Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:35, контрольная работа
Современные показатели перехода России к рыночным отношениям показывают необходимость анализа развития каждого федерального округов РФ в отдельности. Их создание, в том числе и Южного федерального округа (ЮФО), послужило становлению экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов Российской Федерации и обеспечению реализации геостратегических интересов государства.
Попробуем подробно рассмотреть именно Южный федеральный округ, поскольку, состояние и проблемы этого региона в данный момент особенно актуальны для нашей страны. В этом регионе сформировались крупные агропромышленный, индустриальный и курортно-рекреационный комплексы, которые, в условиях перехода к рыночным отношениям могут и должны внести значительный вклад в решение задач экономического и социального возрождения России.
Соответственно целью данной работы будем считать возможность и желание охарактеризовать развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Южного федерального округа.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Состав и место Южного федерального округа в общероссийском разделении труда. Особенности экономико-географического положения……………………………………………………………………...5
3. Хозяйственный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства…….............................................................................................................14
4. Основные проблемы и инновационные направления социально- экономического развития региона…………………………………………..23
5. Заключение…………………………………………………………………...33
6. Список использованной литературы……………………………………….36
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Состав и место Южного
3. Хозяйственный комплекс округа.
Развитие и размещение отраслей рыночной
специализации промышленности и сельского
хозяйства……...................
4. Основные проблемы и
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………….36
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.
Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений. Однако выделить место региональной системы, ее финансовую основу развития, источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система, совокупность различных видов воспроизводственных циклов.
Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в той или иной стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.
Современные показатели перехода России к рыночным отношениям показывают необходимость анализа развития каждого федерального округов РФ в отдельности. Их создание, в том числе и Южного федерального округа (ЮФО), послужило становлению экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов Российской Федерации и обеспечению реализации геостратегических интересов государства.
Попробуем подробно рассмотреть именно Южный федеральный округ, поскольку, состояние и проблемы этого региона в данный момент особенно актуальны для нашей страны. В этом регионе сформировались крупные агропромышленный, индустриальный и курортно-рекреационный комплексы, которые, в условиях перехода к рыночным отношениям могут и должны внести значительный вклад в решение задач экономического и социального возрождения России.
И как заявил, выступая на расширенном заседании коалиционного совета промышленников и предпринимателей Южного Федерального округа, заместитель министра регионального развития РФ Валерий Гаевский: «Юг России относится к числу регионов, решение проблем которых федеральный центр рассматривает в первоочередном порядке». При этом он также подчеркнул, что южный макрорегион занимает особое место в концепции долгосрочного развития страны.
Соответственно целью данной работы будем считать возможность и желание охарактеризовать развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Южного федерального округа.
Южный федеральный округ (ЮФО) – административное формирование Российской Федерации на юге европейской части России. Образован Указом Президента России РФ В. В. Путина от 13 мая 2000 года № 849, состав ЮФО изменен (Рис.1).
Рис.1. Южный федеральный округ
19 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента России Д. А. Медведева № 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" из его состава выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск.
Южный федеральный округ является самым маленьким в России (после выделения из него Северо-Кавказского федерального округа), включает 2 республики, 3 области и 1 край (Рис. 2).
Рис. 2. Состав Южного федерального округа
№ |
Флаг |
Субъект Федерации |
Административный центр |
1 |
Республика Адыгея |
Майкоп | |
2 |
Астраханская область |
Астрахань | |
3 |
Волгоградская область |
Волгоград | |
4 |
Республика Калмыкия |
Элиста | |
5 |
Краснодарский край |
Краснодар | |
6 |
Ростовская область |
Ростов - на - Дону |
Его площадь — 416 тыс. 840 кв.км. Занимает 2,4% территории России.
Центр федерального округа - г. Ростов-на-Дону. (Рис. 3.)
Полномочный представитель Президента РФ в Южном ФО - Устинов Владимир Васильевич.
Экономико-географическое положение округа весьма выгодно и своеобразно. Это в значительной степени определяет специализацию региона в территориальном разделении труда страны и представляет огромный экономический и стратегический интерес для Российской Федерации в целом.
Рис. 3. Административные центры субъектов Южного федерального округа.
Занимая Предкавказскую горловину и низовья двух крупных рек России — Волги и Дона, регион дает широкий выход сразу к трем морям - Черному, Азовскому и Каспийскому. Это открывает широкие возможности для морских перевозок грузов, как внутри СНГ, так и за его пределами. В этом отношении особенно велико значение Азово-Черноморского бассейна, дающего выход через Босфор и Дарданеллы в Средиземноморье и Мировой океан. Каспийское море представляет собой замкнутый континентальный водоем, не имеющий естественной водной связи с Мировым океаном. Положительным элементом выгодности морского положения Южного федерального округа является и то, что омывающие его моря не замерзают (или замерзают на короткий срок); это обеспечивает регулярные экономические связи, как для самого региона, так и для страны в целом.
Наиболее благоприятным приморским положением выделяются Ростовская область и Краснодарский край; к Каспию выходят Астраханская область и Калмыкия.
Одной из важнейших особенностей экономико-географического положения округа является его относительная компактность — расстояние с запада на восток примерно равно протяженности с севера на юг. Не менее важно и положение в южных широтах Российской Федерации, определяющее широкие возможности развития сельского и рекреационного хозяйства — лучшие, чем в других регионах России.
