Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики……………...6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее типы………………………………..6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики, цели и пути их достижения на современном этапе развития экономики ……………………………………………..8
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………….15
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

курсовая123.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  важным инструментов контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

     Сущность  операций на открытом рынке заключается  в покупке-продаже государственных ценных бумаг банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.

     При необходимости увеличить предложение  денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают банки, то центральный банк увеличивает на сумму покупок резервы банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы банк может использовать для выдачи кредитов и создания дополнительных денег. Центральный банк может купить у банков ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО). В этом случае при покупке ценных бумаг на определенный срок банковские резервы увеличиваются, но как только банк выкупает свои бумаги — резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.

     Покупку государственных ценных бумаг у  населения центральный банк оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путем увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы  банков на счетах центрального» так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения. Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает государственные ценные бумаги банкам, населению. Покупку ценных бумаг банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы банков, сокращая тем самым объем денежной базы и предложения денег. Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от банков; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег.

     Для воздействия на денежную массу может  быть использован и такой инструмент денежно-кредитной политики, как  покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют, прежде всего, на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.

     При осуществлении денежно-кредитной политики  в Республике Беларусь используются следующие инструменты, которые имеют функциональную структуру:

  • Операции рефинансирования банков - операции поддержки текущей ликвидности; чрезвычайные кредиты (для поддержки устойчивости банков как кредитор последней инстанции); 
  • Привлечение ресурсов банков - обязательное резервирование средств банков, продажа государственных ценных бумаг, в т.ч. на срок (обратные РЕПО), прием в депозиты, выпуск собственных ценных бумаг
  •    Операции покупки-продажи иностранной валюты
  •    Операции с наличными деньгами
  •    Операции с драгоценными металлами и камнями
  •    Перечисления в уставные фонды банков и других организаций
  •    Операции с государственными органами
  •    Посреднические операции
  •    Регулирование цен на денежном рынке - ставка рефинансирования, обменные курсы национальной валюты, ограничения процентных ставок  (потенциально)
  •    Пруденциальные нормативы, регламентирование операций банков
  •    Организация системы межбанковских расчетов

    Таким образом, эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. 
 
 
 

    ГЛАВА 2

    АНАЛИЗ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПА 
 

    Одним из главных условий достижения финансовой и макроэкономической стабилизации в любой стране является обеспечение устойчивости её национальной валюты, в том числе её покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. В Республике Беларусь соответствующая цель единой денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка закреплена Банковским кодексом Республики Беларусь.

    Правовая  основа денежно-кредитной политики Республики Беларусь – это основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь (на соответствующий год), Программа развития банковского сектора экономики на 2006-2010 г.г., в которой впервые предусмотрена программа развития денежно-кредитного сектора экономики до 2010 года. Центральный банк государства, Национальный банк Республики Беларусь отвечает за разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Президент Республики Беларусь как Глава государства определяет денежно-кредитную политику, гарантирует ее реализацию. Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики и Основные направления денежно-кредитной политики представляются Президенту лишь после одобрения Правительством.

   На первом этапе происходит разработка долгосрочных и среднесрочных экономических программ (выработка стратегических целей и мероприятий на основе макроэкономических моделей и расчетов в Министерстве экономики с участием Национального банка Республики Беларусь). На втором -  согласованная разработка ежегодных программ, а именно, прогноз экономического развития страны, государственный бюджет, прогнозный платежный баланс, отраслевые экономические программы, Основные направления денежно-кредитной политики. Далее утверждаются квартальные экономические и монетарные прогнозы, выработка мер. На четвертом этапе происходит внутриквартальная работа, а именно:

    • Ежемесячно – монетарный прогноз и процентные ставки НБ
    • Еженедельно – прогноз ликвидности банковской системы, процентные ставки НБ и план монетарных операций
    • Ежедневно – уточнение прогноза ликвидности и проведение монетарных операций

    Все эти действия направлены на обеспечение  низких темпов инфляции.

    Устойчивость  национальной денежной единицы определяется динамикой её внутренней (выражается, прежде всего, уровнем инфляции) и внешней (выражается, прежде всего, обменным курсом национальной валюты к иностранным валютам) цены.

    Начиная с 2002 года Национальный банк выбирает в качестве целевого ориентира единой государственной денежно-кредитной политики показатель обменного курса белорусского рубля.

     Прирост индекса потребительских цен  в январе - июне 2007 г. составил 3,6 процента (или 0.59 процента в среднем за месяц) против 3,1 процента в январе - июне 2006 г. (или 0,51 процента в среднем за месяц). В июне 2007 г. по сравнению с маем прирост индекса потребительских цен составил 0,4 процента (рисунок 2.1). При этом цены на продовольственные товары возросли на 0,4 процента, на непродовольственные товары - на 0,5 процента, тарифы на услуги повысились на 0,3 процента (таблица 2.1).

