Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:40, дипломная работа
Объектом исследования выступают предприятия, занимающиеся ВЭД ООО «Детская одежда».
Предметом исследования является ВЭД, складывающаяся между субъектами в процессе его функционирования и развития.
Цель выпускной квалификационной работы, заключается в выявлении институциональных проблем развития совместного предпринимательства и определении на этой основе направлений совершенствования его деятельности во Владимирской области.
Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия:
1) наличие соглашения между участниками об общих долгосрочных целях предпринимательской деятельности;
2) объединение участниками для достижения этих долгосрочных целей активов в форме денежных средств, основных фондов, опыта управления, права на интеллектуальную собственность и прочих средств;
3) рассмотрение и оценка объединенных активов как капиталовложений участников;
4) создание самостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительно на осуществление этих совместных целей;
5) участие сторон в прибылях от достижения согласованных целей и разделение связанных с этим рисков, определяемых процентом участия каждого партнера в совместных капиталовложениях. Стратегия и мотивы создания совместного предприятия (анализируется в табл. 1).
Таблица 1 – Стратегия и мотивы создания совместного предприятия.
Стратегия |
Мотивы |
1 |
2 |
Повышение стратегии производства |
Сокращение объема затрат капитала при создании новых мощностей и производств Повышение эффективности действующего производства, маркетинга и сбыта продукции Доступ к более дешевым факторам производства (сырье, рабочая сила, энергия) Повышение рентабельности за счет экономного расходования ресурсов в результате использования новой технологии и организации труда Упрощение объема патентами, лицензиями, ноу-хау Другие |
Расширение операций |
Проникновение на новый потребительский рынок Вступление в новую сферу деятельности Приобретение новой производственной базы или новых каналов сбыта Расширение и диверсификация существующего производства путем выпуска новых товаров, выхода в другие секторы экономики Другие |
Продолжение таблицы 1 | |
1 |
2 |
Уменьшение риска |
Получение необходимой информации и дополнительных инвестиций
Расширение возможностей реализации товаров, услуг за счет выхода на новый рынок
Применение уже ранее испытанных методов производства, управления реализацией
Другие |
Развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификаций |
Получение дополнительных денежных средств, капитала Получение новой технологии, ноу-хау Приобретение управленческого опыта Расширение экспорта Замещение импорта Обучение и подготовка квалифицированных кадров Привлечение квалифицированных работников Другие |
Мотивы объединения усилий участников создания совместного предприятия могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:
• стратегия на повышение эффективности производства;
• стратегия на расширение операций;
• стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов продукции;
• стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер деятельности[12,39].
1.2. Законодательные основы предпринимательской деятельности
Согласно п.1 ст.23 гражданского кодекса (ГК) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [2]. Это право основано на ч.1 ст.34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п.1 ст.2 ГК) [2].
Порядок государственной регистрации граждан-предпринимателей установлен законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется налоговым органом по месту жительства гражданина на основании представленного им пакета документов в срок не более чем 5 рабочих дней. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п.3 ст.23 ГК). Предприниматель должен получать лицензии на осуществление определенных видов деятельности, а также нести ответственность за нарушение обязательств даже при отсутствии вины (п.3 ст.401 ГК) [3].
Граждане - предприниматели могут признаваться судом несостоятельными (банкротами). Особенности их банкротства регулируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)». Признаком банкротства гражданина является неисполнение им своих обязательств в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (п.1 ст.3 Закона о банкротстве) [4].
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - гражданину составляют не менее 10 тыс. руб. (п.2 ст.6 Закона о банкротстве). Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами (Федеральной налоговой службой) [4].
Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 4, ст.12) [6].
Экспортная стратегия предприятия реализуются через следующие виды внешнеэкономической деятельности:
- внешнеторговая деятельность;
- производственная кооперация;
- международное инвестиционное сотрудничество;
- валютные и финансово-
В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (далее — ВТД). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 июля 2005 г.) (далее — Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Согласно ст.12 Закона «О государственном регулирование внешнеторговой деятельности», осуществляется посредством таможенно - тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности [5].
Таможенно - тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;
Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм — форма сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда.
Технологический процесс разделения труда — распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей. Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:
- взаимного планирования
- прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами;
- организации процесса
Международное инвестиционное сотрудничество — форма взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера с целью расширения базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематического обновления на основе критериев конкурентоспособности и облегчения процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи решаются за счет организации совместных предприятий. Совместное предпринимательство возможно на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций.
Валютные и финансово - кредитные операции в качестве вида ВЭД рассматриваются как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с облегчением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютные операции, совершаемые в целях избежания курсовых потерь. Валютные и финансово - кредитные операции рассматривают и в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в финансово - банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов [12,138].
Таким образом, для развития в России совместного предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В. И. Даль, предпринимать, значит, затевать, решиться исполнить какое - либо новое дело, приступить к совершению чего - либо значительного.
ГЛАВА 2. СОВМЕСТНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
2.1. Внешнеэкономическая деятельность Владимирской области
Владимирская область имеет выгодное экономико-географическое положение (ЭГП). Она находится на Европейской равнине, входит в число более развитых в промышленном отношении территорий. Большой промышленный потенциал, развитая сеть автомобильных и железнодорожных магистралей, благоприятный инвестиционный климат и очень выгодное географическое положение с точки зрения близости к Москве и нахождения на международном транспортном коридоре, делают Владимирскую область привлекательной для бизнеса. Владимирская область как один из 83 субъектов РФ имеет как внутренние связи, т.е. меж областями, так и внешнеэкономические [25, 73].
Возможность привлечения иностранных инвестиций решается с начала 90 - х годов, когда экономика России испытывала серьезные трудности, связанные с изменением конъюнктуры рынка, с нарушением прежних подходов к строительству предприятий, созданием промышленного потенциала. Во Владимирской области эта проблема была особо актуальной: 40% объема промышленного производства занимала оборонная промышленность, 30% - текстильная промышленность. В этот период был серьезный спад объема производства, в частности, во Владимирской области он составлял 66%.
Основной задачей было изменение структуры экономики. На первом этапе для привлечения инвестиций был предпринят ряд зарубежных поездок с целью показа наших возможностей. Чаще всего посещали Германию. Германия была и остается одним из серьезных инвесторов в экономику Владимирской области.
На территории области на сегодняшний день работает свыше 100 иностранных фирм. В 2010 году объем иностранных инвестиций составил 765 млн. долларов. Объем инвестиций увеличился на 44% по сравнению с 2009 годом. Владимирская область сотрудничает с различными странами: Нидерланды, Германия, Турция, Швейцария, США и т.д. В последнее время на территорию Владимирской области пришли компании с мировыми именами: «Kraft Foods», «Ferrero Rocher», «Forte», «Nestle», «Saint-Gobain».
Основными отраслями сотрудничества являются переработка, пищевая и легкая промышленности. Владимирская область позиционирует себя как «самая сладкая область». Компании «Kraft Foods», «Ferrero Rocher», «Nestle» вносят серьезный вклад в экономику области.
Владимирская область регулярно участвует в различных выставках.
Законодательство Владимирской области предоставляет налоговые льготы инвесторам на имущество и прибыль.