Регулирование занятости и обеспечение социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:21, реферат

Краткое описание

Переход Украины к рыночной экономике вызвал необходимость создания адекватной модели социальной защиты населения. Каждый работающий человек должен заботиться о своей защите от тех отрицательных социальных последствий, которые сопровождают структурную перестройку экономики, приватизацию предприятий, внедрение новых форм организации производства и труда. Достижению этой цели наиболее отвечает, как свидетельствует и международный опыт, солидарная система обязательного социального страхования, способная обеспечить эффективную социальную защиту.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Раздел 1. Социальная сфера экономики………………………….…...……….4
1.1 Задачи социальной сферы…………………………….……...……..6
1.2 Принципы социальной сфере……………………….………......….8
Раздел 2. Социальная политика государства………………….…...………..11
2.1 Государственная политика занятости и ее эффективность……..11
2.2 Обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка в жизни людей....................................................................................15
Раздел 3. Суть и пути достижения эффективной социальной защиты населения…………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая.DOC

— 132.00 Кб (Скачать)

     Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

     Политика  полной занятости сложилась в  нашем обществе вследствие господства теории и практики примитивного коммунизма, которые были раскритикованы К. Марксом еще в ранних его работах. Она была результатом неразвитых производственных отношений социализма и низкого уровня развития продуктивных сил, преобладания экстенсивных методов хозяйствования.

     Непосредственно общественный труд в нашем обществе в лучшем случае стал трудом городского работника, отчужденного от средств производства, результатов и содержания своего труда. Его положение  в системе общественного производства практически определяется не столько общесоциологическими законами, сколько отношениями позднего феодализма в сумме с отношениями раннего капитализма. И хотя сейчас применяются меры к перестройке хозяйственного механизма, основанного на господстве государственной собственности как глобальной частной собственности, положение большинства общей рабочей силы и ныне характеризуется следующими чертами.

     Полная  занятость превратилась в нашем  обществе в поголовную занятость  маломобильной рабочей силы, которая  привыкла получать низкую заработную плату не за труд, а за рабочее место. Значительная часть работников и сейчас занята неквалифицированным рабочим трудом в сфере производства. Эта модель использования трудовых ресурсов нацелена на дешевую рабочую силу с неразвитыми современными потребностями и большим количеством бесплатных социальных услуг достаточно низкого качества.

     Игнорируется  обратная связь - “ производство - человек”. Производство нацелено в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии социального ориентированного общественного производства такая политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации:  снижение рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей, низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п. Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному образцу (“ кто не работает тот не ест”, имеется в виду только государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотальным контролем за населением за населением.

     При этом занятость характеризовалась  большими диспропорциями: рядом с  излишком рабочей силы в одних  сферах и видах деятельности существует колоссальный дефицит рабочих кадров в других (на 100 верстаков, которые работают в одну смену, приходится 60 работников, пятая часть машин простаивает в автопарках из-за отсутствия водителей, не достает доярок, механизаторов и строителей).

     Поэтому во второй половине 80-х годов была определена и получила официальное одобрение концепция эффективной занятости. Это не поголовная, а социально ориентированная занятость, основными компонентами которой являются: сокращение (ликвидация в будущем) тяжелого, примитивного, неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму с администрацией, что предусматривает возможность ведения   переговоров по условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы собственности (гос. предприятие, частное, кооперативное, коллективное, общественное и т.п.); усиление связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.

     Эффективная занятость - это модель развития и  использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей  силы, ориентировано на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности).  Необходимо организовать также службу прогнозирования процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает требованиям рынка рабочей силы, который формируется.

     2.2  Обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка

     Самые первые шаги к рыночной экономике  ударили еще по одной сфере  относительного социального благополучия в прежней системе хозяйствования - по полной занятости.

     Проблема  эта исключительно сложна уже  тем, что затрагивает устои прежней экономической системы, исключавшей безработицу, во всяком случае, не скрытую привлечением избыточных работников. Важно отметить, что безработица, с которой мы начинаем сталкиваться  сейчас, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями  в предшествующем развитии народного хозяйства.                        