На протяжении нескольких веков регион выполнял функции плацдарма для расширения российских границ в южном направлении и одновременно стратегического форпоста по защите южных границ страны от вражеских вторжений. Постоянная готовность к их отражению обусловила своеобразные формы расселения, этногенеза, хозяйственного освоения территории и развития социально-экономических процессов.
Современная специфика экономико-географического положения округа находит свое проявление в пограничном его статусе. С трех сторон он окружен среднеразвитыми в хозяйственном отношении бывшими республиками Советского Союза: Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, а по водным границам соприкасается также с Турцией, Ираном, Туркменистаном, Болгарией и Румынией.
В отличие от южного направления северное отличается весьма удобной транспортной доступностью. Здесь проходит граница с относительно развитыми регионами России — Воронежской обл. Центрально-Черноземного района и Саратовской обл. Поволжья. Таким образом, находясь на периферии Российской Федерации, Южный федеральный округ обладает еще одним благоприятным элементом экономико-географического положения: он расположен на пересечении исключительно важных транспортных магистралей из Центральной России в Закавказье, Турцию, Иран; из украинского Донбасса в Урало-Поволжье и страны Средней Азии; из восточных районов России и Казахстана в порты Черного моря и др.
Расположенные в пределах округа
низовья судоходных Волги и Дона в совокупности
с Волго-Донским каналом являются одним
из центральных звеньев в составе крупнейшей
внутренней воднотранспортной системы,
связывающей между собой Балтийское, Белое,
Каспийское, Черное и Азовское моря. Более
того, Волго-Дон входит и в так называемое
Большое водное кольцо Европы, проходящее
по нескольким морям и рекам, включая Дунай,
Рейн и соединяющий их канал Дунай—Майн—Рейн.
Из особенностей политико-географического
положения округа можно выделить его расположение
на этническом перекрестке, в зоне непосредственных
контактов двух крупнейших мировых цивилизаций
— мусульманской и христианской, в пределах
и вблизи одного из самых напряженных
регионов мира с множеством «горячих точек»,
в числе которых выделяются Чечня, Абхазия,
Аджария, Нагорный Карабах, Южная Осетия
и другие.
Весьма разнообразен климат Южного округа. За исключением высокогорных районов, лето очень теплое. Средняя июльская температура колеблется в пределах от 20 до 24°С. Вегетационный период с температурами выше 10° продолжается здесь в течение 170 — 190 дней, а годовая сумма солнечной радиации в степной и предгорной зонах примерно в 1,5 раза больше, чем в Подмосковье. Зима в различных частях округа неодинакова. Среднеянварские температуры колеблются от 2°С в Сочи и Новороссийске, до -9 — -12°С в степях Волгоградской и Ростовской областей. Большое влияние на температурный режим оказывает Черное море, особенно на прилегающие к нему районы. Это выражается в смягчении летней жары и повышении температуры воздуха на побережье зимой. Однако в Новороссийской бухте в зимний период (обычно с ноября по март) нередко дует холодный и сильный северо-восточный ветер — бора. Условия для него создаются, когда над морем стоит барометрический минимум, а на суше давление резко повышается. В Новороссийске бора может доходить до силы урагана. Иногда температура при бора опускалась ниже -20°С и замерзала гавань, как правило, свободная от льда. Но область распространения боры очень невелика; уже в нескольких километрах от Новороссийска он не ощущается.
Южный федеральный округ — многонациональный регион России. Тут пребывают такие национальности как: русские, армяне, адыгейцы, цыгане, украинцы, курды, черкесы, татары, калмыки, даргинцы, казахи, турки – месхетинцы, чеченцы и другие.. Наиболее многочисленны русские, калмыки и адыгейцы. Русское население составляет большинство во всех крупных городах и промышленных центрах (Табл. 4).
Табл.4. Национальный состав населения по субъектам РФ
Национальность |
Удельный вес лиц данной национальности среди лиц, указавших национальную принадлежность в соотношении к 100 % |
Лица, указавшие свою национальную принадлежность |
100,0 |
Русские |
71,6 |
Калмыки |
9,68 |
Адыгейцы |
4,25 |
Казахи |
3,3 |
Армяне |
2,25 |
Татары |
1,48 |
Украинцы |
1,28 |
Даргинцы |
0,56 |
Другие, не перечисленные |
2,3 |
Лица, не указавшие свою национальную принадлежность. |
3,3 |
По численности населения Южный округ занимает 4 место в России, уступая Центральному, Приволжскому и Сибирским федеральным округам (Табл.. 5).
Табл. 5. Городское население по субъектам РФ
№ |
Федеральный округ |
Городское и сельское население, млн. чел |
В процентах к общей численности населения | |
Городское |
Сельское | |||
1 |
Центральный |
38 427 539 |
81,3 |
18,7 |
2 |
Приволжский |
29 899 699 |
70,8 |
29,2 |
3 |
Сибирский |
19 256 426 |
74,8 |
25,2 |
4 |
Южный |
13 854 334 |
62,4 |
37,6 |
5 |
Северо-Западный |
13 616 057 |
83,5 |
16,5 |
6 |
Уральский |
12 080 526 |
79,9 |
30,1 |
7 |
Северо-Кавказский |
9 428 826 |
49,2 |
50,8 |
8 |
Дальневосточный |
6 293 129 |
74,8 |
25,2 |
Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Южного федерального округа