Проверка основных средств и нематериальных активов при проведении аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами (НМА) осуществляется с помощью рабочей программы, составляемой независимым аудитором или аудиторской фирмой. В ней содержатся источники аудиторских доказательств (формы бухгалтерской отчетности, аналитические регистры бухгалтерского учета и т.д.), список нормативных документов, перечень тестов средств внутреннего контроля и аудиторских процедур .

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 55.82 Кб (Скачать)

По результатам инвентаризации на ЗАО «Молдавизолит»  составляется Инвентаризационная опись наличных денежных средств, на основании которой в бухгалтерии делают проводки.

На время проведения инвентаризации касса организации прекращает любые  операции с денежными средствами  другими ценностями, находящимися в  кассе.

Инвентаризация расчетов с покупателями,   поставщиками, подотчетными лицами,  работниками,  депонентами,  другими дебиторами и кредиторами заключается в  проверке обоснованности сумм,  числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Проверке   должен   быть   подвергнут   счет   "Расчеты   с поставщиками и  подрядчиками" по товарно-материальным ценностям,  оплаченным, но находящимся  в пути, и расчетам с поставщиками  по  неотфактурованным  поставкам.  Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

     В описях  на товарно-материальные  ценности,  отгруженные  и неоплаченные  в   срок   покупателями,  по  каждой  отдельной  отгрузке  приводятся наименование покупателя,  наименование товарно-материальных  ценностей, дата отгрузки, номер  товарно-транспортной накладной  и стоимость.

По   задолженности   работникам   организации ЗАО  «Молдавизолит»    выявляются невыплаченные суммы  по оплате труда,  подлежащие перечислению на счет депонентов, сроки их возникновения, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.          

Инвентаризационная  комиссия  путем документальной проверки должна также установить правильность   расчетов  наличными денежными  средствами.

Сличительные   ведомости   составляются  по  имуществу,  при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

     В сличительных  ведомостях  отражаются результаты  инвентаризации, то есть расхождения  между показателями по данным  бухгалтерского  учета и данными  инвентаризационных описей.

     Суммы излишков  и  недостач  товарно-материальных   ценностей   в сличительных  ведомостях  указываются  в   соответствии  с  их оценкой  в бухгалтерском учете.

     Для оформления   результатов   инвентаризации  могут  применяться единые  регистры,  в которых объединены  показатели  инвентаризационных  описей и сличительных ведомостей.

     На ценности,  не  принадлежащие  организации,  но  числящиеся   в бухгалтерском  учете    (находящиеся    на    ответственном   хранении, арендованные, полученные  для   переработки),   составляются   отдельные сличительные ведомости.

     Сличительные  ведомости могут быть составлены  как с использованием автоматизированных  средств оргтехники, так и вручную.

Выявленные   при   инвентаризации  расхождения  фактического наличия имущества  с  данными  бухгалтерского  учета:

  • денежные  средства и другое имущество,  оказавшиеся в  излишке, подлежат  оприходованию и постановке на соответствующий балансовый счет в составе внереализационных доходов у организации или на увеличение финансирования   (фондов)   у   бюджетной   организации   с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  • недостачи денежных  средств  и  другого имущества относятся  на виновных лиц.  В  тех  случаях,  когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом,  убытки от недостач  и  порчи списываются на  внереализационные расходы у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

  В   документах,   представляемых   для  оформления  списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли,  должны быть решения следственных  или судебных органов,  подтверждающие отсутствие виновных лиц,  либо отказ на взыскание ущерба  с  виновных  лиц,  либо заключение о факте порчи ценностей,  полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

3.3 Аудит расчетного, валютного  и других счетов в банках

Основная цель проверки — установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами на предприятии, правильности отражения их в учете.

Источники информации

  • Договоры на банковское обслуживание.
  • Выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами.
  • Регистры аналитического и синтетического учета по счетам 242 «Текущие счета в национальной валюте», 243 «Текущие счета в иностранной валюте»,  244 «Специальные счета в банках», 245 «Переводы в пути».
  • Главная книга.

План проверки:

  • установить количество и состав открытых предприятием в банках рублевых и валютных счетов, классифицировать хозяйственные операции, связанные с движением иностранной валюты;
  • выяснить законность и целесообразность операций по движению средств на этих счетах. Определить правильность отражения банковских операций в учете;
  • дать оценку состояния платежно-расчетной дисциплины;
  • провести арифметический контроль расчета курсовых разниц и подтвердить отражения на счетах бухучета.

Программа проверки:

  • выборочно проверяются банковские выписки с приложенными документами;
  • устанавливается правильность учета поступивших денежных средств и полнота их зачисления, а также правильность корреспонденции по счетам 242-245;
  • изучаются контракты (договоры), заключенные предприятием с иностранными партнерами по экспортно-импортным операциям;

 

  • проверяется полнота и своевременность зачисления валютной выручки предприятия-экспортера на его валютные транзитные счета в уполномоченных банках;
  • при закупках товаров по импорту проверяется исчисление покупной стоимости поступающих товарно-материальных ценностей, исходя из условий контрактов с учетом таможенных пошлин, транспортных расходов и прочих расходов по закупке товаров или иных ценностей.

Методы  проверки

    1. Сплошная.
    2. Выборочная.
    3. Опрос. Имеется в виду устный опрос персонала, руководства предприятия-клиента и третьих лиц, который может проводиться на всех стадиях проверки и имеет целью познакомиться с особенностями работы и отдыха сотрудников, подразделений, выяснить уровень их квалификации, состав выполняемых работ, порядок документооборота и др.
    4. Тестирование.
    5. Арифметический пересчет. Имеется в виду проверка арифметических расчетов предприятия-клиента, которая заключается в проверке арифметической точности данных документов и учетных записей путем независимого выборочного пересчета.

3.4 Типичные ошибки учета денежных  средств

Могут быть выявлены типичные ошибки и нарушения при проверке кассовых операций:

  • отсутствие кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
  • выплаты подотчетным лицам без оформления авансовых отчетов на основании оправдательных документов;

 

  • несоблюдение установленного лимита расчетов деньгами между юридическими лицами;
  • некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;
  • арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков регистров при ручном ведении учета. Обобщение результатов проверки.

Типичные  ошибки и нарушения при проверке расчетного и других счетоав в банке:

  • некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций;
  • несоответствие данных платежных поручений данным выписки банка; неполное зачисление на банковские счета валютной выручки по экспортным операциям;
  • неправильное применение курса ин. валюты при определении стоимости активов и обязательств, выраженных в ин. валюте, ошибки при исчислении курсовых разниц;
  • тексты платежных поручений, послуживших основанием для оплаты с валютного счета, не переведены на русский язык;
  • нарушение сроков исполнения обязательств по контрактам, в счет выполнения которых предприятием производились авансовые платежи за границу в валюте.

Выявленные нарушения  и ошибки фиксируются в рабочем документе аудитора. Рабочий документ может быть оформлен в виде таблицы нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендации аудитора по устранению нарушения. На заключительном этапе проверки можно составить рабочий документ по оценке влияний нарушений на показатели бухгалтерской отчетности. В рабочем документе должны быть указаны:

  • краткая характеристика нарушения;
  • расчет количественного влияния нарушения на изменяемый показатель;
  • наименование показателя, который изменяется;
  • скорректированное значение показателя.

Документируется также оценка влияния выявленных нарушений на показания бухгалтерской отчетности.

ГЛАВА 4. Проверка финансовых вложений и их использования

Финансовые вложения- вложения организации, связанные с приобретением  ценных бумаг, вложения в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том  числе дочерних и зависимых обществ), предоставленные займы другим организациям (обществам), а также приобретенная  на основе уступки прав требования (цессии) дебиторская задолженность4.

Стандарт бухгалтерского учета N 25 «Учет инвестиций» (далее  по тексту – СБУ №25) разработан во исполнение Постановления Правительства  Приднестровской Молдавской Республики от 25 февраля 2000 года N 56 «О государственной  программе перехода Приднестровской  Молдавской Республики на международную  систему бухгалтерского учета и  статистики и о реформе бухгалтерского учета».

Инвестиции   -   вложения   капитала   во   всех   его   формах,   находящегося   в   распоряжении субъекта   инвестиционной   деятельности,   в   объекты   предпринимательской   и   других видов деятельности, с целью обеспечения  его роста в предстоящем периоде, получения экономической выгоды в будущем или достижения положительного социального эффекта. К финансовым инвестициям относится приобретение инвестором акций, облигаций, а также  других ценных бумаг, выпущенных частными и корпоративными компаниями, а также  государством с целью получения  прибыли.

При    аудите   финансовых   вложений   проверяются  фактические затраты  в  ценные  бумаги  и  уставные  капиталы   других организаций, а также предоставленные  другим организациям займы.

Основными    целями   аудита   являются:  

  • выявление фактических затрат  в  ценные  бумаги  и  уставные  капиталы   других организаций, а также предоставленные другим организациям займы; 
  • сопоставление  фактического  наличия  с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете финансовых вложений.

При   проверке   фактического    наличия    ценных    бумаг  устанавливается:

  • наличие подтверждающих документов (право владения и регистрация);
  • правильность оформления ценных бумаг;
  • реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг.

При хранении ценных бумаг  в организации  их  инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией  денежных средств в кассе.

Инвентаризация  ценных  бумаг   проводится   по   отдельным эмитентам с указанием  в акте названия,  серии,  номера,  номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

     Реквизиты каждой  ценной  бумаги  сопоставляется  с данными описей (реестров книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

Инвентаризация  ценных  бумаг,  сданных   на   хранение   в специальные   организации   (банк-депозитарий   -   специализированное хранилище ценных бумаг и др.),  заключается в  сверке  остатков  сумм, числящихся на соответствующих  счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных  организаций.

Финансовые вложения в  уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные  другим организациям, при аудите должны быть подтверждены документами.

При проверке реальных инвестиций необходимо обращать внимание на правильность:

-  учета завершенного  производства;

-  учета  инвестиционных затрат  на строительные работы по  монтажу оборудования;

-  списание затрат, не увеличивающих  стоимость основных средств. Эти  затраты должны списываться со  счета 121, на счета предусмотренных  источников финансирования (334, 341, и  др.) по мере полного производства  соответствующих работ или совершения  операций:

-  учета затрат на приобретение  оборудования, сданного в монтаж;

-  учета оборудования, не требующего  монтажа;

-  учета прочих капитальных  затрат;

-  учета законченного  строительства;

-  учета приобретения  основных средств, земельных участков, объектов природопользования и  нематериальных активов;

-  определения инвентарной  стоимости законченных строительством  объектов.

1. Инвентарная стоимость законченных  строительством объектов определяется  в следующем порядке:

 а) Инвентарная стоимость  зданий и сооружений складывается  из затрат на строительные  работы и приходящихся на них  прочих капитальных затрат. Прочие  капитальные затраты включаются  в инвентарную стоимость объектов  по прямому назначению. В случае  если они относятся к нескольким  объектам, их стоимость распределяется  пропорционально договорной стоимости  вводимых в действие объектов.

Информация о работе Проверка основных средств и нематериальных активов при проведении аудита