Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:35, контрольная работа
Современные показатели перехода России к рыночным отношениям показывают необходимость анализа развития каждого федерального округов РФ в отдельности. Их создание, в том числе и Южного федерального округа (ЮФО), послужило становлению экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов Российской Федерации и обеспечению реализации геостратегических интересов государства.
Попробуем подробно рассмотреть именно Южный федеральный округ, поскольку, состояние и проблемы этого региона в данный момент особенно актуальны для нашей страны. В этом регионе сформировались крупные агропромышленный, индустриальный и курортно-рекреационный комплексы, которые, в условиях перехода к рыночным отношениям могут и должны внести значительный вклад в решение задач экономического и социального возрождения России.
Соответственно целью данной работы будем считать возможность и желание охарактеризовать развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Южного федерального округа.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Состав и место Южного федерального округа в общероссийском разделении труда. Особенности экономико-географического положения……………………………………………………………………...5
3. Хозяйственный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства…….............................................................................................................14
4. Основные проблемы и инновационные направления социально- экономического развития региона…………………………………………..23
5. Заключение…………………………………………………………………...33
6. Список использованной литературы……………………………………….36
Публично многие руководители регионов основной причиной различных социальных проблем населения называют отсутствие достаточных финансовых средств. Однако, как показывают проведенные проверки выполнения налогового и бюджетного законодательств, значительные резервы по наполнению федерального и регионального бюджетов остаются неиспользованными. Здесь деятельность налоговых инспекций и службы судебных приставов не скоординирована и не результативна.
Пример статьи, представленной в журнале «Вестник экономики» за сентябрь 2012 года сегодняшнего полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе: « «Зоны опережающего роста» станут локомотивом экономики для всего Юга России».
Краснодарский край и Ростовская область являются крупнейшими стратегическими регионами не только Южного федерального округа, но и страны в целом. Здесь производится более 70% всего объема продукции сельского хозяйства Южного федерального округа, порядка 12% объема производства страны, собирается около четверти урожая зерновых и зернобобовых культур. И это не предел.
Точки роста.
За последние годы Краснодарский край и Ростовская область в целом имеют положительную динамику развития. Основные тенденции донской и кубанской экономик близки к среднероссийским. С 2010 года растут показатели промышленного и сельскохозяйственного производства, розничной торговли, ввода жилья в эксплуатацию, достаточно устойчивая ситуация складывается на потребительском рынке. Например, за первое полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс промышленного роста в Ростовской области оказался весьма высоким и составил 114,5%, в Краснодарском крае увеличился ввод жилья на 13,3%.
Показатели валовой продукции сельского хозяйства в первом полугодии текущего года увеличилась как в Ростовской области, так и в Краснодарском крае по сравнению с тем же периодом 2011 года.
Уникальные природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал этих регионов наиболее благоприятны для лечения и отдыха россиян.
Развивается туристско-рекреационный комплекс на Черноморском побережье. Стратегической целью развития санаторно-курортного и туристического потенциала Краснодарского края является формирование таких предложений потребителю, которые бы соответствовали уровню международных стандартов и были бы востребованы круглый год. Динамика экономического развития этих регионов напрямую зависит от уровня инвестиционной деятельности в строительной сфере. Так, за первое полугодие этого года в Краснодарском крае введено в эксплуатацию 1,8 млн кв. метров жилья. Это на 13,3% больше, чем за первое полугодие 2011 года. Объемы жилищного строительства в Ростовской области за данный период вышли на уровень аналогичного периода прошлого года.
Наряду с производственным сектором устойчиво растет и потребительский рынок. Оборот розничной торговли в Ростовской области в I полугодии 2012 года увеличился на 6,9%, в Краснодарском крае — на 5,6%.
С 2010 года в регионах отмечается снижение численности зарегистрированных безработных. Уровень официальной безработицы и в Краснодарском крае, и в Ростовской области не превышает 1%.
Вместе с тем убежден, что экономико-географическое положение Краснодарского края и Ростовской области используется еще не в полной мере. Возможности дальнейшего развития здесь большие.
Проекты будущего.
В этих регионах имеются все условия для развития благоприятного инвестиционного климата: высокий природно-ресурсный потенциал, развитая транспортная инфраструктура и промышленность, наличие высококвалифицированной активной рабочей силы, наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную деятельность и защищающей инвесторов. Для любого инвестора важнейшим условием бизнеса является общественно-политическая стабильность и экономическая динамичность региона. Краснодарский край и Ростовская область отвечают этим требованиям.
В сентябре прошлого года была утверждена Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. Ее разработка велась Министерством регионального развития России в сотрудничестве с администрациями регионов, входящих в состав округа, при участии аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.
Задача увеличения объема инвестиций сегодня стоит в равной степени перед всеми субъектами округа. Необходимо отметить, что Краснодарский край и Ростовская область вносят основной вклад в общий объем инвестиций Южного федерального округа. По объему привлекаемых инвестиций Краснодарский край занимает первое место в округе.
В значительной степени это обусловлено подготовкой к проведению в г.Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 году: строительством объектов Олимпиады и созданием соответствующей инфраструктуры. К тому же в 2018 году в Ростове-на-Дону и Краснодаре предполагается провести матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. А значит, нужны будут инвестиции на строительство современных стадионов, гостиниц и других объектов.
Повышенный уровень инвестиционной активности в Краснодарском крае и в Ростовской области также можно объяснить реализацией значимых инвестиционных проектов в секторе экономики и значительным ростом темпов жилищного строительства.
Так, в Краснодарском крае запущен Абинский электрометаллургический завод. В Ростовской области введен в строй Новошахтинский завод нефтепродуктов стоимостью около 15 млрд рублей. Данный проект позволил создать более тысячи рабочих мест, большую часть которых заняли оставшиеся без работы шахтеры. Запущен 2-й энергоблок Волгодонской АЭС, где также созданы сотни рабочих мест. Введена в эксплуатацию вторая нитка шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон.
Продолжается реализация и других значимых для этих регионов инвестиционных проектов. Например, в 2013 году в Краснодарском крае планируется завершить строительство современного тепличного комплекса с использованием энергосберегающих технологий для круглогодичного выращивания овощных культур.
В настоящее время в Ростовской области продолжаются работы по развитию серьезного транспортного узла «Ростовский универсальный порт». В Краснодарском крае стартуют наземные работы по олимпийскому проекту «Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок». Общая сумма инвестиций в проект в рамках частно-государственного партнерства составит почти 14 млрд. рублей. По оценкам экспертов, все это позволит порту стать конкурентоспособным на черноморском круизном рынке.
Десятки миллиардов рублей должны составить инвестиции в модернизацию дорожной сети округа. В ближайшие годы планируются также многомиллиардные инвестиции в аэропорты Юга России. Речь идет прежде всего об аэропортах Сочи, Краснодара, Геленджика, Анапы, аэропорта Южный под Ростовом.
Стратегией развития Южного федерального округа до 2020 года предусмотрено не только создание крупных отраслевых кластеров, но и реализация гораздо более масштабных проектов территориального развития экономики.
Так, на территории округа предлагается выделение наиболее перспективных зон, которые условно названы «зонами опережающего роста». Они должны стать локомотивом экономики для всего Юга России. В свою очередь эти зоны будут сгруппированы в три крупные —Черноморско-Кубанскую, Азово-Донскую и Волжско-Каспийскую. На их территории будет сконцентрирована основная масса инвестиционных проектов в различных сферах экономики, имеющих важное межрегиональное и федеральное значение. Особая роль при этом отводится инфраструктурным проектам, способствующим объединению экономики субъектов, углублению их взаимодействия, развитию связей между ними.»
Анализ современного экономического положения в Южном федеральном округе показывает, межнациональные конфликты и мировой экономический кризис привели к полной остановке значительного количества предприятий, что в свою очередь через межрегиональные связи вызвало спад производства на соседних территориях. Неоднородности отраслевой структуры регионов России также способтвуют объективные (природно-климатические условия, наличие природных ресурсов, геополитическое положение, особенности расселения и др.) и субъективные факторы (политические и экономические решения относительно размещения и концентрации отраслевых комплексов). Со стороны социально-экономического блока правительства РФ есть серьезная недооценка проблем Южного федерального округа. В регионе наблюдаются серьезные социальные проблемы.
Поэтому чрезвычайно важно добиться скорейшего решения всех спорных вопросов, прекратить конфронтацию между населяющими регион народами, установить мир и стабильность. Только в этом случае Юг России сможет внести более весомый вклад в экономическое возрождение страны.
В перспективе Южный федеральный округ должен сохранить свои позиции в общероссийском территориальном разделении труда. Он будет по-прежнему выделяться многоотраслевым сельским хозяйством, транспортным и энергетическим машиностроением, пищевой, химической и легкой промышленностью, уникальным курортно-рекреационным комплексом. Принципиальным условием качественного совершенствования развития производительных сил является использование преимуществ округа природного и социально-экономического характера и на этой основе приоритетное развитие тех отраслей и производств, которые не имеют подобных предпосылок и возможностей в других регионах или развитие которых там менее эффективно. Особенно должно возрасти значение агропромышленного и курортно-рекреационного комплексов.
В связи с этим разработаны сценарии долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа, на основе которых разработаны стратегические ориентиры и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в целом и приоритеты развития Южного федерального округа, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Однако параметры социально-экономического развития, как целевые, так и ресурсные, заложенные в долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году, которые разрабатывались в условиях “не ожидания” мирового экономического кризиса и его столь сильного воздействия на экономику России, исходят из чрезмерно оптимистических с позиции сегодняшнего дня ожиданий в части оценки возможностей роста российской экономики на долгосрочную перспективу по двум основным сценариям – “энерго-сырьевому” и “инновационному”. Наиболее реалистичный по соотношениям прогнозных показателей и посылок прогноза, “инерционный” сценарий, считался пессимистическим, наименее желательным и вероятным. В настоящее время еще нет новых утвержденных официальных долгосрочных сценариев прогноза, учитывающих изменение траекторий экономической динамики в результате кризиса. Оценка перспектив развития Российской Федерации в среднесрочном периоде, представленная в разработанном Правительством Российской Федерации Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов показывает, что выход из кризиса, в отличие от ситуации после 1998 года, ожидается медленным, и темпы роста ВВП будут намного ниже, чем в предшествующие кризису годы.
Макроэкономические параметры развития Российской Федерации в среднесрочном периоде сформированы на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов в рамках двух сценариев: консервативного и умеренно-оптимистического.
При реализации консервативного сценария социальная сфера характеризуется слабовыраженными повышательными трендами на фоне некоторого ухудшения демографической динамики и показателей обеспечения населения услугами здравоохранения и образования. Предполагаются следующие параметры социального развития Южного федерального округа:
Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Южного федерального округа при реализации консервативного сценария в 2010 - 2020 годы составит 4,8 процента в год, в целом за 2010 - 2020 годы валовой региональный продукт округа увеличится в 1,7 раза, среднегодовой темп прироста инвестиций в экономику округа составит 4,4 процента.
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 3749
Электронные ресурсы.
Методички. Документы. Справочники.
Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Южного федерального округа