Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:30, реферат
Цель данной работы анализ факторов динамики производительности труда и перспективы роста производительности труда в России.
Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологии практически не имеет границ. Поэтому целью анализа производительности труда является выявление возможностей дальнейшего увеличения производства за счет роста производительности труда.
К ним относятся:
1. Совершенствование организации управления производством:
- совершенствование структуры аппарата управления;
- совершенствование систем
- улучшение оперативного
- внедрение автоматизированных
систем управления
- развитие автоматизированных систем управления производством.
2. Совершенствование организации производства:
- улучшение материальной подготовки производства;
- технической подготовки производства;
- кадровой подготовки производства;
- улучшение организации производственных подразделений
- расстановка оборудования в основном производстве;
- совершенствование организации
вспомогательных служб и
3. Совершенствование организации труда:
- внедрение передовых методов и приемов труда;
- совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;
- внедрение технически обоснованных норм затрат труда, расширение сферы деятельности
- нормирования труда рабочих-
- внедрение гибких форм
- профессиональный подбор кадров.
- улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;
Без использования этих факторов невозможно получить полный эффект и от факторов материально-технических.
Все перечисленные факторы тесно связаны и взаимозависимы, они должны изучаться комплексно. Это необходимо для того, чтобы более точно оценить влияние каждого фактора, так как действия их не равноценны. Одни дают устойчивый прирост производительности труда, а влияние других является преходящим. Разные факторы требуют различных усилий и затрат для приведения их в действие. Классификация факторов производительности труда создает условия для проведения экономических расчетов по определению степени воздействия их на изменение производительности труда.
Важнейшим фактором роста производительности
труда является совершенствование
технологии производства.[2] Она включает
в себя технические приемы изготовления
продукции, производственные методы, способы
применения технических средств, приборов
и агрегатов. Технология охватывает весь
процесс материального производства -
от разведки и добычи природного сырья
до переработки материалов и получения
готовой продукции.
Совершенствование технологии изготовления
продукции во всех отраслях производства
обеспечивает значительную интенсификацию
и ускорение производственных процессов,
их непрерывность и высокое качество продукции.
Существенное влияние на рост общественной
производительности труда оказывает
повышение качества продукции, которое
дает возможность удовлетворять
общественные потребности с меньшими
затратами труда и средств: изделия
лучшего качества заменяют большее
количество изделий более низкого
качества. Улучшение качества во многих
отраслях выражается в увеличении срока
службы изделий. Повышение же долговечности
тех или иных средств труда равнозначно
дополнительному увеличению выпуска этих
изделий. В условиях рыночной экономики
возрастает роль социально-экономических
факторов, что воздействует на рост производительности
труда:
- повышение культурно-технического
уровня трудящихся,
- повышение деловой квалификации кадров,
- рост уровня жизни населения,
- творческое отношение к труду и др.
Научно-техническая революция
Важным фактором
повышения эффективности
1.3. Роль личного(человеческого) фактора в повышении производительности труда
С возрастающей мобильностью технологий конкурентоспособность зависит от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов. Ведущие западные эксперты прямо отмечают, что по мере вступления развитых стран в постиндустриальную эру человеческий капитал будет приобретать все большее значение. Такое понимание есть по сути не что иное, как отражение места человека в современном капиталистическом производстве.
Для характеристики человеческого (личного) фактора производства используются такие понятия, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "личность", "работник", "рабочий".
Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует для производства материальных благ и услуг.
По отношению
к непосредственному процессу труда
она выступает как
Традиционно
в отечественной экономической
науке под рабочей силой
Рабочая сила как товар обладает качественной особенностью: ей присуща значительная пластичность, способность активно изменять свои характеристики и тем самым активно влиять на конъюнктуру спроса и предложения. Естественно, каждый человек имеет свой, присущий только ему диапазон товарных характеристик, востребуемых рынком труда. У одних он шире, у других - уже: все зависит от наличных знаний, умений, навыков, т.е. от того, что в широком смысле называют опытом личности, а также от ее способностей приобретать новый опыт.
Под трудовыми ресурсами понимается все социально активное население.
Цель управления этим видом ресурсов состоит в социальной активизации населения в решении семейных, культурных, экологических, экономических проблем. В трудовой процесс вовлекается большая часть человеческих ресурсов, где особое внимание в сфере труда уделяется подросткам, домохозяйкам, инвалидам, совместительство и параллельные работы.
Они включают
часть населения в
Труд не может быть осуществлен
без способности к труду, а
способность к труду
В данной
категории воплощается единство
людей в биологическом и
В то же время приведенные определения рассматривают понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" как пассивные объекты внешнего управления.
Поскольку "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" не что иное, как совокупность физических и умственных способностей людей, они не могут ставить собственных целей, иметь потребности. преследовать определенные интересы, проявлять творческую инициативу.
Человеческий фактор – это проявление всей совокупности личностных качеств человека. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.
Человеческий фактор - это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой обеспечивает развитие общества.
Такой взгляд
согласуется с пониманием цели общественного
развития как создание необходимых
условий для социального
Признание человека полноправным и сознательным участником общественного развития наряду с жизненными потребностями выдвигает на первый план также потребности в творческой деятельности, информации, участия в управлении .
Представляя значительный шаг вперед по сравнению с трудовыми ресурсами, понятие человеческого фактора содержит определенную ограниченность: в его рамках люди рассматриваются не как главная ценность общества, а как фактор внешних по отношению к ним процессов развития. Понятно, что эта ограниченность отражает достигнутую ступень развития нашего общества.[5]
Человеческий фактор – это экономико-политический термин, предмет интересов современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору непосредственно связано с необходимостью ускорения социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить.
Основные
изменения в структуре
Во-первых,
это порожденные
Микроэлектронная революция изменяет структуру занятости и социально-профессиональную структуру общества, характер и роль труда.
Во-вторых, активно осуществляется процесс перехода от социально-экономических и политических структур к локальным структурам низового уровня, на котором и происходит во все большей мере принятие решений. Эти изменения и привели к созданию концепции "смерти трудового общества", в которой современная эпоха характеризуется как переход от индустриального общества к постиндустриальному или информационному. (Основные положения теории "смерти трудового общества" сводятся к следующему: кризис трудовой этики, изменение роли и значения рабочего класса в социальной структуре и жизни общества в целом, возникновение новой безработицы. "Новый рабочий класс", рабочий "нового типа", теория "сервисного сдвига", "средний класс" - эти и другие концепции, разработанные ведущими представителями социологической мысли - Р. Дарендорфом, А. Турэном. Г. Маркузе, Э. Гидденсом, едины в утверждениях о кардинальных изменениях, которые претерпела сфера труда и социальная структура западного общества.)
2.1.
Состояние НТП и его влияние
на рост производительности
Решающим средством для повышения эффективности общественного производства, обеспечения экономического роста и решения социальных задач - научно-технический прогресс (НТП).
Научно-технический прогресс представляет собой, непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.
Научно-технический прогресс включает в себя научно-техническую революцию как свое особое состояние, как фазу развития, как одну из своих форм. Если научные революции подготавливают технические перевороты, то последние создают материальные условия и обусловливают потребность дальнейшего развития науки, техники и технологии. Сущностью научно-технического прогресса (его современной стадии научно-технической революции) является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине.
В настоящее
время экономический рост в большей
мере, чем ранее, связан с эффективностью
производства. Для этого необходимо
качественно преобразовать
Основные направления экономического роста и средства достижения этих целей следующие:
В современном мире экономическая мощь страны определяется не столько объемом произведенного ВНП и наличием у нее ресурсов капитала и рабочей силы, сколько размерами ее научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал страны - это совокупный ресурс ее научно-технической сферы, который создает новые продукты и технологии. Он неразрывно связан с экономическим ресурсом, хотя относительно может быть больше или меньше последнего. Можно говорить о национальном научно-техническом потенциале, фирмы, университета, исследовательского института, лаборатории и, наконец, отдельного ученого, конструктора или творческого инженера. Научно-технический потенциал, однако, определяется не только количеством имеющихся научно-технических ресурсов, но и их качеством, умением управлять этими ресурсами, правильно оценивать перспективы, внутренней заинтересованностью ученых в открытиях и изобретениях.
Тем не менее при характеристике состояния научно-технического прогресса в современной России необходимо начать с затрат на НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) - совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии, и других ресурсных показателей. После краха СССР затраты на НИОКР в Российской Федерации, подобно затратам на военные цели, стали обвально сокращаться. С 1989 по 1998 г. трудовые ресурсы в сфере российских НИОКР сократились в два раза, финансирование еще больше. Более чем вдвое сократился основной капитал в сфере НИОКР и число патентных заявок, поданных в России. Но начиная с 1999 г. ресурсное обеспечение сферы НИОКР стало расти вслед за начавшимся ростом российской экономики.