Пути
повышения конкурентоспособности
Республики Беларусь
в условиях мировой
экономической нестабильности
Минск
2010
Конкурентоспособность
– это область экономической
теории, которая анализирует фактические
данные и политику, определяющую способность
страны создавать и сохранять
среду, которая способствует повышению
стоимости предприятий и повышению
благосостояния людей.
По
оценке Международного института управления
развитием (IMD) конкурентоспособность
страны определяется по четырем разделам:
1)фэкономическая деятельность
(79 критериев) – макроэкономическая оценка
национальной экономики; 2)фэффективность правительства
(72 критерия); 3)фэффективность бизнеса
(71 критерий); 4)финфраструктура (101 критерий)1.
Таким
образом, исходя из данного подхода
к оценке конкурентоспособности
страны, для того, чтобы увеличить
конкурентоспособность Республики
Беларусь на международной арене, необходимо
воздействовать на данные показатели.
Одним
из важных критериев конкурентоспособности
страны считается внешняя торговля.
В свою очередь сальдо внешней
торговли отражает эффективность продвижения
товаров на международные рынки
по отношению к импорту зарубежных
товаров. Как отмечает Национальный
статистический комитет Республики
Беларусь, внешнеторговое сальдо в
стране отрицательно, что говорит
о преобладании импорта над экспортом.
Однако постоянное повышение объемов
экспорта создает реальную перспективу
для развития внешней торговли с
положительным сальдо2. Одним из способов
расширения торговых рынков для стран
с относительно малыми экономиками, к
которым принадлежит Беларусь, может стать
региональная интеграция. Она помогает
заключить соглашения, которые позволяют
участнику рыночных отношений из одной
страны наладить торговые отношения с
таким же участником рыночных отношений
в другой стране без дополнительных затрат3.
Таким образом, расширяются торговые рынки,
увеличивается возможность большего экспорта
товаров и услуг, что влечет за собой и
повышение конкурентоспособности.
Одним
из способов повышения конкурентоспособности
Беларуси можно считать улучшение
инвестиционного климата в стране.
Осуществление этой задачи включало
бы улучшение среды для ведения
бизнеса любых размеров в стране:
от мелких фермеров до модернизированных
фирм, а также увеличение привлекательности
экономики для инвесторов, иностранных
и отечественных. Существуют 3 основные
элемента частного инвестиционного
климата: властная и институциональная
среда, доступ к финансовым услугам
и доступ к инфраструктуре4. В докладе
Международного банка реконструкции и
развития «Ведение бизнеса 2010. Сравнительное
регулирование в 183 странах» отмечается,
что в 2008-2009 гг. были проведены реформы,
стимулирующие развитие бизнеса, однако
реформы в области получения кредита и
защиты инвесторов могли бы привлечь новых
инвесторов в страну, что помогло бы улучшить
данный показатель конкурентоспособности5.
М.
Портер (признанный специалист в области
изучения экономической конкуренции)
считает, что главным фактором обеспечения
конкурентоспособности страны является
конкурентоспособность первичного
звена – компании. А для различных
компаний немаловажной составляющей успешного
существования является налоговая
политика государства6. Всемирный банк
отмечает, что в Беларуси высока налоговая
нагрузка (налоги и сборы, взимаемые
органами управления, составляют
около 50 процентов ВВП – данные конца
2008 г.), а необычайно большое число различных
налогов ведет к тому, что налогоплательщики
вынуждены производить многочисленные
различные платежи с высокой периодичностью.
Согласно докладу Международного банка
реконструкции и развития «Ведение бизнеса
2010. Сравнительное регулирование в 183 странах»
Беларусь занимает 58 место в мире по легкости
ведения бизнеса в стране5. Таким образом,
реформирование финансовой политики,
снижение и уменьшение налоговой нагрузки
на предпринимательскую деятельность
могло бы улучшить условия для ведения
бизнеса в стране.
Большое
значение для конкурентоспособности
страны имеют также внутренние инновации.
