Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Введение…………………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики……………...6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее типы………………………………..6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики, цели и пути их достижения на современном этапе развития экономики ……………………………………………..8
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………….15
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………
Сектора валютного рынка | Продано | Куплено | Сальдо покупки-продажи | ||
январь-июнь 2007г. | январь-июнь 2007 г. к январю-июню 2006 г., процентов | январь-июнь 2007 г. | январь-июнь 2007 г. к январю-июню 2006 г., процентов | ||
Субъекты хозяйствования-резиденты | 6957,5 | 131,1 | 6143,1 | 129,1 | -814,4 |
Нерезиденты | 1018,1 | 45,9 | 1208,6 | 44,9 | 190,4 |
Банки | 8869,2 | 109,8 | 8773,1 | 110,7 | -96,1 |
Население | 2138,7 | 142,3 | 2434,5 | 131,2 | 295,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка
В январе-июне 2007г. имело место опережение темпов роста предложения населением иностранной валюты над спросом. При этом чистая покупка населением иностранной валюты за счет наличных средств и безналичных перечислений снизилась и составила 295,8 млн. долларов США против 353,1 млн. долларов США в аналогичном периоде 2006 г.
Банки-резиденты Республики Беларусь в январе-июне 2007 г. реализовали на чистой основе 96,1 млн. долларов США против 149,6 млн. долларов США в январе-июне 2006 г.
В целом за первое полугодие 2007 г. в результате операций на всех сегментах валютного рынка сложилось совокупное чистое предложение иностранной валюты в сумме 424,3 млн. долларов США. За аналогичный период 2006 г. имел место совокупный чистый спрос в сумме 127,9 млн. долларов США.
Курсовая политика в январе-июне 2007 г. была направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости белорусского рубля.
В рамках проводимой курсовой политики была обеспечена стабильность курса белорусского рубля к доллару США. Официальный курс белорусского рубля к доллару США за январь-июнь 2007 г. снизился на 0,2 процента и на 1 июля 2007 г. составил 2 145 рублей за 1 доллар США.
В результате изменения взаимного курса российского рубля к доллару США официальный обменный курс белорусского рубля к российскому за январь-июнь 2007 г. снизился на 2,5 процента и на 1 июля 2007 г. составил 83,13 белорусского рубля за 1 российский рубль.
Следует отметить,
что проводимая курсовая политика способствовала
сохранению позитивных ценовых условий
для повышения
Рисунок 2.2 - Динамика реального курса белорусского рубля в Республике Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка
Срочные рублевые депозиты за январь-июнь 2007 г. увеличились на 9,8 процента, или на 521,8 млрд. рублей. При этом основная доля (92 процента) в их приросте пришлась на депозиты физических лиц.
В январе-июне 2007 г. срочные рублевые депозиты физических и юридических лиц увеличились на 11,9 процента и 3,3 процента соответственно (таблица 2.3). При этом их темпы роста находились ниже темпов роста за соответствующий период 2005-2006 гг. Вместе с тем в результате повышения ставки рефинансирования и снижения инфляционных и девальвационных ожиданий наблюдается постепенное восстановление темпов роста срочных депозитов физических лиц к уровню 2005-2006 гг.
Таблица 2.3 – Изменение срочных рублевых депозитов в банках Республики Беларусь
01,01,2007 | 01,07,2007 | Прирост с начала года | ||
млрд. руб. | процентов | |||
Срочные рублевые депозиты физических лиц | 4023,5 | 4503,4 | 479,9 | 11,9 |
Срочные рублевые депозиты юридических лиц | 1274,6 | 1316,6 | 42 | 3,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Объем срочных депозитов населения в иностранной валюте с начала 2007 г. увеличился на 25 процентов, или на 272,5 млн. долларов США (за аналогичный период 2006г. - на 11,7 процента, или па 95 млн. долларов США). Несмотря на значительный рост, их объем на 1 июля 2007 г. оставался значительно ниже объема срочных депозитов физических лиц в белорусских рублях. Объем переводных депозитов физических лиц в иностранной валюте па 1 июля 2007 год составил 68,6 млн. долларов США, снизившись с начала 2007г. на 1,6 млн. долларов США, или на 2,2 процента.
Объем срочных депозитов юридических лиц в иностранной валюте на 1 июля 2007 г. составил 349,8 млн. долларов США, увеличившись за январь-июнь 2007 г. на 146,7 млн. долларов США, или на 72,2 процента.
В январе-июне 2007 г. прирост переводных депозитов юридических лиц в иностранной валюте составил 6,8 процента, или 67,4 млн. долларов США. В результате, на 1 июля 2007 г. их объем составил 1 065 млн. долларов США.
Ставка рефинансирования Национального банка в январе 2007 г. не изменялась, а с 1 февраля 2007 г. в целях стимулирования сбережений в национальной валюте, снижения инфляционного и девальвационного давления, вызванного неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11 процентов годовых. В результате, за январь-июнь 2007 г. средний уровень ставки составил 10,8 процента годовых против 10,9 процента годовых в январе-июне 2006 г. С 1 июля 2007 г., учитывая замедление инфляции и стабилизацию ситуации на валютном рынке, ставка рефинансирования была снижена на 0,9 процентного пункта, до 10,0 процента годовых.
Ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям рефинансирования для ограничения денежного предложения и, соответственно, снижения спроса на валютном рынке в начале 2007 г. были повышены и с 17 января 2007 г. установлены на уровне 20 процентов годовых.
Уровень процентных ставок по постоянно доступным инструментам изъятия ликвидности в отчетном периоде был сохранен. Вместе с тем с 18 апреля 2007 г. были изменены сроки размещения средств в депозиты Национального банка по фиксированным ставкам. Размещение средств стало возможно на сроки от 1 до 5 дней по единой ставке 3 процента годовых (ранее средства принимались на 2 дня, 4 и 5 дней по ставке 3 процента годовых и на 6-7 дней по ставке 4 процента годовых). Упразднение дифференциации фиксированных ставок по депозитам главным образом было обусловлено введением усреднения фонда обязательных резервов на корсчетах банков и нового инструмента изъятия ликвидности - депозитных аукционов.
В июне 2007 г. в условиях достаточных объемов ликвидности состоялся только один ломбардный кредитный аукцион, в рамках которого предоставлено 70 млрд. рублей. Также в целях поддержания процентных ставок на денежном рынке Национальным банком осуществлялось изъятие избыточной ликвидности банков посредством проведения депозитных аукционов и аукционов КО. При этом ставки по аукционным инструментам изъятия не превышали ставку рефинансирования и составили:
средневзвешенная процентная ставка по аукционам КО - 10,9 процента годовых при среднедневном остатке 268,1 млрд. рублей; по депозитным аукционам - 10,5 процента годовых и 73,2 млрд. рублей соответственно.
В результате повышения по сравнению с началом 2007 г. ликвидности банковской системы уровень ставки по однодневным межбанковским кредитам в белорусских рублях снижался и составил 11,4 процента годовых в июне 2007 г. (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Динамика ставок по инструментам регулирования ликвидности и ставки МБК
Примечание – Источник: Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь, с. 39
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях (без учета льготных кредитов, выданных по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства, а также кредитов, выданных за счет соответствующих кредитов Национального банка и органов государственного управления) в июне 2007 г. сложилась на уровне 14,2 процента годовых, не изменившись по сравнению с маем 2007 г. В настоящее время наблюдается снижение процентов по кредитам.
В июне 2007 г. ставка по новым срочным депозитам в рублях не изменилась по сравнению с маем 2007г. и составила 11,6 процента годовых (9,7 процента годовых в декабре 2006 г.). При этом ставка по депозитам юридических лиц снизилась на 0,5 процентного пункта, до 9,6 процента годовых, а ставка по новым срочным рублевым депозитам физических лиц увеличилась на 0,4 процентного пункта, до 14,1 процентов годовых. По депозитам прослеживается тенденция увеличения процентов.
В реальном выражении за январь-июнь 2007 г. процентная ставка по новым срочным депозитам составила 4,6 процента годовых, что выше уровня аналогичного периода 2006 г. Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ в июне 2007 г. по сравнению с маем 2007 г. снизилась на 0,5 процентного пункта и составила 6,1 процента годовых. Рублевая доходность данных депозитов, с учетом изменения курса белорусского рубля к доллару США, в январе-июне 2007 г. составила 7 процентов годовых, что в 1,7 раза ниже ставки по новым срочным депозитам в рублях (11,7 процента годовых).
Таким образом, положительные реальные значения процентных ставок по вновь привлекаемым срочным рублевым вкладам, а также превышение их доходности по сравнению с депозитами в СКВ способствовали увеличению сбережений в белорусских рублях и содействовали росту ресурсной базы банков и расширению кредитования.
В
целом тенденции в денежно-
ГЛАВА 3
ПУТИ
РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
В целях повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики предполагается совершенствование инфраструктуры финансового рынка. Национальный банк и другие банки республики будут способствовать формированию финансовых институтов, аккумулирующих долгосрочные денежные ресурсы, созданию законодательной базы ипотечного кредитования, развитию рынка срочных финансовых инструментов и расширению их спектра.
Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, совершенствование инструментов денежно-кредитной политики подчинено ее целям и обусловлено постепенным переходом к режиму инфляционного таргетирования, что потребует более четко определить операционный ориентир монетарной политики. Вместе с тем переход к режиму инфляционного таргетирования потребует переориентации механизма осуществления денежно-кредитной политики на использование одного операционного ориентира - процентной ставки краткосрочного межбанковского денежного рынка. Проведение операций Национального банка на открытом рынке позволит формировать среднюю стоимость ресурсов на этом сегменте на уровне, близком к ставке рефинансирования.
На начальном этапе при сохранении преемственности режима политики, предусматривающего использование обменного курса и денежного предложения как промежуточных целей денежно-кредитной политики, предполагается использовать процентную ставку краткосрочного денежного рынка в качестве основного операционного ориентира. Кроме того, Национальный банк будет уделять внимание показателю денежной базы и ее структуре. Это обусловливается возможностью непосредственного влияния на динамику промежуточного ориентира по денежному предложению.
Информация о работе Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики