Расчеты пластиковыми картами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследование организации расчетов пластиковыми картами.
Поставленную цель мы решаем рассмотрением следующих задач:
 Сущность, значение расчетов пластиковыми картами
 Порядок отражения операций по счетам
 Анализ современного состояния развития пластиковых карт в России
 Оценка рисков и пути их решения

Оглавление

Введение
1 Сущность, значение расчетов пластиковыми картами
1.1 Развитие пластиковых карт и платежных систем
1.2 Особенности Российского рынка технологии пластиковых карт
1.3 Сущность пластиковых карт
1.4 Значение пластиковых карт
2 Операции с использованием пластиковых карт, их учет и анализ
2.1 Операции с использованием пластиковых карт
2.1.1 Общая схема расчетов с использованием пластиковых карт
2.1.2 В банке-эмитенте
2.1.3 В банке-эквайере
2.2 Учет расчетов с использованием пластиковых карт
2.2.1 В банке-эмитенте
2.2.2 В банке-эквайере
2.3 Анализ операций с использованием пластиковых карт
3 Риски при использовании пластиковых карт и пути их сокращения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Файлы: 1 файл

курсовая работа №1.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

           Обмен информацией о сделках и уплата комиссионных в пользу банка-эмитента;

           Рассмотрение заявок торговцем на присоединение к системе расчетов, анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверка торговцев, подозреваемых в мошенничестве;

           Маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых карточек;

 

2.2      Учет расчетов с использованием пластиковых карт

 

2.2.1                        В банке-эмитенте

 

Операции, совершаемые с использованием банковских карт в банке-эмитенте.

1             зачислены денежные средства на счет  для расчетов по операциям с использованием банковских карт.

а)  через счет, открытый в другом банке  Д 30102К 40817

б) через кассу банка Д 30102К 42101

в) со счета по учету депозитов Д 42301-42307К 40817

2   Списаны произведенные расходы с использованием банковских карт при получении наличных денег физическими лицами Д 40817К 20208

юридическими лицами Д 40702К 20208

3   Удержана сумма комиссии за операции

а)   с юридического лица Д 40702К 70107

б)   с физического лица Д 40817К 70107

4   Учтены расходы с использованием банковских карт

а)    если организация, продавшая товары обслуживается этим банком

Д 40702или 40817К 40702

На сумму дисконтной ставки Д 40702или 40817К 70107

На сумму комиссий за процессинг Д 70209К 30102

5   Оплачены предварительные расходы по изготовлению карт

Д 60312К 30102

      Сумма НДС на предварительную оплату Д 60313К 60310

      Получены банковские карты Д 61008К 60312

      Подписан договор с клиентом банка Д 70209К 61008

      Переданы карты на хранение материально ответственному лицу в оценке 1 рубль за карту Д 91202К 99999

      Передача карт на персонализацию Д 91203К 91202

      Передача в хранилище карты, прошедшие персонализацию

Д 91202К 91203

      Выданы карты клиентам Д 99999К 91202

      Получена плата с клиента за выдачу карточки

                   Д 20202

          К 70107

          К 60309

 

2.2.2       В банке-эквайере

 

Операции, совершаемые с использованием банковских карт в банке-эквайлере.

1   Выданы наличные средства в пунктах выдачи Д 30233К 20208

2   При получении возмещения на основании выписки

а) Д 30102К 30233 – на сумму выданных наличных денег

б)  Д 30102К 70107 –на сумму комиссии эквайера с клиента за пользование пункта выданной наличности.

в)   Д 70209К 30233 – на сумму комиссии за процессинг

3    Осуществление расчетов с предприятиями торговли имеющими счет, а банке-эквайере

а) при получении слипа электронного терминала на сумму совершенных операций за минусом дисконтной ставки Д 30233К 40702

б)  на сумму дисконтной ставки Д 30233К 70107

в) на основании полученных реестров платежей, зачисляются средства:

Д 30102К 30233 и одновременно на  сумму комиссии за процессинг

Д 70209К 30233

 

2.3      Анализ операций с использованием пластиковых карт

 

Участие в платежных системах, эмиссия карт, созда­ние инфраструктуры их обслуживания — не дешевые удовольствия, и лишь при грамотной и эффективной организации бизнеса банковские карты могут действи­тельно стать центром прибыли, а не дополнительной нагрузкой, которую банк вынужден нести по тем или иным причинам.

Насколько эффективен российский карточный рынок?

В 2005 г. было выпущено почти 55 млн. банковских карт. В течение года рынок вырос на 40%. Причем пере­косы в использовании очевидны.

Объем наличных денежных средств, снятых по картам, составил 2,6 трлн. руб. и вырос на 50%. Доля же безна­личной оплаты товаров и услуг увеличилась по сравне­нию с 2004 г. всего на 9% и составила лишь 7% от общего оборота по банковским картам.

Таким образом, российский рынок, демонстрируя впе­чатляющие темпы роста эмиссии и оборотов, по сути, сохраняет старую, зарплатную структуру.

В чем же причина отставания качественных измене­ний от количественных? В первую очередь — из-за мо­дели карточного бизнеса, которая перестает быть чис­то технической. Прежде перед сотрудниками карточ­ных подразделений банков стояли типовые задачи — обеспечить эмиссии определенного числа карт для со­трудников определенного числа предприятий и работу банкоматов без сбоев в дни зарплаты. Самые передо­вые могли еще предложить схему краткосрочного кре­дитования держателей карт под их же зарплату. Поэто­му на практике эти службы были далеки от таких поня­тий, как риски неплатежей, управление взаимоотно­шениями с клиентами, дифференциация карточного портфеля, управление долгами и т.д. Сегодня дело при­няло иной оборот. Карта превращается в инструмент розничного бизнеса. И банкам приходится иметь дело не с типовыми сотрудниками предприятий, а с частны­ми клиентами.

Доля кредитных карт составляет пока лишь около 5% от общего объема выдаваемых банками кредитов. Но рост будет неуклонно продолжаться, потому что это наи­более удобный и выгодный способ кредитования. Де­бетовые и электронные карты становятся неотъемлемой частью стандартного пакета розничного банковского обслуживания, а карты премиум-сегмента - важнейшим инструментом работы с VIP-клиентами. Банковская кар­та превращается в инструмент розничного обслужива­ния, инструмент получения банками прибыли.

Это превращение не происходит само по себе. Оно требует от рынка опреде­ленных усилий на всех уровнях. Необходимы измене­ния в правовом поле, а также стереотипов мышления, как банкиров, так и их клиентов; нужны новые техноло­гии - организационные, информационные, маркетин­говые. Должны меняться сами подходы к бизнесу.

По данным Центробанка, на 1 июля 2006 г. в России эмитировано 62,5 млн. карт, из них 93,7% составляют дебетовые продукты. Небольшую долю составляют кре­дитные карты, и чуть меньше 1% - предоплаченные карты. Два года назад, когда вводили регулятивные нормы в отношении выпуска кредитными организаци­ями предоплаченных карт, ожидалось, что этот сегмент карточного рынка будет более эффективным (учиты­вая упрощенную схему документооборота по предоплаченным картам, упрощенный бухгалтерский учет опе­раций с данным платежным инструментом и пр.). Од­нако на практике кредитные организации предпочита­ют осуществлять эмиссию традиционных карт - рас­четных и кредитных, по выпуску которых лидируют международные платежные системы. На долю Visa при­ходится 42, Master Card - 36%. Далее идут «Золотая корона» - 5,3%, АС Сберкарт - 4,95 и STB Card - 4%. Это ведущие платежные российские системы, как по количеству эмитированных карт, так и по объему со­вершаемых операций.

Каким банком выпущена Ваша банковская пластиковая карта (банки-эмитенты)?

■              Москва

Сбербанк России (41,4%). Русский Стандарт (9,1%), Ситибанк (8.6%). Банк Москвы (8.6%). Райффайзенбанк (8,0%), Альфа-банк (4,4%). другие банки (24.3%) -МДМ-Банк. Внешторгбанк. Росбанк. Уралсиб и т.д.

■              Российская Федерация

Сбербанк России (51,6%), Русский Стандарт (7,4%), Банк Москвы (7,2%), Альфа Банк (4,4%). Газпромбанк (3.7%), Росбанк (3,0%), Ситибанк (2,7%), другие банки (30,37%) - МДМ-Банк, Внешторгбанк, Райффайзенбанк. Уралсиб и т.д.

Что касается объемов операций, то в течение после­дних пяти лет соотношение операций, связанных с по­лучением наличных денежных средств, и безналичных платежей остается неизменным: 90 к 10. И это несмотря на количественный рост карт, активное развитие потре­бительского кредитования с использованием банковс­ких карт в сфере розничных платежей, высокие темпы развития карточной инфраструктуры, в которую, по оцен­кам ежегодно инвестируется не ме­нее 20 млн. долл.

Хорошими темпами идет закупка и установка именно терминального оборудования, банкоматов. Число бан­коматов на территории России превысило 30 тыс. еди­ниц, причем многие из них многофункциональные, т.е. могут не только выдавать наличные, но и проводить безналичные платежи. Однако, несмотря на высокие темпы развития карточ­ной инфраструктуры, она еще недостаточно развита, о чем свидетельствуют также следующие показатели: в отчетном периоде, как и в предыдущих, российские граж­дане за рубежом совершили больше операций по без­наличным платежам, чем иностранные граждане, при­ехавшие в Россию.

Во II квартале на территории России объем операций с использованием карт российских банков достиг 1 трлн. руб. За 2006 г. он достиг 4—5 трлн. руб. «Это большие показатели». Но в основном это операции по получению налич­ных и небольшая доля - операции по безналичным рас­четам.

Эффективный карточный бизнес не только строится на анализе и обмене опытом в части развития технологий, инновационных решений, но во многом за­висит и от развитости законодательства. В законодатель­ной и нормативной базе все еще существуют нерешен­ные вопросы, которые не позволяют в полной мере сти­мулировать развитие именно розничных платежей.

Существуют следующие направ­ления:

•          государственные и законодательные инициативы
на карточном рынке;

•          маркетинговые аспекты продвижения карточных
продуктов и развития карточных программ;

•          безопасность и управление рисками;

    В ходе проведенного исследования были проведены опросы среди потребителей пластиковых карт по России и отдельно по Москве. Объем выборки по России составил 1598 человек, метод исследования — индивидуальное интер­вью. Опрос проводился по репрезентативной общерос­сийской выборке с учетом квот по полу и возрасту со­гласно территориальному районированию Госкомстата в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и респуб­ликах РФ. Статистическая погрешность исследования - не более 3,4%. В Москве опросили 500 человек, имею­щих пластиковые карты (опрос проводился по репре­зентативной выборке с учетом квот по полу и возрасту, согласно данным Госкомстата). Метод исследования — телефонное и индивидуальное интервью. Статистичес­кая погрешность не превышает 4,4%.

На сегодняшний день лишь немногие владеют инфор­мацией о банковских услугах и имеют представление об использовании пластиковых карт. И при опросах эта проблема ярко обозначилась: даже сами многие пользо­ватели путались порой, какой вид карты они имеют, например, зарплатную карту или дебетовую. То же са­мое происходило при названии эмитента. Многие назы­вали компании Visa и т.д. Все это учитывалось при под­счете погрешности. Тем не менее, опрос помог опреде­лить тренды, обозначить основные мнения населения, получить реальные цифры об использовании карт и дальнейших планах их использования.

По общероссийскому опросу выявилось, что 21,4% граждан пользуются всеми видами пластиковых карт и 22,1% ими не пользуются, но планируют в будущем ими воспользоваться. А это почти половина опрошенных. Доля мужчин и женщин одинакова, наиболее активные пользователи карт (29%) — это люди в возрасте 45—59 лет. Все меньше идет ранжирование по образователь­ному цензу. Если раньше картами пользовалась наибо­лее образованная часть населения, то сейчас ими на равных пользуются люди с высшим и со средним спе­циальным образованием: примерно 37% - со средним и 35,2% - с незаконченным высшим и высшим образо­ванием.

Как давно Вы пользуетесь банковской пластиковой картой?

•    Москва

76,5% пользуются банковскими пластиковыми картами более года, из них 77,7% -владельцы зарплатных пластиковых карт

16,1% - от полугода до года, чуть более 7% участников опроса пользуются картами менее 6 месяцев

■     Российская Федерация

48,98% владельцев зарплатных карт пользуются картами более года.

по 43,75% владельцев дебетовых карт - более года / от полугода до года.

среди владельцев кредитных карт 32,47% пользуются менее 6 месяцев.

 

Что касается материального положения опрошенных, то практически половина ответили, что на продукты и одежду хватает, но покупка вещей длительного пользования является для них проблемой.

Уровень дохода пользователей карточек по России выше 5 тыс. руб. Наиболее активно пластиковыми кар­тами пользуются в Центральном федеральном округе - порядка 41% населения и в наименьшей степени - в Дальневосточном федеральном округе — лишь 6,7% на­селения.

В Москве картина несколько иная: 51,8% участников опроса пользуются банковской пластиковой картой; 28,6% не пользуются, но предполагают это сделать. Интересно, что доля пользователей мужчин и женщин также одинакова. К наиболее активным пользователям(60,4%) относятся люди в возрасте от 18 до 35 лет. 57% пользователей имеет высшее образование. 57,2% опро­шенных имеет ежемесячный доход от 10 до 30 тыс. руб. в месяц. Почти половина респондентов отметили, что могут без труда приобретать вещи длительного пользо­вания, однако для них проблемной становится покупка действительно дорогих вещей. В ходе опроса выясни­лось, что 66,6% участников имеют только одну пласти­ковую карту, 20% - 2 пластиковые карты, остальные -3 карты и больше.

На вопрос, какой именно картой вы обладаете, отве­ты были таковы: зарплатной — 72,6% опрошенных, кре­дитными — 22,4%. При этом необходимо учитывать, что большинство владельцев пластиковой банковской кар­ты ошибочно полагают, что у них кредитная карта.

Информация о работе Расчеты пластиковыми картами