Для среднедоходных стран ($ 3000-17 000 ВВП
на душу населения), в число которых входит
Беларусь, особенностью компаний является
использование преимущественно лицензионных
иностранных технологий, что ведет к дополнительным
затратам. В связи с этим необходимо было
бы развивать инновационные технологии
непосредственно на местах, в самих компаниях,
что способствовало бы более эффективной
модернизации компаний, и, следовательно,
усилило бы их позиции на международном
рынке6.
Денежно-кредитная
политика также значительна при
оценке конкурентоспособности страны.
Она имеет потенциальное значение
в стабилизации экономики, потому что
влияет на процентные ставки и стимулирует
или подавляет развитие бизнес-среды.
Согласно Докладу о мировом развитии
2010 внутренние кредиты, предоставленные
банковским сектором, в 2008 г. составили
31 %, что на 4 % больше, чем в 2007 г.7 Таким
образом, проведение эффективной денежно-кредитной
политики в дальнейшем также отразится
на конкурентоспособности станы.
По
оценке Всемирного Банка в Беларуси
сохранилась значительная степень
государственного контроля в экономике,
причем большая часть промышленности
и сельского хозяйства остаются
в государственной собственности.
Осуществляется частичный контроль
за заработной платой и ценами на
многие товары первой необходимости. Таким
образом, частичное уменьшение контроля
государства в экономической
деятельности в условиях мировой
нестабильности могло бы стимулировать
развитие частного бизнеса, что в
свою очередь отражалось бы на конкурентоспособности.
Немаловажное
значение имеет курс обмена, который
обеспечивает конкурентоспособность
предприятий как внутри страны, так
и за ее пределами. По оценке Всемирного
Банка в Беларуси существует негибкий
режим курсообразования (конец 2008 г.),
что ведет к макрофинансовой
уязвимости. Действия для изменения
ситуации могли бы способствовать развитию
экспорта товаров, заметно увеличив
конкурентоспособность белорусских
компаний8.
По
оценке Международного института управления
развитием (IMD) одним из разделов, определяющих
конкурентоспособность страны, является
инфраструктура, которая оценивается
по 101 критерию. Одним из критериев является
инфраструктура энергетики9. В частности
для Беларуси существует необходимость
решения проблемы оценки влияния роста
цен на развитие энергоемких отраслей
экономики страны и смягчение его негативных
последствий, которые находят отражение
и в конкурентоспособности как товаров,
производимых в стране, так и самой страны.
В Беларуси недостаточный технический
и технологический уровень производства
(использование преимущественно III и IV
технологических укладов в отличие от
V и VI укладов в передовых странах ЕС)10.
Совершенствование структуры национальной
экономики, внедрение энергосберегающих
технологий и техники, а также другие организационно-экономические
меры могли бы уменьшить затраты страны
на энергоресурсы, увеличив стабильность
экономики в международном пространстве,
что отразилось бы и на конкурентоспособности
страны.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Беларусь.
Оценка эффективности государственных
расходов и финансовая подотчетность
(ГРФП) (Документ Всемирного Банка).2009.
- Беларусь.
Производительность и конкурентоспособность
сельского хозяйства: влияние государственной
поддержки и регулирования рынков, сентябрь
2009 г. (Документ Всемирного банка) / Отдел
сельского хозяйства и развития сельских
регионов, Департамент устойчивого развития,
Регион Европы и Центральной Азии. – Минск
: Издательский центр БГУ, 2009. - 114 с.
- Полоник С.С.
Экономическая безопасность Республики
Беларусь в условиях финансового кризиса:
внешнеэкономические и финансовые аспекты
/ С.С. Полоник. – Минск : НИЭИ Министрества
экономики Республики Беларусь, 2009. –
372 с.
- Фатхутдинов
Р.А. Глобальная конкурентоспособность.
На стол современному руководителю / Р.А.
Фатхутдинов. – Москва : РИА «Стандарты
и качество», 2009. - 464 с.
- Developing essential
financial markets in smaller economies / Herve Ferhani. – Washington
: IMF, 2009. - 75 с.
- The International
Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. Doing Business
2010. Comparing Regulation in 183 Economies. Washington, 2009. - 152
с.
- The World Bank.
World Development Report 2010. Development and Climate Change. Washington,
2010. - 418 с.
- United Nations.
World Bank. Global monitoring report, 2009: a development emergency.
Washington, 2009.