Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики……………...6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее типы………………………………..6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики, цели и пути их достижения на современном этапе развития экономики ……………………………………………..8
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………….15
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

курсовая123.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Исходя  из стоимости краткосрочных денежных ресурсов, ожиданий относительно будущих значений ставки рефинансирования, оценки всего спектра рисков и будет складываться стоимость ресурсов банков, заимствуемых и размещаемых в экономике. Тем самым ставка рефинансирования выполняет роль основного инструмента денежно-кредитной политики, что соответствует принципам реализации режима инфляционного таргетирования.

     Направление и величина изменения ставки рефинансирования в 2006 - 2010 годах будут подчинены  повышению финансовой стабильности и достижению целевого уровня по инфляции. В условиях позитивного развития ситуации в денежно-кредитной сфере, прежде всего отсутствия необходимости повышения ставки рефинансирования для достижения конечного целевого ориентира по инфляции, прогнозируется, что ставка рефинансирования к концу 2010 года составит 4 - 6 процентов.

     Поддержка ликвидности банковской системы  на открытом рынке будет осуществляться в основном посредством ломбардного  кредита, операций прямого РЕПО, а  связывание структурного избытка ликвидности - за счет эмиссии краткосрочных облигаций Национального банка, проведения операций обратного РЕПО с ценными бумагами, находящимися в портфеле Национального банка. Для усиления воздействия на уровень текущей ликвидности и процентной ставки межбанковского рынка аукционные операции по изъятию ликвидности предполагается дополнить депозитными аукционами.

     Основным  каналом поступления денег в  экономику станут операции Национального  банка по рефинансированию банков.

     В настоящее время имеется ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора. Основными из них являются:

    1) все еще напряженное финансовое  состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.

    Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы.

    Доля денежных средств предприятий в ресурсной базе банков снизилась с 35 процентов на начало 2001 года до 23,8 процента на конец 2005 года (4,9 трлн. рублей). На 01.01.2007 доля привлечённых средств субъектов хозяйствования в совокупных пассивах банков составила 23,2%. При этом задолженность предприятий по кредитам на начало 2006 года составила 9,9 трлн. рублей. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты;

    2) сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках;

    3) недостаточная эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей;

    4) высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны;

    5) ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;

    6) недостаточная инновационная активность, отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

     Следует отметить, что перечисленные и  иные проблемы и факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной политики, негативно влияли и на функционирование банков.

     Совершенствование раскрытия информации о монетарных инструментах и факторах ликвидности банковской системы, расширение публикуемой информации о совершенных и планируемых операциях будут способствовать улучшению прогнозирования банками своей ликвидности, повысят прозрачность и предсказуемость финансового рынка,

     При необходимости может быть сокращено количество различных по срокам постоянно доступных инструментов, а также рассмотрен вопрос о введении в действие однодневного депозита (депозита овернайт). Появляется необходимость постепенно увеличивать лимит кредита овернайт вплоть до полной его отмены, что позволит банкам более эффективно решать проблемы в ситуациях краткосрочного непрогнозируемого дефицита ликвидности и исключить риск выхода процентных ставок межбанковского рынка за верхнюю границу коридора.

       Удержание низкого уровня инфляции в течение долгосрочного периода на отметке 3-5% в год – очень сложная задача для экономики страны. Фактором, который может оказать позитивное воздействие на улучшение состояния экономики и банковской системы должно стать углубление рыночной реформы, где центральными звеньями являются снижение числа убыточных предприятий, рост капитализации банков на рыночной основе, селекция их активов на эффективность. Кредитную экспансию системообразующих банков, направленную на финансирование убыточных предприятий, следует притормозить.

     Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики подчинено ее целям и обусловлено постепенным переходом к режиму инфляционного таргетирования, что потребует более четко определить операционный ориентир монетарной политики. Вместе с тем переход к режиму инфляционного таргетирования потребует переориентации механизма осуществления денежно-кредитной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики