестимулирующую роль, сдерживать трудовую активность получателей льгот и пособий. Число последних в условиях государственного попечительства может расширяться. В такой ситуации активная социальная политика превращается по отношению к определенным категориям получателей в соцсодержание. Социальная защита должна распределяться строго дифференцировано: тем, кто не может помочь себе сам.

Проблемы социального  обеспечения присутствуют не только в формировании и распределении  трансфертов, но и в самом процессе доведения их до получателей. Имеется в виду так называемый «эффект худого ведра», т. е. потери, связанные с содержанием аппарата управления и исполнителей, учреждений и организаций, обслуживающих данный процесс, использование социальных сборов не по назначению и т. п. Все эти факты ведут к сокращению возможностей в поддержке нуждающихся.

 

3. Фискальная  политика и ее роль в стабилизации  экономики

 

Фискальная политика представляет собой воздействие  государства на экономику посредством  формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. По существу, фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.

Общее правило можно  сформулировать так: государство стимулирует  совокупный спрос, увеличивая госрасходы и (или) снижая налоги в периоды спада и сдерживает его в период подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла. Соответственно различается экспансионистская, то есть стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

Выделяют дискреционную  и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная — политика, которая основана на созидательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию.

Автоматическая фискальная политика базируется на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам  деловой конъюнктуры.

Наиболее известными стабилизаторами являются прогрессивная  система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема экономики растут доходы домохозяйств, что позволяет взимать налоги по более высоким ставкам, вследствие чего темпы роста располагаемых доходов (после вычета налогов и обязательных платежей) начинают отставать от темпа роста национального дохода, а это, в свою очередь, сдерживает рост потребительского спроса. Рост доходов позволяет сократить расходы государства на социальные трансферты. В результате снижаются темпы роста совокупного спроса. В период экономического спада, наоборот, государство сокращает размеры налогов на корпорации, стимулирует экономический рост.

Встроенными стабилизаторами  являются также изменение реального  национального дохода, изменение  уровня цен, изменение ставки процента.

На практике правительства часто используют фискальную политику в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной.

Денежно-кредитная политика государства должна решать следующие  основные задачи:

обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;

выработка правил денежного  обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

воздействие на экономическую  конъюнктуру путем изменения  находящихся в обращении денег.

Для реализации этих задач  Центральный банк использует определенный набор инструментов: эмиссию, валютную политику, учетную политику, политику открытого рынка и резервную политику.

Мероприятия кредитно-денежной политики оказывают свое влияние  на экономику через изменения  в величине и/или структуре денежной массы, что отражается в движении активов и пассивов баланса Центрального банка. В зависимости от того, на изменение какой составляющей денежной массы воздействует Центральный банк, различают и инструменты денежно-кредитной политики: изменение золотых резервов; предоставление-займов коммерческим банкам; изменение количества денег в обращении; изменение величины резервов коммерческих банков; изменение величины депозитов правительства.

На практике правительства  используют фискальную и денежно-кредитную  политику в тесной взаимосвязи.

 

4. Экономическая  политика государства

 

Экономическая политика — это совокупность предпринимаемых  государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное  регулирование — основа механизма реализации экономической политики — представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом изменять состояние спроса и предложения на рынке для реализации целей экономической политики. Таким образом, экономическая политика представляет собой более широкое понятие.

Процесс разработки экономической  политики начинается с определения  ее целей на основе научного анализа  состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран  мира преобладают четыре цели: стабильный рост национального объема производства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.

Постановка цели поддержания  стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

Поддержание определенного  уровня занятости означает, что с  помощью мер государственного регулирования  в обществе каждый желающий может  получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

Цели экономической политики реализуются с помощью набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

Экономическая политика государства осуществляется административно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) методами и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) методами. Применение инструментов экономической политики может оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

Информация о работе Роль государства в регулировании макроэкономических процессов