     Устранение  таких деформаций требует форсированного роста производства товаров народного потребления, появления в этой области новых предприятий, фирм. Здесь в связи с высоким спросом  (и, значит, высокими ценами) должна больше повышаться и заработная плата.

     Поэтому в данной сфере в целом угроза безработицы должна отсутствовать. Предприятия же машиностроения, военно-промышленного комплекса находятся в упадке.

    Такое положение образует базу для структурной  безработицы, характерной для нашей  преобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о процессе  не только трудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку устранение глубоких  структурных  перекосов  в короткие сроки нереально. Впрочем, и это устранение не снимет проблему безработицы  полностью. Последняя лишь обретет формы, характерные для зрелой рыночной среды, в которой высвобождение работников происходит прежде всего под воздействием реализуемых предложений научно-технического прогресса и интенсификации производства.              

    Далее, если на Западе безработица возникает  в условиях перепроизводства товаров  и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Вообще говоря, не может быть безработицы в том обществе,  где пусты полки магазинов: спрос на продукты и товары должен автоматически "всосать" высвобождающихся работников показали неготовность как государственных органов так и самих предприятий к решению проблемы.

    Отказ от установки на полную занятость  означает потерю важной социальной гарантии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь требуется если не полное предотвращение такой потери (это невозможно), то, по крайней мере, ослабление порождаемых ею явлений.

    Необходим комплекс мероприятий, упорядочивающих  процесс, не дающих безработице стать  массовой, позволяющих эффективно вести  переквалификацию работников, поддерживать их  в период поиска работы, активно создавать новые рабочие места и т.д.

    Снижение  капитальных вложений в государственном  масштабе (а оно неизбежно при "ни проблем финансовой мобилизации  и ликвидации дефицитности бюджета) может быть несколько компенсировано энергичной инвестиционной политикой местных, региональных  властей.

    Сейчас  в первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в  оплате труда. Речь идет  прежде всего  о пособиях по безработице, выплате  подъемных на новом месте жительства, выходных пособий т.п. Вопрос упирается в источники финансирования, в создание особых служб занятости, системы  переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

    В настоящее время предприятия  выплачивают часть своих доходов  для формирования фонда занятости. Эти отчисления, предполагается, будут расходоваться преимущественно на пособия по безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание  служб занятости.

    Наиболее  перспективной и эффективной  представляется система экономических  льгот предприятиям, которые сами создадут у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. В награду такие предприятия могут освобождаться  от части налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. работодателя полезно ставить перед альтернативой: создавать новые рабочие места на   собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой    механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.

      В законодательстве некоторых  республик СНГ предусмотрено,  что суммы средств, затраченные на профессиональную подготовку и переквалификацию работников, вычитаются из налогооблагаемой прибыли Есть надежды, что эта мера скажется на процессах преодоления массовой безработицы.

    Неверно  считать безработицу непременным  атрибутом рыночной экономики. Напротив, такой экономике, если исходить из самих принципов ее функционирования, безработные не требуются, поскольку они не  являются весомыми покупателями. Иная несколько картина становления рынка, но не оно само по себе вызывает незанятость. Последняя все же, применительно к нашим конкретным условиям, коренится в тех способах развития народного хозяйства, которые не приемлют рынок и деформируют экономику произволом, противостоящим объективным экономическим законам. 
 
 
 
 
 

Раздел  3. Суть и пути достижения эффективной социальной защиты населения 

    С переходом к планово-рыночной экономике значительно возросла армия безработных, ухудшаться уверенность в завтрашнем дне и т.д. Это требует от государства проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятий.

    Социальная  политика - это комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.

    Основными принципами проведения социальной политики являются:

    • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
    • обеспечение помощи самым бедным семьям;
    • выдача помощи на случай безработицы;
    • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
    • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
    • проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

    Проблема  социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. При переходе Украины к социально направленной рыночной экономике основная тяжесть социальной защиты ложится на государство, но одновременно увеличивается роль рыночного механизма в проведении такой политики.  Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

Информация о работе Регулирование занятости и обеспечение социальной защиты населения