     Прирост индекса цен на продовольственные  товары в январе - июне 2007 г. составил 4,4 процента (годом ранее - 3 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали фрукты (на 16,1 процента), картофель (на 11,9 процента), соль (на 10,6 процента), что в значительной мере обусловлено сезонным фактором. 

      Рисунок 2.1 – Динамика индекса потребительских цен в 2006-2007 гг.  (в процентах к предыдущему месяцу) в Республике Беларусь

          Примечание –  Источник: собственная разработка

     Прирост индекса цен на непродовольственные  товары за январь - июнь 2007 г. составил 2,8 процента (в январе - июне 2006 г. - 1,5 процента). В наибольшей мере подорожали бензин (на 9,5 процента), синтетические моющие средства (на 4,7 процента) и табачные изделия (на 4,6 процента). Прирост тарифов на услуги в январе - июне 2007 г, составил 3 процента (в январе - июне 2006 г. - 4,9 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги дошкольных учреждений (на 25,2 процента), оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства на электроснабжение (на 20 процентов) и газоснабжения (на 20 процентов). По данным Министерства статистики и анализа, базовая инфляция (инфляция за исключением влияния изменения цен на товары, регулируемые государством напрямую, и цен, подверженных сезонным колебаниям) в июне 2007 г. составила 0,6 процента к маю. За январь - нюнь 2007 г. прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 2,9 процента (в январе - июне 2006 г. - 2,3 процента). В январе-мае 2007 г. прирост сводного индекса потребительских цен на 45,3 процента был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее - на 43,6 процента) и на 42,9 процента - прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее - на 41 процент). Влияние роста цен на плодоовощную продукцию на общий прирост сводного индекса потребительских цен составило 11,8 процента (годом ранее - 15,5 процента).

     Таблица 2.1 – Индексы цен и тарифов в январе - июне 2007 г в Республике Беларусь

Наименование  показателя Июнь 2007 г. К июню 2006 г. Январь-июнь 2007 г. К январю-июню 2006  г.
маю 2007 г. декабрю 2006 г. июню 2006 г.
Свободный индекс потребительских цен - всего 100,4 103,6 107,2 107,4
в том числе:        
товары  из них: 100,6 104,1 107,9 107,3
продовольственные 100,4 104,4 107,9 107,4
непродовольственные 100,5 102,8 105,8 105,2
платные услуги 100,3 103 107,4 110,1
Индекс  базовой инфляции 100,6 102,9 105,5 105,1
Индекс  цен на промышленную продукцию 100,4 108,6 113,6 116,2
Индекс  цен в капитальном строительстве 101,3 105,9 110,5 109,5
Индекс  цен на грузовые перевозки 100,2 107,1 113,7 113,3
Индекс  цен на продукцию сельского хозяйства 99 109 110 110

          Примечание –  Источник: собственная разработка

     Функционирование  денежно-кредитной сферы в январе-июне 2007 г. характеризовалось следующими основными процессами:

     ситуация  на внутреннем валютном рынке находилась под влиянием внешнеторгового и платежного баланса;

     динамика  официальных обменных курсов белорусского рубля определялась

     конъюнктурой  мировых валютных рынков при обеспечении  стабильного курса белорусского рубля к доллару США;

     денежное  предложение соответствовало спросу экономики на деньги;

     повышение ставок по новым срочным рублевым депозитам (по сравнению с началом 2007 г.) способствовало росту срочной части рублевой денежной массы;

     продолжилось  увеличение уставных фондов, нормативного капитала и ресурсной базы банков;

     сохранился  рост требований банков к экономике, основную долю в которых составляют требования к субъектам хозяйствования;

     платежная система обеспечивала эффективность, надежность и безопасность системы межбанковских расчетов.

     В целом, по предварительным данным, оборот внутреннего валютного рынка в январе-июне 2007 г. увеличился относительно аналогичного периода 2006 г. на 18,5 процента и составил 23,8 млрд. долларов США, в том числе оборот внебиржевого рынка - на 20,6 процента и 14,6 млрд. долларов США соответственно.  

     В результате опережающего роста предложения иностранной валюты по сравнению со спросом панес чистая продажа иностранной валюты субъектами хозяйствования - резидентами Республики Беларусь в январе-июне 2007 г. увеличилась и составила 8144 млн. долларов США против 643,8 млн. долларов США в аналогичном периоде 2006г. (таблица 2.2). Обязательная продажа валютной выручки составила 3 153,8 млн. долларов США, что на 8,8 процента больше объема января-июня 2006 г.

     В результате снижения в январе-июне 2007 г. спроса и предложения иностранной валюты со стороны нерезидентов Республики Беларусь их чистый спрос на иностранную валюту уменьшился и составил 190,4 млн. долларов США против 473,5 млн. долларов США в январе-июне 2006 г.    

     Таблица 2.2 - Информация об операциях на валютном рынке в январе-июне 2007 г. в Республике Беларусь

Информация о работе Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики