Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Введение…………………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики……………...6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее типы………………………………..6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики, цели и пути их достижения на современном этапе развития экономики ……………………………………………..8
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………….15
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………
Наиболее важным инструментов контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.
При
необходимости увеличить
Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путем увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы банков на счетах центрального» так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения. Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает государственные ценные бумаги банкам, населению. Покупку ценных бумаг банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы банков, сокращая тем самым объем денежной базы и предложения денег. Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от банков; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют, прежде всего, на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.
При
осуществлении денежно-
Таким
образом, эффективность монетарной политики
в значительной мере зависит от выбора
инструментов (методов) денежно-кредитного
регулирования.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПА
Одним из главных условий достижения финансовой и макроэкономической стабилизации в любой стране является обеспечение устойчивости её национальной валюты, в том числе её покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. В Республике Беларусь соответствующая цель единой денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка закреплена Банковским кодексом Республики Беларусь.
Правовая основа денежно-кредитной политики Республики Беларусь – это основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь (на соответствующий год), Программа развития банковского сектора экономики на 2006-2010 г.г., в которой впервые предусмотрена программа развития денежно-кредитного сектора экономики до 2010 года. Центральный банк государства, Национальный банк Республики Беларусь отвечает за разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Президент Республики Беларусь как Глава государства определяет денежно-кредитную политику, гарантирует ее реализацию. Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики и Основные направления денежно-кредитной политики представляются Президенту лишь после одобрения Правительством.
На первом этапе происходит разработка долгосрочных и среднесрочных экономических программ (выработка стратегических целей и мероприятий на основе макроэкономических моделей и расчетов в Министерстве экономики с участием Национального банка Республики Беларусь). На втором - согласованная разработка ежегодных программ, а именно, прогноз экономического развития страны, государственный бюджет, прогнозный платежный баланс, отраслевые экономические программы, Основные направления денежно-кредитной политики. Далее утверждаются квартальные экономические и монетарные прогнозы, выработка мер. На четвертом этапе происходит внутриквартальная работа, а именно:
Все эти действия направлены на обеспечение низких темпов инфляции.
Устойчивость национальной денежной единицы определяется динамикой её внутренней (выражается, прежде всего, уровнем инфляции) и внешней (выражается, прежде всего, обменным курсом национальной валюты к иностранным валютам) цены.
Начиная с 2002 года Национальный банк выбирает в качестве целевого ориентира единой государственной денежно-кредитной политики показатель обменного курса белорусского рубля.
Прирост индекса потребительских цен в январе - июне 2007 г. составил 3,6 процента (или 0.59 процента в среднем за месяц) против 3,1 процента в январе - июне 2006 г. (или 0,51 процента в среднем за месяц). В июне 2007 г. по сравнению с маем прирост индекса потребительских цен составил 0,4 процента (рисунок 2.1). При этом цены на продовольственные товары возросли на 0,4 процента, на непродовольственные товары - на 0,5 процента, тарифы на услуги повысились на 0,3 процента (таблица 2.1).
Прирост
индекса цен на продовольственные
товары в январе - июне 2007 г. составил 4,4
процента (годом ранее - 3 процента). Наиболее
существенно из продовольствия подорожали
фрукты (на 16,1 процента), картофель (на
11,9 процента), соль (на 10,6 процента), что
в значительной мере обусловлено сезонным
фактором.
Рисунок 2.1 – Динамика индекса потребительских цен в 2006-2007 гг. (в процентах к предыдущему месяцу) в Республике Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за январь - июнь 2007 г. составил 2,8 процента (в январе - июне 2006 г. - 1,5 процента). В наибольшей мере подорожали бензин (на 9,5 процента), синтетические моющие средства (на 4,7 процента) и табачные изделия (на 4,6 процента). Прирост тарифов на услуги в январе - июне 2007 г, составил 3 процента (в январе - июне 2006 г. - 4,9 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги дошкольных учреждений (на 25,2 процента), оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства на электроснабжение (на 20 процентов) и газоснабжения (на 20 процентов). По данным Министерства статистики и анализа, базовая инфляция (инфляция за исключением влияния изменения цен на товары, регулируемые государством напрямую, и цен, подверженных сезонным колебаниям) в июне 2007 г. составила 0,6 процента к маю. За январь - нюнь 2007 г. прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 2,9 процента (в январе - июне 2006 г. - 2,3 процента). В январе-мае 2007 г. прирост сводного индекса потребительских цен на 45,3 процента был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее - на 43,6 процента) и на 42,9 процента - прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее - на 41 процент). Влияние роста цен на плодоовощную продукцию на общий прирост сводного индекса потребительских цен составило 11,8 процента (годом ранее - 15,5 процента).
Таблица 2.1 – Индексы цен и тарифов в январе - июне 2007 г в Республике Беларусь
Наименование показателя | Июнь 2007 г. К июню 2006 г. | Январь-июнь 2007 г. К январю-июню 2006 г. | ||
маю 2007 г. | декабрю 2006 г. | июню 2006 г. | ||
Свободный индекс потребительских цен - всего | 100,4 | 103,6 | 107,2 | 107,4 |
в том числе: | ||||
товары из них: | 100,6 | 104,1 | 107,9 | 107,3 |
продовольственные | 100,4 | 104,4 | 107,9 | 107,4 |
непродовольственные | 100,5 | 102,8 | 105,8 | 105,2 |
платные услуги | 100,3 | 103 | 107,4 | 110,1 |
Индекс базовой инфляции | 100,6 | 102,9 | 105,5 | 105,1 |
Индекс цен на промышленную продукцию | 100,4 | 108,6 | 113,6 | 116,2 |
Индекс
цен в капитальном |
101,3 | 105,9 | 110,5 | 109,5 |
Индекс цен на грузовые перевозки | 100,2 | 107,1 | 113,7 | 113,3 |
Индекс цен на продукцию сельского хозяйства | 99 | 109 | 110 | 110 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Функционирование
денежно-кредитной сферы в
ситуация на внутреннем валютном рынке находилась под влиянием внешнеторгового и платежного баланса;
динамика официальных обменных курсов белорусского рубля определялась
конъюнктурой мировых валютных рынков при обеспечении стабильного курса белорусского рубля к доллару США;
денежное
предложение соответствовало
повышение ставок по новым срочным рублевым депозитам (по сравнению с началом 2007 г.) способствовало росту срочной части рублевой денежной массы;
продолжилось увеличение уставных фондов, нормативного капитала и ресурсной базы банков;
сохранился рост требований банков к экономике, основную долю в которых составляют требования к субъектам хозяйствования;
платежная система обеспечивала эффективность, надежность и безопасность системы межбанковских расчетов.
В целом, по предварительным данным, оборот внутреннего валютного рынка в январе-июне 2007 г. увеличился относительно аналогичного периода 2006 г. на 18,5 процента и составил 23,8 млрд. долларов США, в том числе оборот внебиржевого рынка - на 20,6 процента и 14,6 млрд. долларов США соответственно.
В результате опережающего роста предложения иностранной валюты по сравнению со спросом панес чистая продажа иностранной валюты субъектами хозяйствования - резидентами Республики Беларусь в январе-июне 2007 г. увеличилась и составила 8144 млн. долларов США против 643,8 млн. долларов США в аналогичном периоде 2006г. (таблица 2.2). Обязательная продажа валютной выручки составила 3 153,8 млн. долларов США, что на 8,8 процента больше объема января-июня 2006 г.
В
результате снижения в январе-июне 2007
г. спроса и предложения иностранной валюты
со стороны нерезидентов Республики
Беларусь их чистый спрос на иностранную
валюту уменьшился и составил 190,4 млн.
долларов США против 473,5 млн. долларов
США в январе-июне 2006 г.
Таблица 2.2 - Информация об операциях на валютном рынке в январе-июне 2007 г. в Республике Беларусь
Информация о работе Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики