Производительность труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:30, реферат

Краткое описание

Цель данной работы анализ факторов динамики производительности труда и перспективы роста производительности труда в России.
Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологии практически не имеет границ. Поэтому целью анализа производительности труда является выявление возможностей дальнейшего увеличения производства за счет роста производительности труда.

Файлы: 1 файл

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.docx

— 126.28 Кб (Скачать)

К ним относятся:

1. Совершенствование организации  управления производством:

- совершенствование структуры  аппарата управления;

- совершенствование систем управления  производством; 

- улучшение оперативного управления  производственным процессом; 

- внедрение автоматизированных  систем управления производством;

- развитие автоматизированных систем управления производством.

2. Совершенствование организации  производства:

- улучшение материальной подготовки производства;

- технической подготовки производства;

- кадровой подготовки производства;

         - улучшение организации производственных подразделений

- расстановка оборудования в основном производстве;

- совершенствование организации  вспомогательных служб и хозяйств (складского, энергетического, инструментального,  хозяйственного и других видов  производственного обслуживания).

3. Совершенствование организации  труда:

- внедрение передовых методов и приемов труда;

- совершенствование организации  и обслуживания рабочих мест;

- внедрение технически обоснованных норм затрат труда, расширение сферы деятельности

- нормирования труда рабочих-повременщиков  и служащих, а так же систематическая выплата заработной платы и премирования, системы морального поощрения на предприятии.

- внедрение гибких форм организации  труда; 

- профессиональный подбор кадров.

- улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;

Без использования этих факторов невозможно получить полный эффект и от факторов материально-технических.

Все перечисленные факторы тесно  связаны и взаимозависимы, они  должны изучаться комплексно. Это  необходимо для того, чтобы более  точно оценить влияние каждого  фактора, так как действия их не равноценны. Одни дают устойчивый прирост производительности труда, а влияние других является преходящим. Разные факторы требуют  различных усилий и затрат для  приведения их в действие. Классификация  факторов производительности труда  создает условия для проведения экономических расчетов по определению  степени воздействия их на изменение  производительности труда.

Важнейшим фактором роста производительности труда является совершенствование  технологии производства.[2] Она включает в себя технические приемы изготовления продукции, производственные методы, способы применения технических средств, приборов и агрегатов. Технология охватывает весь процесс материального производства - от разведки и добычи природного сырья до переработки материалов и получения готовой продукции.  
 Совершенствование технологии изготовления продукции во всех отраслях производства обеспечивает значительную интенсификацию и ускорение производственных процессов, их непрерывность и высокое качество продукции.

Существенное влияние на рост общественной производительности труда оказывает  повышение качества продукции, которое  дает возможность удовлетворять  общественные потребности с меньшими затратами труда и средств: изделия  лучшего качества заменяют большее  количество изделий более низкого  качества. Улучшение качества во многих отраслях выражается в увеличении срока  службы изделий. Повышение же долговечности  тех или иных средств труда равнозначно дополнительному увеличению выпуска этих изделий. В условиях рыночной экономики возрастает роль социально-экономических факторов, что воздействует на рост производительности труда:  
         - повышение культурно-технического уровня трудящихся,

- повышение деловой квалификации кадров,

- рост уровня жизни населения,

- творческое отношение к труду и др.

Научно-техническая революция ведет  к качественным изменениям рабочей  силы. В результате внедрения в  производство современной науки  и техники во всех отраслях экономики  страны увеличивается удельный вес  кадров, получивших специальную подготовку в вузах и средних специальных  учебных заведениях.

Важным фактором повышения эффективности производства являются духовный рост людей, социальная активность.

 

1.3. Роль личного(человеческого) фактора в повышении производительности труда

 

С возрастающей мобильностью технологий конкурентоспособность зависит  от качества, производительности и  гибкости человеческих ресурсов. Ведущие  западные эксперты прямо отмечают, что по мере вступления развитых стран  в постиндустриальную эру человеческий капитал будет приобретать все  большее значение. Такое понимание  есть по сути не что иное, как отражение места человека в современном капиталистическом производстве.

Для характеристики человеческого (личного) фактора производства используются такие понятия, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "личность", "работник", "рабочий".

Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует для  производства материальных благ и услуг.

По отношению  к непосредственному процессу труда  она выступает как потенциальная  величина.

Традиционно в отечественной экономической  науке под рабочей силой подразумевают  способность к труду.[9]

Рабочая сила как товар обладает качественной особенностью: ей присуща значительная пластичность, способность активно изменять свои характеристики и тем самым активно влиять на конъюнктуру спроса и предложения. Естественно, каждый человек имеет свой, присущий только ему диапазон товарных характеристик, востребуемых рынком труда. У одних он шире, у других - уже: все зависит от наличных знаний, умений, навыков, т.е. от того, что в широком смысле называют опытом личности, а также от ее способностей приобретать новый опыт.

Под трудовыми  ресурсами понимается все социально  активное население.

Цель управления этим видом ресурсов состоит в социальной активизации населения в решении семейных, культурных, экологических, экономических проблем. В трудовой процесс вовлекается большая часть человеческих ресурсов, где особое внимание в сфере труда уделяется подросткам, домохозяйкам, инвалидам, совместительство и параллельные работы.

Они включают часть населения в трудоспособном возрасте, из которой исключаются  инвалиды 1-й и 2-й группы и прибавляются фактически работающие пенсионеры.

Труд не может быть осуществлен  без способности к труду, а  способность к труду реализуется  только в процессе труда. Трудовые ресурсы - это совокупные способности к  труду всего общества, значительная часть которых (способности домашних хозяек, студентов и т.д.) не используется в общественном производстве. Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте.

В данной категории воплощается единство людей в биологическом и социальном смысле, их единство как личностного фактора производства, единство социально-экономической сущности.

В то же время приведенные определения  рассматривают понятия "рабочая  сила" и "трудовые ресурсы" как  пассивные объекты внешнего управления.

Поскольку "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" не что иное, как совокупность физических и умственных способностей людей, они  не могут ставить собственных  целей, иметь потребности. преследовать определенные интересы, проявлять творческую инициативу.

Человеческий  фактор – это проявление всей совокупности личностных качеств человека. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.

Человеческий  фактор - это не только коллективный работник, но и коллективный субъект  общественной жизни, имеющий социальную, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой  обеспечивает развитие общества.

Такой взгляд согласуется с пониманием цели общественного  развития как создание необходимых  условий для социального развития людей, а повышение эффективности  экономики - как средство достижения этой цели.

Признание человека полноправным и сознательным участником общественного развития наряду с жизненными потребностями  выдвигает на первый план также потребности  в творческой деятельности, информации, участия в управлении .

Представляя значительный шаг вперед по сравнению  с трудовыми ресурсами, понятие  человеческого фактора содержит определенную ограниченность: в его  рамках люди рассматриваются не как  главная ценность общества, а как  фактор внешних по отношению к  ним процессов развития. Понятно, что эта ограниченность отражает достигнутую ступень развития нашего общества.[5]

Человеческий  фактор – это экономико-политический термин, предмет интересов современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору непосредственно связано с необходимостью ускорения социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить.

Основные  изменения в структуре человеческого  фактора в современном обществе характеризуются следующим образом.

Во-первых, это порожденные микроэлектронной революцией изменения в социальных и культурных сферах, стереотипах  социального поведения, в классовых  и политических структурах, также в принятия экономических, социальных и политических решений.

Микроэлектронная  революция изменяет структуру занятости  и социально-профессиональную структуру  общества, характер и роль труда.

Во-вторых, активно осуществляется процесс  перехода от социально-экономических и политических структур к локальным структурам низового уровня, на котором и происходит во все большей мере принятие решений. Эти изменения и привели к созданию концепции "смерти трудового общества", в которой современная эпоха характеризуется как переход от индустриального общества к постиндустриальному или информационному. (Основные положения теории "смерти трудового общества" сводятся к следующему: кризис трудовой этики, изменение роли и значения рабочего класса в социальной структуре и жизни общества в целом, возникновение новой безработицы. "Новый рабочий класс", рабочий "нового типа", теория "сервисного сдвига", "средний класс" - эти и другие концепции, разработанные ведущими представителями социологической мысли - Р. Дарендорфом, А. Турэном. Г. Маркузе, Э. Гидденсом, едины в утверждениях о кардинальных изменениях, которые претерпела сфера труда и социальная структура западного общества.)

 

 

  1. Анализ реализации факторов динамики производительности труда в России

2.1. Состояние НТП и его влияние  на рост производительности труда

 

Решающим средством для повышения эффективности общественного производства, обеспечения экономического роста и решения социальных задач - научно-технический прогресс (НТП).

Научно-технический прогресс представляет собой, непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.

Научно-технический прогресс включает в себя научно-техническую революцию как свое особое состояние, как фазу развития, как одну из своих форм. Если научные революции подготавливают технические перевороты, то последние создают материальные условия и обусловливают потребность дальнейшего развития науки, техники и технологии. Сущностью научно-технического прогресса (его современной стадии научно-технической революции) является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине.

В настоящее  время экономический рост в большей  мере, чем ранее, связан с эффективностью производства. Для этого необходимо качественно преобразовать производительные силы путем внедрения в них  новейших достижений науки и техники.

Основные  направления экономического роста  и средства достижения этих целей  следующие:

  • Эффективное использование производственного потенциала;
  • Внедрение во все отрасли экономики новейших научных достижений, роли коренное преобразование управленческого аппарата;
  • Активизация социальной политики, повышение человеческого фактора в направлении влияния на эффективность производства, путем внедрения более рациональной структуры занятости.

В современном  мире экономическая мощь страны определяется не столько объемом произведенного ВНП и наличием у нее ресурсов капитала и рабочей силы, сколько  размерами ее научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал страны - это совокупный ресурс ее научно-технической сферы, который создает новые продукты и технологии. Он неразрывно связан с экономическим ресурсом, хотя относительно может быть больше или меньше последнего. Можно говорить о национальном научно-техническом потенциале, фирмы, университета, исследовательского института, лаборатории и, наконец, отдельного ученого, конструктора или творческого инженера. Научно-технический потенциал, однако, определяется не только количеством имеющихся научно-технических ресурсов, но и их качеством, умением управлять этими ресурсами, правильно оценивать перспективы, внутренней заинтересованностью ученых в открытиях и изобретениях.

Тем не менее  при характеристике состояния научно-технического прогресса в современной России необходимо начать с затрат на НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) - совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии, и других ресурсных показателей. После краха СССР затраты на НИОКР в Российской Федерации, подобно затратам на военные цели, стали обвально сокращаться. С 1989 по 1998 г. трудовые ресурсы в сфере российских НИОКР сократились в два раза, финансирование еще больше. Более чем вдвое сократился основной капитал в сфере НИОКР и число патентных заявок, поданных в России. Но начиная с 1999 г. ресурсное обеспечение сферы НИОКР стало расти вслед за начавшимся ростом российской экономики.

Информация о работе Производительность труда