Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Введение…………………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики……………...6
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее типы………………………………..6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики, цели и пути их достижения на современном этапе развития экономики ……………………………………………..8
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………….15
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы организации денежно-кредитной
политики……………...6
1.1 Понятие
денежно-кредитной политики и ее типы………………………………..6
1.2 Инструменты
денежно-кредитной политики, цели и
пути их достижения на современном этапе
развития экономики ……………………………………………..8
2. Анализ
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………
3. Пути
развития и совершенствования денежно-кредитной
политики…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………..
Приложения……………………………………………………
ГЛАВА 1
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКА
Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев - на оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь либо тотальный, либо селективный характер.
При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты или их группы, либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний:
К селективной политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков когда те неспособны обеспечить достаточно эффективное перераспределение денежных средств и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному изменению кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой - препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности, устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним. Селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.
Выбор
типа проводимой денежно-кредитной
политики, а соответственно и набора
инструментов регулирования деятельности
банков, центральный банк осуществляет
исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры
в каждом конкретном случае. Разработанные
на основе такого выбора основные направления
денежно-кредитной политики утверждаются
законодательным органом. При этом необходимо
учитывать временной лаг между проведением
того или иного мероприятия денежно-кредитного
регулирования и проявлением эффекта
от его реализации, а также то, что денежно-кредитная
политика влияет только на монетарные
факторы нестабильности.
1.2
Инструменты денежно-кредитной
политики, цели и
пути их достижения
на современном этапе
развития экономики
Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране. Достичь заданных конечных целей можно, только правильно выбрав промежуточные цели, либо между ними существует тесная связь. В качестве последних могут выступать: объем денежной массы, уровень процентной ставки.
Главная задача денежно-кредитной политики - регулирование предложения денег, поддержание покупательской способности национальной денежной единицы.
Цели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь:
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые (административные). Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке.
Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков.
Данный метод центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос банков на кредиты центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства банкам, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи кредитов, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики.
При
повышении учетной ставки до такого
уровня, когда она становится выше
ставки межбанковского рынка, банки
сокращают заимствование
Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить банки брать у него кредиты и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег. Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.
Вместе с тем нельзя недооценивать возможность получения кредитов для банков, находящихся в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям учетной ставки банки могут судить о намерениях центрального.
Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933 гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались неэффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно-кредитной политики.
Центральные банки могут применять его как ко всем институтам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то центральный банк может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования.
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это банки, во-первых, могут оставить обязательные резервы прежними и, соответственно, уменьшить выдачу кредитов, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы в соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги, потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи кредиты истребованы, используют свои депозиты в банках, потребуют возвращения кредитов, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу кредитов.
Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране. При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают все реже.
Информация о работе Пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики