Развитие игорного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование процессов современного развития игорного бизнеса в России.
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение основных категорий игорного бизнеса;
- изучение нормативных основ функционирования игорного бизнеса;
- изучение зарубежного опыта организации деятельности игорных заведений;
- характеристика современной ситуации в российском игорном бизнесе;
- оценка проблем и перспектив функционирования игорного бизнеса.

Оглавление

Введение ..3
Глава 1 Понятие и нормативные основы развития современного игорного бизнеса в России………………………………………………………………….5
1.1 Основные понятия ..5
1.2 Законодательные аспекты развития игорного бизнеса 10
1.3 Зарубежная практика организации игорного бизнеса 13
Глава 2 Характеристика современной ситуации в игорном бизнесе………..20
2.1 Общественная оценка игорного бизнеса 20
2.2 Современные игорные зоны в России 21
Глава 3 Проблемы и перспективы функционирования игорного бизнеса…..25
3.1 Российский игорный бизнес в других странах……………………….……25
3.2 Способы обхода существующего законодательства………………….…..27
3.3. Проблемы налогообложения игорного бизнеса………………………….32
Заключение………………………………………………………………………36
Литература 38

Файлы: 1 файл

Игорный.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

С апреля 2010 года между  Санкт-Петербургом и Хельсинки  начал курсировать паром «Принцесса Мария» на 1 638 пассажиров. Среди развлекательных заведений лайнера имеется и казино, которое открывается, как только «Принцесса Мария» покидает территориальные воды России или Финляндии. Такое становится возможным, поскольку в нейтральных водах действуют законы не страны отправления или прибытия, а страны, под флагом которой ходит судно (в данном случае — законы Мальты).

Дважды в неделю анонсирован  «развлекательный круиз без захода в иностранные порты», поэтому  желающим воспользоваться услугами этого казино россиянам не нужно  оформлять никаких виз. «Известия» предполагают, что ради этих круизов проект и запущен, потому что в противном случае надеяться на рентабельность трудно — автомобильное или автобусное сообщение между двумя городами обходится пассажирам значительно дешевле.

Исполнительный директор компании «Инфлот», петербургского агента St. Peter Line, являющейся оператором линии и владельцем парома, Геннадий Михайлов опровергает это предположение — по его словам, целью проекта является возобновление морского сообщения между Петербургом и городами «по ту сторону Балтики», а казино есть на всех подобных лайнерах — так же, как, например, рестораны и магазины22.

Поскольку пункт 3 ст. 5 закона № 244-ФЗ запрещает организацию и  проведению азартных игр и в Интернете, российские онлайн-казино сменили доменную зону .ru на доменную зону .com. Кроме того, многие из них зарегистрировали свой бизнес в Уругвае, Коста-Рике, Доминиканской республике, на Гибралтаре, Мальте, Антигуа и Барбуде, в канадской резервации индейского племени могаук Канавейк (англ. Kahnawake) в Квебеке.[24] Владелец сайта Onlinecasinos.ru Юрий Корешков считает, что нарушения законов при этом не происходит:

«Интернет-казино действуют обычно под видом интернет-клубов,но выявить и доказать это не всегда возможно, а в случае выявления нарушений наказание минимально — административный штраф в размере 50 тыс. руб. по факту незаконной предпринимательской деятельности, при ежедневном доходе интернет-казино до 150 тыс. руб»23.

Существуют также нелегальные  способы продолжать игорный бизнес.

4 июля 2009 года президент  России Дмитрий Медведев заявил, что «юридически все игорные заведения закрыты», подчеркнул, что никаких дополнительных возможностей, кроме установленных законом игровых зон, у игорного бизнеса в России не будет. И предупредил, что будут попытки как действовать в обход закона, «камуфлируя» игорный бизнес под те сферы деятельности, которые не урегулированы законом, так и впрямую нарушать его, организуя азартные игры подпольным образом.

Президент считает, что, если попытки первого рода примут массовый характер, то нужно будет  ввести законодательный запрет и на те виды деятельности, под которые будет «камуфлироваться» игорный бизнес, а подпольные игровые заведения («по сути — притоны») нужно «прихлопывать»24.

В июле 2009 года секретарь  Федерации спортивного покера России Евгений Атаров заявил, что 70 % крупных московских казино подавали заявку на аттестацию клубов спортивного покера, а всего в очереди на аттестацию находится 200 заявок — почти втрое больше, чем общее количество клубов, появившихся за прошедшие после признания покера видом спорта два года.

Сразу же после закрытия игорных заведений мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что в отношении  спортивного покера московские власти занимают такую же позицию, что и  в отношении игорного бизнеса, и назвал спортивный покер «троянским конём, которого в Москву пускать нельзя». В июне 2009 года аналогичную точку зрения высказал министр финансов России Алексей Кудрин, а месяц спустя — и председатель правительства России Владимир Путин25.

