Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:54, курсовая работа
Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами (НМА) осуществляется с помощью рабочей программы, составляемой независимым аудитором или аудиторской фирмой. В ней содержатся источники аудиторских доказательств (формы бухгалтерской отчетности, аналитические регистры бухгалтерского учета и т.д.), список нормативных документов, перечень тестов средств внутреннего контроля и аудиторских процедур .
Практика показывает, что наиболее типичными ошибками при аудите нематериальных активов, являются:
- оприходование в составе нематериальных активов, объектов которые не обеспечивают единовременное выполнение следующих условий:
а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
в) использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
е) способность приносить
организации экономические
ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
- несоблюдение момента перехода права собственности от продавца к покупателю, что приводит к недостоверному отражению нематериальных активов на балансовых счетах;
- включение в состав нематериальных активов объектов к ним не относящихся:
а) не давших положительного
результата научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
б) не законченных и не
оформленных в установленном
законодательством порядке
в) материальных объектов (материальных носителей), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных;
- отсутствие инвентарных карточек аналитического учета нематериальных активов, а те предприятия, где эти карточки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов;
- несоответствие данных о наличии нематериальных активов по Главной книге данным об их остатках по инвентарным карточкам;
- не правильное определение рыночной стоимости интеллектуальной собственности.
Запасы — материальные ценности, оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, не используемые в данный момент в производстве, хранимые на складах или в других местах и предназначенные для последующего использования. Запасы представляют способ резервирования ресурсов для обеспечения бесперебойности производства и обращения, снижения опасности возникновения простоев.
Значение аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями организации велико на ЗАО «Молдавизолит». Помимо записей бухгалтерского учета источником информации и товарно-материальных ценностях служит первичная документация: приходные ордера, требования и другие, рассматриваемые нами во второй главе дипломной работы. Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последовательный контроль за движением, сохранностью и последующим использованием материальных ресурсов. Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений рассматриваемого предприятия.
Приступая к проверке аудитору необходимо
изучить все нормативные
Цель проверки — сформировать мнение относительно правильности классификации материально-производственных запасов, реальности их оценки и достоверности отражения в учете и отчетности2.
Источники информации: договоры поставки; накладные; счета-фактуры, книги покупок; доверенности на получение ТМЦ; акты о приеме материалов; инвентаризационные описи ТМЦ; договоры о материальной ответственности; ведомости синтетического и аналитического учета и т.д.; главная книга; положение об учетной политике.
В процессе проведения аудита материально-производственных запасов необходимо решить следующие задачи: изучить состав МПЗ; ознакомиться с условиями их хранения; подтвердить первичную оценку внутреннего контроля и бухучета МПЗ; подтвердить правильность оценки запасов и отражения операций по их поступлению и использованию в учете; оценить качество проводимых инвентаризаций МПЗ.
План и программа проверки
Аудитору необходимо проверить, что оценка МПЗ осуществлена в соответствии с требованиями СБУ 2 «Запасы» в зависимости от вида поступления: приобретение за плату у юридических или физических лиц; по договору мены; безвозмездное получение; поступление в качестве вклада в уставный капитал.
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ЗАПАСОВ
№ |
Перечень вопросов и процедур по разделам аудита |
Период проведения |
Рабочие документы аудитора |
Примечание |
1 |
Проверка следующих вопросов: • изучить состав МПЗ;
оценить качество проводимых инвентаризаций МПЗ. |
02.01-03.01 |
договоры поставки; накладные; счета-фактуры, книги покупок; доверенности на получение ТМЦ; акты о приеме материалов; инвентаризационные описи ТМЦ; договоры о материальной ответственности; ведомости синтетического и аналитического учета по счетам 211, 213, 214, 811, 5213 и т.д.; главная книга; положение об учетной политике. |
Методы проверки:
арифметический пересчет. |
2 |
Аудитору необходимо проверить, что оценка МПЗ осуществлена в соответствии с требованиями СБУ 3 в зависимости от вида поступления: приобретение за плату у юридических или физических лиц; по договору мены; безвозмездное получение; поступление в качестве вклада в уставный капитал. Необходимо проверить также соответствие принципа оценки при выбытии МПЗ, заложенного в учетную политику организации с фактическим положением вещей. Принцип оценки по однородным группам МПЗ должен использоваться при любых способах выбытия: использование в процессе производства и управления; реализация на сторону; безвозмездная передача; взнос в уставный капитал. Правильность применения первичных учетных документов по учету материалов, особенно документов по расходу МПЗ (требование-накладная, лимитно-заборная карта и т.д.). Проверка, как правило, проводится выборочным методом. Правильность организации складского учета (наличие инвентарных карточек). Имеется ли приказ об установлении круга лиц, имеющих право требовать материалы, разрешать их отпуск со склада (образцы этих подписей должны находиться на складе). Разработана ли в организации номенклатура-ценник, в случае, если в приказе об учетной политике указан метод учета. Проверяется наличие приказов о назначении материально-ответственных лиц и заключение с ними договоров о полной материальной ответственности. Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по приходу и расходу МПЗ. |
04.01-28.01 |
соответствие записей сводного аналитического учета записям в главной книге и балансе |
|
3 |
Проверка расчетов показателей отчетности |
29.01-30.01 |
Петров сравнивает значения за предыдущие периоды с фактическими результатами за эти же периоды в целях: а) получения аудиторских
доказательств в отношении б) проверки формул расчета значений; в) определения того, учитывались ли аудируемым лицом различия между фактическими результатами и предыдущими оценками, а также были ли сделаны надлежащие корректировки и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. |
Обобщение результатов проверки можно осуществлять в таких рабочих документах, как таблицы выявленных нарушений по однородным группам хозяйственных операций.
Основная цель проверки — установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами, правильность их отражения в учете в соответствие с действующим законодательством ПМР.
В ходе аудита кассовых операций решаются следующие задачи:
В процессе аудита проверяются и выясняются следующие моменты:
осуществляется по следующим направлениям. При проверке контролируется юридическая обоснованность выдачи денег — наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, оказание материальной помощи, командировки, выдачу средств на представительские расходы по исполнительным листам, при проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Аудитору следует контролировать не только лимит суммы платежа при совершении расчетов с поставщиками или другими кредиторами, но также и платежные условия договоров. Сумму платежа, кроме того, подтверждают кассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам, прилагаемые к авансовым отчетам подотчетных лиц.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности на ЗАО «Молдавизолит» осуществляется в следующем порядке.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического
наличия бланков ценных бумаг
и других бланков документов
строгой отчетности
Инвентаризация начинается со сверки кассового отчета с данными журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов и соответствия учетного остатка, отраженного в отчете кассира (на день, предшествующий инвентаризации), фактическому наличию денег в кассе.
Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации.
В обратном случае, если в кассе недостача, она должна быть взыскана за счет кассира (за исключением случаев, произошедших не по вине кассира).
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Информация о работе Проверка основных средств и нематериальных активов при проведении аудита