Любители спортивного  покера утверждают, что это не азартная игра, а вид спорта, и обосновывают это следующим образом. Если, например, в рулетке всё зависит только от удачи, то в покере выигрывает тот, кто лучше умеет играть. Азартные игры — бездумные, в них «человек делает ставку на фарт», а в покере нужны анализ, логика, понимание психологии противника. В покере игроки сражаются между собой (организующему игру клубу достаётся лишь фиксированный процент от призового фонда), а в казино модель игры другая — посетитель против заведения; в этой модели возможна ситуация, когда казино забирает все деньги.

Действительно, среди  примерно 200 разновидностей покера есть и те, в которых играют по второй модели (такая игра идёт в казино, и она как раз и является азартной), но Федерация спортивного  покера России признаёт только три  разновидности, которые к азартным играм не относятся. Доля азарта есть и в покере, но она есть в любых играх. Главный врач Клиники психологической адаптации Алексей Магалиф говорил в августе 2009 года, что в его практике никогда не встречались люди с покерной зависимостью — в отличие от зависимости от рулетки и игровых автоматов.

Противники клубов спортивного  покера утверждают, что «подобный  игровой клуб в любом случае является организатором азартных игр»26. Аргументы противников оказались для властей более убедительными, и 20 июля 2009 года покер был исключён из Всероссийского реестра видов спорта, а (легальные) покерные клубы в России прекратили своё существование.

Исполнительный директор Московской федерации спортивного  покера Екатерина Иванчик считает, что решение властей объяснимо: представители игорного бизнеса дискредитировали этот вид спорта массовым открытием покерных клубов после первого июля. Юрист Федерации спортивного покера России Сергей Ковалёв заявил, что власти испугались этого явления, «но разбираться не стали и причесали всех под одну гребёнку» — тем самым «Россия только выставила себя на посмешище». Он добавил, что Федерация спортивного покера России всё равно будет существовать, но уже как общественная организация27.

Незадолго до закрытия игорных  заведений власти Санкт-Петербурга выразили беспокойство относительно роста лотерейного бизнеса с использованием оборудования, «соответствующего по внешнему виду и принципу действия игровым автоматам», — так называемых «стимулирующих лотерей». Губернатор Валентина Матвиенко даже отправила об этом письмо Владимиру Путину. Председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга Сергей Бодрунов в июне 2009 года заявил: «С 1 июля в Петербурге, как и в других регионах, должны быть закрыты казино. Вместо того чтобы перебазировать их в выделенные для этого особые зоны, владельцы стали перепрофилировать свои заведения в лотерейные, по сути, сохраняя в городе игроманию и игорный бизнес в тех же масштабах, но под другой вывеской. Для лотерей сейчас можно использовать, по сути, тех же «одноруких бандитов», при этом контролировать доходы такого бизнеса, в отличие от игорного, городские власти уже не могут»28.

По мере приближения  даты закрытия игорных заведений  рост лотерейного бизнеса и интереса к нему со стороны игорного бизнеса отмечался и в общероссийских масштабах.

С августа 2010 года стимулирующие  лотереи с использованием технических  средств определения выигрыша были законодательно запрещены.

Значительная часть  игорного бизнеса ушла в подполье. Так, несмотря на полный запрет игорного бизнеса на территории Ставропольского края с 2007 года, в одном только Промышленном районе Ставрополя в 2008 году действовали не менее 80 подпольных казино, причём в ряде случаев им покровительствовали руководящие сотрудники органов внутренних дел. В течение первых нескольких дней после вступления в силу федерального закона в Чите был обнаружен зал действующих игровых автоматов, в Оренбургской области было закрыто более 60 нелегальных игорных заведений и изъято более тысячи игровых автоматов; в Томске и Амурской области некоторые игровые заведения продолжали действовать в обход закона29.

Всего за второе полугодие 2009 года органы внутренних дел закрыли  более 1 400 игорных заведений, из них  — 40 казино и около 1 300 залов игровых автоматов  по всей стране — в Новосибирске, Забайкалье, Краснодаре, Приморском крае, Свердловской области, Дагестане, в Сахалинской, Омской области, Казани, Белгородской области, Подмосковье.

В марте 2010 года была раскрыта сеть подпольных игорных салонов на территории Северо-Западного федерального округа и Волгоградской области, включавшая 47 игровых салонов и более 1 300 игровых автоматов, и ликвидировано подпольное казино в Хабаровске (суммарная номинальная стоимость изъятых игровых фишек превысила 58 млн руб.) В апреле в крупнейшем развлекательном комплексе Махачкалы «Золотая империя», расположенном рядом со зданием прокуратуры республики, было обнаружено подпольное казино; было вскрыто 78 игровых аппаратов и изъято более 352 тыс. руб. выручки.

Нарушения закона в этой сфере вскрывались и в 2011 году. Так, в феврале в центре Москвы было ликвидировано подпольное казино (суммарная номинальная стоимость  изъятых в нём игровых фишек превысила $10 млн), а в подмосковной Балашихе было закрыто развлекательное заведение, где изъяли 28 игровых автоматов30.

 

3.3. Проблемы  налогообложения игорного бизнеса 

 

Исследуя проблемы налогообложения, рассмотрим функции, которые должна выполнять система налогообложения игорного бизнеса: фискальной, регулирующей и контрольной. При этом особая роль отводится фискальной и регулирующей функциям. В рамках регулирующей функции действует ряд подфункций, в частности, дестимулирующая (ограничительная). Основные свои дестимулирующие способности налоги реализуют в самостоятельной регулирующей функции через льготы, санкции и другие способы налогового воздействия государства на процесс воспроизводства. Эти меры являются следствием проводимой правительством налоговой политики, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на максимальную реализацию фискального, регулирующего и контрольного потенциала налогов в целях достижения определенного на данном этапе экономически и социально значимого результата. По мнению автора, регулирующая функция является не менее важной, чем фискальная.

Основными принципами налогообложения  игорного бизнеса можно считать  следующие справедливости, начала определенности (известности) при налогообложении, удобства, дешевизны взимания налогов, однократности налогообложения  и простоты исчисления и уплаты налогов.

Выделим принцип справедливости, согласно которому каждый субъект должен уплачивать налоги соразмерно получаемым доходам. Впервые более чем за сто лет в мировой практике налогообложения установлены равные налоги. Речь идет о введении налога на игорный бизнес и единого налога на вмененный доход, размеры которых не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика. В результате нарушается принцип справедливости при налогообложении игорного бизнеса. В России установление этих налогов производится по видам деятельности, которые характеризуются большим удельным весом наличного денежного оборота и, следовательно, с возможностью уклонения от налогообложения путем занижения фактического размера выручки.

Вторая группа исследуемых проблем связана с разработкой организационно-методологических и методических основ построения и развития системы налогообложения игорного бизнеса, в рамках ее оптимизации.

По своей правовой природе налог на игорный бизнес является разновидностью вмененного налога на отдельные виды деятельности (в нашем случае это - использование игровых столов, игровых автоматов, информационных технологий, содержание касс тотализаторов и касс букмекерских контор). Использование специальных налоговых режимов предполагает снижение уровня налогового бремени. Исключение здесь составляет организация взимания ЕНВД, когда платеж носит обязательный фиксированный характер, не зависящий от результатов финансово-хозяйственной деятельности субъекта.

Налог на игорный бизнес был введен в качестве самостоятельного налога в августе 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 31.07,1998 г. №142ФЗ "О налоге на игорный бизнес". До этого периода соответствующие налогоплательщики платили налог на доходы от игорного бизнеса в соответствии с Федеральным законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций", ставка которого достигала 90% суммы дохода.

Фактически это был  не налог на прибыль, а подоходный налог с юридических лиц с  огромной ставкой. В этой ситуации чрезмерного налогового давления игорные заведения были вынуждены существенно занижать суммы декларируемых доходов. В результате, несмотря на масштабные денежные обороты и достаточно высокий уровень доходности предприятий, осуществляющих игорный бизнес, поступления налогов в этой сфере были крайне низкими. В связи с этим со всей определенностью встал вопрос о необходимости коренного пересмотра подхода к налогообложению в этой отрасли.

Иная ситуация в отношении  букмекерских контор и тотализаторов. Их по новому закону можно открывать вне игорных зон. Национальной ассоциации букмекеров (НАБ) удалось доказать властям, что букмекеры занимаются не азартными играми, а спортом. Согласно закону конторы должны иметь лицензию, их чистые активы — быть не менее 100 млн. руб. Заведения могут располагаться только в капитальных зданиях. Под запретом окажутся конторы, открытые в жилых домах, временных постройках, детских образовательных и медицинских учреждениях, в зданиях вокзалов, аэропортов, на остановках общественного транспорта. По данным НАБ, всего зарегистрировано 367 букмекерских касс, сегодня реально работают около 96. Ежегодный оборот этого рынка оценивается в 1 млрд. руб31.

Предлагая ограничить распространение  казино и игровых автоматов, руководство  страны ссылается на международный опыт. Сама идея игорных зон сразу вызывает в сознании образы Лас-Вегаса и Атлантик-Сити, Монте-Карло и Макао. Она облегчает контроль над азартными играми, а также помогает привлекать состоятельных игроков, в том числе из-за рубежа, и инвестиции. Однако если за рубежом практически любой из городов-кандидатов находится в зоне часовой доступности для нескольких миллионов потенциальных игроков, то в России наиболее «депрессивные» регионы - в таких уголках, до которых мало кто доберется. А основные потенциальные посетители игорных зон, способные обеспечить ее процветание, сосредоточены в регионах, которые в дополнительном стимулировании не особенно нуждаются.

Информация о работе Развитие игорного бизнеса в России